Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Ревенко Т.М.
и судей краевого суда Михеева С.Н.
Антипенко А.А.
при секретаре Прозоровской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 02 августа 2016 г. гражданское дело по иску Федоровой Е. И., Бочкаревой В. Г., Тюкавкина В. Д., Уваровского А. А.ча к ОАО "Читаэнергосбыт", ПАО "Межрегиональная распределительная компания Сибири" о признании действий незаконными, понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе представителя ПАО "МРСК Сибири" Марковой О.Ю.
на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 22 марта 2016 г., которым постановлено: исковые требования Федоровой Е. И., Бочкаревой В. Г., Тюкавкина В. Д., Уваровского А. А.ча к ОАО "Читаэнергосбыт", ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" о признании действий незаконными, понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Признать незаконным со стороны ОАО "МРСК Сибири" установку обще домового прибора учета потребления электрической энергии по адресу: "адрес".
Обязать ОАО "Читаэнергосбыт" произвести перерасчет платы за коммунальную услугу "электроснабжение", потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией, а также в случаях заключения договора управления с управляющей организацией товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом Федоровой Е. И., Бочкаревой В. Г., Тюкавкину В. Д., Уваровскому А. А.чу, согласно формуле 15 (необорудованном коллективным (общёдомовым) прибором учета) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" с 01.01.2013 года по день вынесения решения суда.
Обязать ОАО "Читаэнергосбыт" начислять Федоровой Е. И., Бочкаревой В. Г., Тюкавкину В. Д., Уваровскому А. А.чу плату за коммунальную услугу "электроснабжение", потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с даты вынесения решения суда по формуле 15 (необорудованном коллективным (общедомовым) прибором учета) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" до введения в эксплуатацию общедомового прибора.учета, установленного с соблюдением действующего законодательства.
Взыскать с ОАО "Читаэнергосбыт", ОАО "Межрегиональная сетевая компания Сибири" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере по "данные изъяты" руб. 00 коп., с каждого.
Заслушав доклад судьи краевого суда Михеева С.Н., судебная коллегия
установила:
Федорова Е.И., Бочкарева В.Г., Тюкавкин В.Д., Уваровский А.А. обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Они являются собственниками квартир, расположенных по адресу: "адрес". Прибор учета электрической энергии в доме истцов установлен ОАО "МРСК Сибири" с 2009 года и обслуживается данной сетевой организацией. Свидетельства о поверке установленного общедомового прибора учета электрической энергии отсутствуют. ОАО "Читаэнергосбыт" производит им начисление платы за расход электрической энергии на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомовых приборов учета электрической энергии. Полагают, что установка общедомового прибора учета электроэнергии в их доме и ввод его в эксплуатацию для целей начисления им платы являются незаконными, поэтому данные приборы учета следует считать отсутствующими. Ими, как собственниками жилого помещения, не принималось решение о приобретении и установке коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии. ОАО "Читаэнергосбыт" не представлено сведений о направлении в адрес собственников помещений многоквартирного жилого дома предложений об оснащении здания прибором учета электрической энергии. Полагают, что прибор учета электрической энергии установлен с нарушением действующего законодательства, на нем отсутствует пломба энергоснабжающей организации. Со стороны ОАО "Читаэнергосбыт" имело место нарушение прав потребителя, выразившееся в начислении им платы за общедомовые нужды по общедомовому прибору учета, установленному и допущенному в эксплуатацию с нарушением действующего законодательства. Со стороны ОАО "МРСК Сибири" имело место нарушение прав потребителя, выразившееся в установке прибора учета с нарушением действующего законодательства. Просили признать незаконным со стороны ОАО "МРСК Сибири" установку общедомового прибора учета потребления электрической энергии по адресу: "адрес". Обязать ОАО "Читаэнергосбыт" произвести перерасчет платы за коммунальную услугу "электроснабжение", потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией, а также в случаях заключения договора управления с управляющей организацией товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом истцам, согласно формуле 15 (необорудованном коллективным (общедомовым) прибором учета) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" с 01.01.2013 года по момент вынесения решения суда. Обязать начислять ОАО "Читаэнергосбыт" истцам плату за коммунальную услугу "электроснабжение", потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с момента вынесения решения суда по формуле 15 (необорудованном коллективным (общедомовым) прибором учета) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" по нормативу ежемесячно, до введения в эксплуатацию нового общедомового прибора учета, установленного с соблюдением требований действующего законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО "Борзинское пиво".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ПАО "МРСК Сибири" Маркова О.Ю. просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что судом первой инстанции не установлены обстоятельства, не применен закон подлежащий применению, а именно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов" (утв. Постановлением правительства 06.05.2011 N 354, далее Правила 354). Судом не установлен факт наличия либо отсутствия управляющих компаний. Вывод суда первой инстанции, о том, что начисление ОДН собственникам жилых помещений в многоквартирном "адрес" напрямую зависит от показаний ОДН, противоречит нормам жилищного законодательства. В данном случае собственниками многоквартирных домов не решался вопрос об оплате электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужны свыше норматива. Таким образом, начисление платы не должно превышать установленного законом норматива. Отмечает, что жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме. Вне зависимости от наличия либо отсутствия общедомового прибора учета, собственники многоквартирного "адрес" в "адрес" обязаны нести расходы на потребление электрической энергии по нормативу ввиду наличия управляющей компании, отсутствия непосредственного управления и решения общего собрания собственников об оплате ОДН свыше норматива. Судом не применены нормы Федерального закона о 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", подлежащие применению в части срока допуска общедомового прибора учета, направления уведомления об установке. Разрешая спор, суд первой инстанции не учел, что принятым 23.11.2009 года Федеральным законом N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Указывает, что судом не приняты во внимание нормы материального права, предусматривающие право управляющей компании выступать в интересах собственников многоквартирного "адрес", расположенного по "адрес". Разрешая спор, суд не учел, что управляющая организация должна была обеспечить эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, в связи с чем, проведение мероприятий по вводу их в эксплуатацию, снятию показаний приборов относится именно к управляющей организации. В целях исполнения требования п. 12 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении ... " ПАО "МРСК Сибири" произвело установку общедомового прибора учета электроэнергии по вышеуказанному адресу за собственный счет без предъявления в дальнейшем понесенных затрат собственникам жилых помещений. Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии доказательств соблюдения срока допуска прибора, ссылаясь на то, что ПАО "МРСК Сибири" не могло произвести допуск прибора учета в течение месяца с момента его установки. Кроме того, ссылается на сложившуюся практику судебных актов Забайкальского краевого суда и районных судов Забайкальского края.
Истцы, представители третьих лиц, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявляли. В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения представителя ответчика ПАО "МРСК Сибири" Тереховой Т.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" - Костенко Е.В., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к электрическим сетям централизованного электроснабжения.
В силу ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с положениями абз. 7 п. 2, п.п. "г", п.4, п.п. 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденным Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354), исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт "с" пункта 31 Правил).
В силу ч.9 ст. 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу, и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В целях исполнения данной обязанности в соответствии с ч. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении, энергоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 года N 178.
Из смысла ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, до 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые, в нарушение требований частей 3-6.1, не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (далее по тексту - Основные положения).
Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
С учетом указанных нормативных положений, а также фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о соблюдении порядка ввода в эксплуатацию ОДПУ, не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают подробной оценки его установки, данной судом первой инстанции.
Уполномоченный собственниками дома представитель при составлении акта допуска ОДПУ от 18.09.2013 г. не присутствовал. Полномочий на подписание акта жильцом Матафоновой Ю.И. в суд не представлено, ссылки об этом отсутствуют в самом акте. Доказательств об обратном ответчиком не представлено.
Ссылка в жалобе на то, что суд не установилналичие управляющей компании в доме, не может быть принята во внимание, поскольку суд пришел к правильному выводу о том, что в доме, где проживают истцы, способ управления не определен.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований для отмены решения, являлись предметом судебного рассмотрения, направлены на иную оценку представленных доказательств, а потому не могут служить основанием к отмене постановленного решения.
Фактические обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения по делу не установлено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 22 марта 2016 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ПАО "МРСК Сибири" Марковой О.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна:
Судья Забайкальского краевого суда С.Н. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.