Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кулаковой О.К.
судей краевого суда Усольцевой С.Ю., Чайкиной Е.В.
при секретаре Геласимовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 03 августа 2016 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хилокского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, администрации муниципального района "Хилокский район" Забайкальского края о понуждении к действиям, признании бездействия незаконным,
по апелляционной жалобе представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Коротковой Н.И.
на решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 19 мая 2016 года, которым постановлено иск удовлетворить. Признать бездействие администрации муниципального района "Хилокский район" Забайкальского края, выразившееся в длительном невыполнении полномочий, установленных действующим законодательством в сфере образования, незаконным, а именно в непринятии мер по осуществлению образовательной деятельности муниципальным бюджетным образовательным учреждением Средняя общеобразовательная школа N23 пгт.Могзон, отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья граждан;
обязать администрацию муниципального района "Хилокский район" Забайкальского края выделить денежные средства на строительство нового здания для муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа N23 пгт.Могзон, заложив ассигнования на строительство школы в бюджете муниципального района "Хилокский район" на 2016-2017 годы;
обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края выделить денежные средства, предусмотрев бюджетные ассигнования на 2016-2017 годы в части софинансирования из средств бюджета Забайкальского края строительства здания муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа N23 пгт.Могзон.
Заслушав доклад судьи Усольцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Хилокского района обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки соблюдения прав на получение образования несовершеннолетними, установлены нарушения. Так, средняя школа N23 в пгт.Могзон расположена в трех зданиях: ул.Профсоюзная, 54, ул.Профсоюзная, 54 "А", ул.Олега Кошевого, 3. Техническое состояние здания по ул.Профсоюзная, 54 является аварийным. Согласно ответу ответчика в 2016 году планируется строительство новой школы. В настоящее время обучение организовано в двух зданиях: по ул.Профсоюзная, 54 "А" площадью 960,4 кв.м. и по ул.Олега Кошевого, 3 площадью 971,7 кв.м. Предпринимаемые администрацией муниципального района "Хилокский район" меры по реконструкции здания школы являются недостаточными для обеспечения образовательного процесса, не обеспечивают безопасности жизни и здоровья обучающихся, указанным ответчиком не выполняются полномочия, возложенные на него п.5 ч.1 ст.9 Закона об образовании. Должных мер для реконструкции школы администрацией муниципального района не предпринимается. Денежные средства на необходимые мероприятия в бюджете района не заложены. Установлено, что эксплуатируемые в настоящее время здания не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. Согласно п.9.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N189 размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) существующих основных зданий общеобразовательных учреждений. Однако школа размещается в приспособленных зданиях с 1993 года, изложенное свидетельствует о том, что у учреждения отсутствует проект вопреки требованиям п.4.1. СанПин N189. Площадь учебных кабинетов не учитывает площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели, для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, что предусмотрено п.4.9 СанПин N189. Площадь кабинета информатики меньше, чем предусмотрено п.п.4.10, 4.11 СанПин N189. Признание аварийным здания по ул.Профсоюзная, 54 привело к невозможности эксплуатации лаборантских. В оставшихся зданиях их размещение невозможно из-за отсутствия помещений. Количество кабинетов имеется в достаточном количестве за счет перевода процесса обучения на две смены, что противоречит п.4.3 СанПин N189. Указывает на то, что сложившаяся ситуация в городском поседении "Могзонское" нарушает права несовершеннолетних на предоставление общедоступного среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, гарантированного Конституцией РФ, что недопустимо.
Уточнив исковые требования, прокурор просил признать бездействие администрации муниципального района "Хилокский район", выразившегося в длительном невыполнении своих полномочий, установленных действующим законодательством в сфере образования, незаконным. Обязать администрацию муниципального района "Хилокский район" выделить денежные средства на строительство нового здания школы в п.Могзон Хилокского района, заложив ассигнования на строительство школы в бюджете муниципального района "Хилокский район" на 2016-2017 года. Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края выделить денежные средства, предусмотрев бюджетные ассигнования на 2016-2017 годы в части софинансирования средств краевого бюджета на строительство здания МБОУ СОШ N23 п.Могзон.
Определением суда от 25 марта 2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Короткова Н.И. просит решение суда в части возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности по выделению денежных средств отменить, как постановленное незаконно, с нарушением норм материального права. Указывает, что законом предусмотрено предоставление субвенций муниципальным образованиям в сфере образования, но только на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Размеры, состав и методика расчета этой субвенции для местных бюджетов дополнительно устанавливаются Законом Забайкальского края от 22 июля 2014 года N1017-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях" и Законом о бюджете Забайкальского края на текущий финансовый год. Финансирование расходов на содержание зданий муниципальных образовательных учреждений, строительство муниципальных образовательных учреждений за счет средств краевого бюджета не предусмотрено. Судом не в полном объеме приведена в решении норма п.9.3.3 Положения о Министерстве образования, без учета того, что указанный орган выполняет предусмотренные для него функции посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми законами Забайкальского края. Кроме того, бремя содержания имущества несет собственник. Решение судом постановлено без учета норм бюджетного законодательства. Министерство образования законом не наделено полномочиями по формированию бюджетных ассигнований на строительство муниципального образовательного учреждения. Считает, что отсутствие у администрации муниципального района средств на строительство школы не порождает обязанности у Министерства образования финансировать строительство школы. В судебном решении не приведены правовые основания возложения обязанности на Министерство образования. Принимая решение, суд также не учел, что федеральной целевой программой "Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы" предусмотрено совместное финансирование мероприятий из федерального, регионального и местного бюджетов. Финансирование будет осуществляться после принятия решения Правительством РФ о выделении Забайкальскому краю средств на реализацию программы на текущий финансовый год и предоставлению субсидии из бюджета края при соблюдении установленного порядка. Реализация Программы на территории Забайкальского края не может являться правовым основания для понуждения Министерства образования профинансировать строительство конкретных объектов, поскольку выделение денежных средств на эти цели муниципальным образованиям будет производиться в порядке, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ.
В суд апелляционной инстанции не явились представители ответчиков: администрации муниципального района "Хилокский район", Министерства территориального развития Забайкальского края, третьего лица МБОУ СОШ N23 пгт.Могзон, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не заявили суду об уважительности причин неявки, не просили об отложении разбирательства дела. С учетом мнения прокурора, представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, которые в судебном заседании поддержала представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Серебрякова А.Ю., заслушав прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Выскубову С.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены решения суда первой инстанции предусмотрены ст.330 ГПК РФ. К ним отнесены пунктом 4 указанной нормы нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при принятии решения.
В силу ч.ч.1, 2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции при разрешении спора неправильно применен материальный закон, а именно, не применен закон, подлежащий применению, поэтому судебное решение подлежит проверке в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о нарушении судом норм бюджетного законодательства, принятия решения без учета порядка реализации федеральной целевой программой "Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы" законны и обоснованны.
Правоотношения в области образования регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьей 1 которого определено, что предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В силу ст.5 Федерального закона "Об образовании в РФ" в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Обращаясь в суд с иском, прокурор, указал на бездействие ответчиков - администрации муниципального образования "Хилокский район" (далее администрация муниципального образования, муниципального района) и Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее Министерство образования), выразившегося в ненадлежащем обеспечении образовательного процесса учащихся в МБОУ СОШ N23 пгт.Могзон, в силу чего ответчиками должны быть выделены бюджетные ассигнования на строительство новой школы.
Суд первой инстанции, разрешая спор, согласился с доводами иска о нарушении ответчиками положений п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N113-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и исходил из того, что на администрацию муниципального района возложена обязанность организовать и обеспечить выполнение санитарного законодательства, обеспечить безопасность здоровья человека при осуществлении образовательной деятельности муниципальным образовательным учреждением, которую данный ответчик не исполнил, чем проявил бездействие. С учетом постановленных выводов, со ссылкой на п.9.3.3 Положения о Министерстве образования, суд посчитал возможным возложить на указанный орган и администрацию муниципального района обязанность по финансированию строительства новой школы в пгт.Могзон.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Из материалов дела следует, что образовательный процесс в пгт.Могзон Хилокского района Забайкальского края осуществляется в трех зданиях: по ул.О.Кошевого, 3 (1965 года постройки), ул.Профсоюзной, 54 (1935 года постройки), ул.Профсоюзной, 54 "А" (1958 года постройки). К зданию по ул.Профсоюзной, 54 был пристроен спортивный зал в 1964 году площадью 228,2 кв.м.
Из ответа главы муниципального района "Хилокский район" Коновалова Ю.И. от 19 декабря 2015 года, адресованного прокурору, следует, что с 2005 года школа оснащается мебелью и учебными пособиями, на что было затрачено более 2 млн. руб. В 2009 году здание по ул.Профсоюзной, 54 "А" поставили на капитальный ремонт, было выделено из федерального бюджета 2.694.419,12 руб., из муниципального бюджета 900.000 руб. Была отремонтирована крыша, укреплены стены, заменены полы, отштукатурены стены и фасад, вставлены окна. В 2012-2013 годах в здании по ул.О.Кошевого, 3 была отремонтирована канализация, на что из федерального бюджета было затрачено 1 млн. руб., из местного бюджета - 400.000 руб. В здании по ул.Профсоюзной, 54 была заменена система отопления в полном объеме, электропроводка и смонтирован тепловой узел, на что из федерального бюджета было выделено 2 млн. руб., из местного бюджета 500.000 руб. За прошедшее время заменено технологическое оборудование, электропечи, холодильники, водонагреватели. Получены за счет учебных расходов классы физики, начальные классы, кабинет физкультуры, биологии, компьютерная техника, интерактивные доски, множительная техника, учебники. Материально-техническая база соответствует аккредитационным нормам. Здание по ул.Профсоюзная, 54 признано аварийным, с износом 81%, кроме спортивного зала (л.д.7-8).
Изложенные выше сведения подтверждаются информацией председателя Комитета образования, адресованной прокурору, от 02 ноября 2015 года (л.д.10), распоряжением Главы муниципального района "Хилокский район" от 10 июля 2013 года N1436 "О распределении дополнительных бюджетных средств по краевой долгосрочной программе "Образование" (2012-2015 г.г.)" в 2013 году (л.д.11), приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 01 апреля 2013 года N237 "О распределении дополнительных бюджетных средств по краевой долгосрочной программе "Образование" (2012-2015)" в 2013 году (л.д.12-16) информацией директора МБОУ СОШ N23 пгт.Могзон Данжурова Б.Б. (л.д.18-20).
Таким образом, опровергаются выводы суда о бездействии администрации муниципального района в части организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в пгт.Могзон. Представленной информацией подтверждается выделение денежных средств для обеспечения процесса образования в действующих зданиях школы и соблюдения санитарно-эпидемиологических норм. Поэтому решение суда в этой части нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно постановлено без учета фактических обстоятельств, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на недоказанных обстоятельствах.
Из протокола намерений, подписанного Министром образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и заместителем Главы муниципального района "Хилокский район" 18 ноября 2015 года следует, что сторонам протокола соответствует программа "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы", утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 года N2145-р (далее - Программа), в связи с чем запланировано строительство школы в п.Могзон (л.д.9).
Возлагая на ответчиков по делу: администрацию муниципального района "Хилокский район" и Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанность по выделению денежных средств на строительство нового здания для МБОУ СОШ N23 пгт.Могзон со ссылкой на указанную выше Программу, разделом 3 которой предусмотрено строительство школы в пгт.Могзон, суд первой инстанции не учел, что Программа реализуется при условии выполнения запланированных мероприятий и достижении объемов финансирования. Данные мероприятия предполагают строительство школ с использованием типовых проектов, предусматривающих соответствие архитектурных решений современным требованиям к организации образовательного процесса, возможность трансформации помещений, позволяющей использовать помещения для разных видов деятельности. Предусматривается также выполнение работ по организационно-техническому и аналитическому сопровождению Программы, заключение соглашений, необходимых для реализации Программы, включая организацию экспертизы заявок на участие в Программе и результатов работ.
Проведение данных мероприятий обеспечивается финансированием за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и привлечения внебюджетных источников, что следует из пунктов 2 и 3 Распоряжения от 23 октября 2015 года N2145-р и Раздела IV Программы.
Объемы финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определены в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N999, которые устанавливают порядок определения целей предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субсидии), условия предоставления субсидий и принципы их распределения между субъектами Российской Федерации.
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
В качестве условий предоставления и расходования субсидий Правилами определены:
а) перечень мероприятий, подлежащих утверждению правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидий;
б) требование о наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
в) использование типовой проектной документации, которая разработана для аналогичного объекта капитального строительства и информация о которой внесена в Реестр типовой проектной документации (при наличии такой документации), - в отношении субсидий, за счет которых осуществляется софинансирование строительства объектов капитального строительства;
г) возврат субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 настоящих Правил.
Из отзыва представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на иск следует, что проект школы не включен в Реестр. Поскольку строительный сезон в крае короткий, строительство школы перенесено ориентировочно на 2017 год. Точные сроки строительства школы будут определены после включения проекта в Реестр, а также определения объема федеральной субсидии Забайкальскому краю на реализацию данной программы в 2017 году и принятия окончательного решения на уровне Правительства Забайкальского края. Кроме того, при формировании перечня приоритетных объектов капитального строительства общеобразовательных организаций учитывались районы, где осуществляется обучение в три смены. В перечень приоритетных объектов, рассчитанный до 2018 года, включен, в том числе объект - школа в пгт.Могзон на 320 мест. Данный план может быть подвергнут изменению.
Из изложенного следует, что для реализации вышеназванной Программы на территории Забайкальского края в части строительства школы в пгт.Могзон и для финансирования за счет выделяемых на эти цели субсидий на момент принятия решения отсутствовали все необходимые условия. Поэтому выводы суда о понуждении ответчиков к исполнению возложенных на них судом обязательств со ссылкой на Программу незаконны.
Суд, обязывая ответчиков по делу выделить бюджетные ассигнования, не учел нормативных положений бюджетного законодательства о порядке формирования указанных средств.
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) содержит понятие бюджетных ассигнований - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Обоснование бюджетных ассигнований - документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).
Обоснования бюджетных ассигнований формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и аналитического распределения (Приказ Минфина России от 17 марта 2015 года N38н "О Порядке формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований").
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) статьями 69, 69.1 БК РФ отнесены ассигнования на предоставление субсидий бюджетным учреждениям.
Статья 99 Федерального закона "Об образовании в РФ" предусматривает особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации, которое осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В силу п.4 ст.69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Пунктом 4 Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2015 года N1040 "Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением" закреплено, что нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, за исключением государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, определяются в расчете на одного обучающегося по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Приказами Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года N1897, от 17 мая 2012 года N413, от 06 октября 2009 года N373 утверждены и введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования (далее - ФГОС), которым определены условия реализации основных образовательных программ с учетом материально-технической базы, которая должна соответствовать, в том числе санитарно-эпидемиологическим требованиям образовательной деятельности (к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию); требованиям к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены); требованиям к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение обслуживания обучающихся); строительным нормам и правилам; требованиям пожарной и электробезопасности; требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; архитектурной доступности (возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность).
Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Из анализа вышеприведенных правовых положений следует, что соблюдение условий реализации основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которыми определены условия реализации указанных программ с учетом материально-технической базы и органы местного самоуправления не наделены в данном случае полномочия по финансированию данной деятельности. Перечисленные полномочия принадлежат органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона "Об образовании в РФ".
Указанные бюджетные расходы подлежат отражению в законе о бюджете субъекта. Это следует из положений: ст.79.1 БК РФ об особенностях осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и предоставления субсидий другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности; ст.14 Закона Забайкальского края от 07 апреля 2009 года N155-ЗЗК "О бюджетном процессе в Забайкальском крае" о бюджетных инвестициях в объекты капитального строительства государственной собственности и предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности.
Законом Забайкальского края от 29 декабря 2015 года N1289-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2016 год" предусмотрено строительство школы в пгт.Могзон, как объекта капитального строительства государственной собственности Забайкальского края, в который осуществляются бюджетные инвестиции за счет средств бюджета края (Приложение N11).
Как следует из отзыва представителя Министерства территориального развития Забайкальского края на иск, на 2016 год лимит средств краевого бюджета на объекты капитального строительства составляет 176,1 млн. руб., по состоянию на 01 апреля 2016 года профинансировано 119,8 млн. руб. Строительство школы в пгт.Могзон было предусмотрено в Перечне объектов капитального строительства. Строительство объекта не начато в связи с отсутствием проектно-сметной документации. Проект выполнен на стадии "П". Для разработки проектно-сметной документации был заключен государственный контракт между государственным заказчиком и проектно-конструкторским бюро на сумму 6.500 тыс. руб. в 2014 году оплачено из средств бюджета края 4.000,0 тыс. руб. Согласно контракту оставшуюся сумму в размере 2.500,0 тыс. руб. государственный заказчик должен оплачивать после получения положительного заключения государственной экспертизы, для чего был заключен договор N31 от 10 апреля 2014 года на сумму 834,7 тыс. руб., но экспертиза не проведена в связи с отсутствием лимитов финансирования. В целом по объекту оплачено 4.036,7 тыс. руб., в том числе в 2012 году - 36,7 тыс. руб., в 2014 году - 4.000,0 тыс. руб. Выделение ассигнований на объект не представлялось возможным вследствие острейшего дефицита средств бюджета края.
Данные объяснения судом не учтены при принятии решения о понуждении ответчиков выделить денежные средства на строительство школы. В то же время изложенные обстоятельства свидетельствуют о предпринимаемых ответчиками по делу мерах для строительства нового здания школы в пгт.Могзон с соответствующей федеральным стандартам материально-технической базой, что еще раз опровергает выводы суда о бездействии администрации муниципального образования и Министерства образования.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что, обязывая ответчиков выделить денежные средства на строительство школы в пгт.Могзон, суд фактически обязал включить данные расходы в бюджет муниципального района "Хилокский район" и бюджет Забайкальского края, что не соответствует положениям закона о бюджетном процессе, нарушив тем самым принцип самостоятельности бюджетов, установленный ст.31 БК РФ.
В соответствии с данной нормой Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления самостоятельно определяют бюджетный процесс и самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Кроме того, суд первой инстанции неправомерно возложил на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанность выделить денежные средства, предусмотрев бюджетные ассигнования на 2016-2017 годы в части софинансирования из средств бюджета Забайкальского края на строительство здания МБОУ СОШ N23 пгт.Могзон со ссылкой на п.9.3.3 Положения об указанном Министерстве.
Так, Постановлением Правительства Забайкальского края от 26 марта 2014 года N123 утверждено Положение о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Пунктом 9.3.1 Положения предусмотрено осуществление Министерством образования государственных полномочий, переданных Российской Федерацией.
Министерство образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми законами Забайкальского края (п.9.3.3 Положения).
В силу указанной нормы, ст.ст.6, 158 БК РФ Министерство образования, науки и молодежной политики края - главный распорядитель бюджетных средств, направленных для реализации основных общеобразовательных программ. В то же время, Министерство образования не является главным распорядителем всех бюджетных средств и не наделено полномочиями по выделению средств краевого бюджета, не предусмотренных законом субъекта о бюджете на очередной финансовый период для исполнения расходных обязательств Забайкальского края. Министерство образования вправе распоряжаться только теми средствами бюджета и, соответственно, является главным распорядителем только тех бюджетных средств, которые законом края о бюджете на текущий финансовый период предусмотрены Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия считает, что принятый по делу судебный акт, которым администрация муниципального района "Хилокский район" Забайкальского края обязана выделить денежные средства на строительство нового здания для МБОУ СОШ N23 пгт.Могзон, заложив ассигнования на строительство школы в бюджете муниципального района "Хилокский район" на 2016-2017 годы; Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязано выделить денежные средства, предусмотрев бюджетные ассигнования на 2016-2017 годы в части софинансирования из средств бюджета Забайкальского края строительства здания школы, нельзя признать законным, как принятый с существенным нарушением норм материального права и, как следствие, подлежащим отмене.
В нарушение положений ст.ст.195, 196, 198 ГПК РФ судом первой инстанции не разрешены требования к Министерству территориального развития Забайкальского края.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 мая 2014 года N283 утверждено Положение о Министерстве территориального развития Забайкальского края.
Пунктом 1 Положения предусмотрено, что Министерство территориального развития Забайкальского края (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области архитектурной и градостроительной деятельности, транспортного обслуживания населения, использования автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения и осуществления дорожной деятельности, жилищных отношений (за исключением государственного контроля) и содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, административно-территориального устройства, осуществляющим некоторые полномочия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков, в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в области инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляющим управление в установленных сферах деятельности, функции по принятию нормативных правовых актов в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, функции по контролю в пределах установленных полномочий, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия.
В силу переданных полномочий, определенных в п.9.2.2, Министерство определяет порядок финансирования инвестиционных проектов за счет бюджета края.
Как указано выше в определении, бюджет края утверждается законами Забайкальского края на соответствующий финансовый год, исходя из объемов финансирования, нормативных затрат. Соответственно, аналогично позиции относительно Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края не является главным распорядителем всех бюджетных средств, а только тех бюджетных средств, которые законом края о бюджете на текущий финансовый период предусмотрены данному Министерству. Бездействие указанного ответчика по неисполнению переданных ему полномочий по делу не установлено.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора к Министерству территориального развития Забайкальского края также не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Коротковой Н.И. удовлетворить.
Решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 19 мая 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора Хилокского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, администрации муниципального района "Хилокский район" Забайкальского края о понуждении к действиям, признании бездействия незаконным отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.