Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Ревенко Т.М.
и судей краевого суда Михеева С.Н.
Антипенко А.А.
при секретаре Прозоровской О.В.
с участием прокурора Вециной Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 09 августа 2016 г. гражданское дело по иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1" УФСИН России по Забайкальскому краю об обязании устранить нарушения требования санитарно-эпидемиологического законодательства, к Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании профинансировать проведение мероприятий по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства,
по апелляционным жалобам представителя ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю Шарапова С.В. и начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по "адрес" Герман В.Я.
на решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 10 марта 2016 г., которым постановлено: исковые требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, к Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании профинансировать проведение мероприятий по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства - удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю" оборудовать камеры ШИЗО ФКУ ИК-1 N 1,2,3,4,5,6,7,8,9, камеру ШИЗО УКП ФКУ ИК-1 и камеры ПКТ ФКУ ИК-1 N 10,11,13,14,15,16,17 дополнительным искусственным освещением, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, в случае недостаточности денежных средств, профинансировать проведение работ Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю по оборудованию камер ШИЗО ФКУ ИК-1 N 1,2,3,4,5,6,7,8,9, камеры ШИЗО УКП ФКУ ИК-1 и камер ПКТ ФКУ ИК-1 N 10,11,13,14,15,16,17 дополнительным искусственным освещением, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю" государственную пошлину 300 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи краевого суда Михеева С.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой совместно со специалистами филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю проведена проверка в сфере оценки соблюдения санитарных норм при содержании осужденных в штрафных помещениях и одиночных камерах исправительных учреждений края на предмет соответствия условий содержания в них стандартам освещенности.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно во всех камерных помещениях ШИЗО и ПКТ уровни естественного освещения не соответствуют значениям, установленным гигиеническим нормативам. Таким образом, администрацией ФКУ ИК-1 не выполняются возложенные на учреждение законом обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на охрану здоровья. Поэтому просил суд обязать ФКУ "Исправительная колония N 1" УФСИН России по Забайкальскому краю в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу, принять меры к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в учреждении, а именно:
- привести уровень естественного освещения в камерах ШИЗО ФКУ ИК-1 N 1,2,3,4,5,6,7,8,9, в камере ШИЗО УКП ФКУ ИК-1 и в камерах ПКТ ФКУ ИК-1 N 10,11,13,14,15,16,17 в соответствие со значениями, установленными гигиеническими нормативами;
- привести уровень искусственного освещения в камерах ШИЗО ФКУ ИК-1 N 1,2,3,4,5,6,7,8,9, в камере ШИЗО УКП ФКУ ИК-1 и в камерах ПКТ ФКУ ИК-1 N 10,11,13,14,15,16,17 в соответствие со значениями, установленными гигиеническими нормативами. Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, в случае недостаточности денежных средств, профинансировать проведение Федеральным казенным учреждением "исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю" вышеуказанных мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ФКУ ИК-1, а именно:
- привести уровень естественного освещения в камерах ШИЗО ФКУ ИК-1 N 1,2,3,4,5,6,7,8,9, в камерах ШИЗО УКП ФКУ ИК-1 и в камерах ПКТ ФКУ ИК-1 N 10,11,13,14,15,16,17 в соответствие со значениями, установленными гигиеническими нормативами;
- привести уровень искусственного освещения в камерах ШИЗО ФКУ ИК-1 N 1,2,3,4,5,6,7,8,9, в камере ШИЗО УКП ФКУ ИК-1 и в камерах ПКТ ФКУ ИК-1 N 10,11,13,14,15,16,17 в соответствие со значениями, установленными гигиеническими нормативами.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю Шарапов С.В. просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что указанные в решении суда нормы освещенности, а именно СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", не могут быть применены к камерам ШИЗО, ПКТ ФКУ ИК-1, поскольку предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством и реконструкцией жилых, общественных зданий в городах, поселках и сельских населенных пунктах, а также учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Кроме того, приведенные судом значения освещенности в таблице N 1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" для жилых домов и квартир, носят рекомендуемый характер. Полагает, что полномочий и оснований на предъявление иска в порядке ст. 45 ГПК РФ у прокурора не имелось, поскольку права и интересы неопределенного круга лиц не нарушаются. Поскольку в данном случае полномочия прокурора на предъявление заявления в интересах неопределенного круга лиц, ничем не подтверждены, то имелись предусмотренные законом основания для прекращения производства по делу. Ссылается на то, что указанный в резолютивной части решения суда срок исполнения судебного акта является недостаточным. Кроме того, ссылается на аналогичное гражданское дело, рассмотренное в Черновском районном суде г. Читы 16.12.2015г., решением которого было отказано в удовлетворении заявленных прокурором требований.
В апелляционной жалобе начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Герман В.Я. просит решение отменить, производство по делу прекратить. Ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю Шарапова С.В., указывает, что учреждением устранены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, уровень освещенности камер ШИЗО, ПКТ ФКУ ИК-1 УФСИН по Забайкальскому краю соответствует требованиям СанПин, следовательно, предмет спора отсутствует. Ссылаясь на нормы НК РФ, полагает, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы, прокурор района Сверкунов В.С. просит в их удовлетворении отказать.
Представитель ФКУ "Исправительная колония N1" УФСИН России по Забайкальскому краю, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав объяснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю Шарапова С.В., поддержавшего доводы жалоб, прокурора отдела Забайкальской краевой прокуратуры Вециной Т.А., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом РФ от 21.07.1993г. N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", установлено, что деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Обеспечение охраны здоровья осужденных - одна из обязанностей уголовно-исполнительной системы. Поэтому выполнение норм, направленных на охрану здоровья, создание необходимых материально-технических, медико-санитарных и иных средств обеспечения охраны здоровья осужденных, является важнейшим направлением деятельности персонала исправительных учреждений.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной Читинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края совместно со специалистами филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе" выявлены нарушения требований санитарно- эпидемиологического законодательства, связанные с несоответствием уровней искусственного освещения камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ.
В соответствии с п.4 ст.13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии с пп. 3. 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ N 1314 от 13.10.2004 г., основной задачей ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных лиц. содержащихся под стражей, создание осужденными и лицами, содержащимися под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и Федеральных законов.
Протоколом измерений освещенности от 08.10.2015 года федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" уровень искусственного освещения в камерах ШИЗО, ПКТ не соответствует значениям, установленным гигиеническим нормативам.
Согласно Приказу Минюста России N279 от 04.09.2006 года "Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-технических сооружений охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы", в камерах ШИЗО, ПКТ предусматривается общее и дежурное освещение. Общее освещение обеспечивается светильниками с люминесцентными лампами и лампами накаливания, которые устанавливаются на потолке и ограждаются металлической сеткой. Для дежурного освещения централизованного управления применяются светильники с лампами накаливания мощностью 15-25 Вт, которые устанавливаются над дверью и закрываются плафоном с металлической сеткой, предотвращающей доступ к ним.
Однако, данные нормы не свидетельствуют о запрете создания условий, отвечающих надлежащим санитарным требованиям и нормам, не устанавливают ограничения на оборудование камер ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ количеством светильников, обеспечивающих достаточное освещение помещений ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и не может служить основанием нарушения прав лиц, содержащихся камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что в камеры ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ водворяются лица для отбывания дисциплинарного наказания, и поэтому им не могут быть созданы такие - же условия, как в отряде, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку Конституция РФ, а также федеральные законы, регулирующие порядок и условия отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы, запрещают создание условий, имеющих целью причинение физических или нравственных страданий лицам, содержащимся в данных учреждениях, им гарантировано право на создание бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии.
В силу ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдании в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Ссылки в апелляционных жалобах на необходимость указания в решении о применении Приказа Министерства Юстиции РФ N130 - дсп от 02.06.2003, которым утверждена "Инструкция по проектированию исправительных и специализированных УИС Минюста России", как и указание в жалобе о том, каким образом привести искусственное освещение, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку, в мотивированной части решения имеется ссылка на указанный Приказ Минюста Юстиции РФ N130 - дсп, и, кроме того, резолютивная часть решения содержит указание о приведении уровня искусственного освещения в камерах в соответствии со значениями, установленными санитарно- гигиеническими нормативами, т.е. в рамках действующих нормативных актов. Кроме того, определение порядка исполнения решения относится к вопросам исполнительного производства.
Указание в жалобе о несоблюдении процессуальных требований для рассмотрения указанных требований в интересах неопределенного круга лиц, является несостоятельным, поскольку требования ст. 45 ГПК РФ при предъявлении иска соблюдены, очевидно, что заявленные требования связаны с защитой неопределенного (значительного) круга лиц, конкретизировать который в условиях постоянно меняющего контингента исправительного учреждения невозможно.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Ссылка в апелляционной жалобе представителя ФКУ ИК -1 УФИН России по Забайкальскому краю о том, что выявленные нарушения на настоящий момент устранены, в связи с чем отсутствует предмет спора, не имеет правового значения для рассмотренного дела, поскольку наличие доказательств исполнения решения имеет значения для решения о наличии оснований для возбуждении исполнительного производства.
Вместе с тем судебная коллегия находит заслуживающим внимание указание начальника ФКУ ИК-1 на необоснованное взыскание с учреждения государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей в доход бюджета муниципального района.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба исполнения наказаний отнесена к федеральным органам исполнительной власти.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 предусмотрено, что Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
При этом пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктом 1.1 Устава ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Учредителем учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний (п. 1.2 Устава).
Таким образом, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю по существу является территориальным органом ФСИН России, выполняет функции государственного органа исполнительной власти.
При этом наличие у ответчика статуса юридического лица в организационно-правовой форме федерального казенного учреждения, не имеет правового значения для исполнения им государственных функций субъекта публичных отношений, в связи с чем не влияет на возможность реализовать предусмотренные законодательством о налогах и сборах льготы по уплате государственной пошлины применительно к правоотношениям, возникающим при осуществлении указанным юридическим лицом государственных функций.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что в данном случае следует учитывать пункт 7 статьи 3 НК РФ, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины и с него не может взыскана государственная пошлина.
Ввиду изложенного решение суда подлежит изменению путем исключения из резолютивной части указания о взыскании с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 10 марта 2016 года в части взыскания с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю государственной пошлины изменить.
Исключить из резолютивной части решения указание о взыскании с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна:
Судья Забайкальского краевого суда С.Н. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.