Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кулаковой О.К.
судей краевого суда Усольцевой С.Ю., Чайкиной Е.В.
при секретаре Геласимовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 августа 2016 года гражданское дело по иску прокурора Могойтуйского района Забайкальского края в интересах Бадмадоржиева Ц. к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,
апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Е.В. Балыкиной
на решение Центрального районного суда г.Читы от 13 апреля 2016 года, которым постановлено исковые требования прокурора удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Бадмадоржиева Ц., "Дата" года рождения, техническими средствами реабилитации за период с "Дата" по "Дата" подгузниками для взрослых размера "М" (объем талии не менее 70-110 см) впитываемостью не менее 800 мл. в количестве 162 шт.
Заслушав доклад судьи Усольцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Могойтуйского района обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Бадмадоржиева Ц. является инвалидом "данные изъяты" по общему заболеванию бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации Бадмадоржиева Ц. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: подгузниками для взрослых размера М (объем талии не менее 70-110 см) впитываемостью не менее 800 мл. в количестве 3 штук в сутки. Обязанность по предоставлению технических средств реабилитации возложена на ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации".
Просил обязать ответчика обеспечить Бадмадрржиеву Ц. техническими средствами реабилитации: подгузниками для взрослых размера "М" (объем талии не менее 70-110 см) впитываемостью не менее 800 мл. из расчета 3 шт. в сутки за период времени с 01.01.2015 по 13.04.2016 года
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" Балыкина Е.В. просит решение суда отменить. Указывает, что индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации. Обеспечение техническим средством реабилитации может быть осуществлено исключительно в рамках, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", государственных контрактов за счет ассигнований, выделяемых из бюджета Российской Федерации Фонду социального страхования на соответствующие цели. Размещаемые региональным отделением в 2015 год аукционы по определению поставщиков подгузников, абсорбирующих пеленок не состоялись, в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе. Вместе с тем, данные виды технических средств реабилитации являются предметами неотложного ежедневного использования. Следовательно, инвалид (законный представитель) самостоятельно приобретал вышеперечисленные технические средства реабилитации и вправе получить компенсацию. С заявлениями о выплате компенсации инвалид не обращался. Обеспечение инвалидов подгузниками за прошлый период не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств за текущий и прошлый периоды
Материальный истец Бадмадоржиева Ц., извещенная о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, для участия в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
В связи с изложенным судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции прокурором Забайкальской краевой прокуратуры Арутюновым А.В. представлено заявление и.о. прокурора Могойтуйского района Лхасаранова М.Л. об отказе от заявленных по настоящему делу требований в интересах Бадмадоржиевой Ц.
Судебная коллегия принимает отказ прокурора от заявления в интересах указанного лица.
В соответствии с ч.2 ст.45 ГПК Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
С учетом приведенной нормы закона и поскольку материальный истец от исков не отказался, оснований для прекращения производства по делу не имеется, дело подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции по существу.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, на основании ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Мыльниковой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Арутюнова А.В., поддержавшего заявление и.о.прокурора Могойтуйского района Лхасаранова М.Л. об отказе от заявленных требований, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст.10 Федеральный закон от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.11.1 указанного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В силу п.п.2 и 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. N240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление).
В соответствии с п.22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N2347-р, к техническим средствам реабилитации инвалида относятся абсорбирующее белье, подгузники.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом, Бадмадоржиева Ц. является инвалидом первой группы и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов нуждается в технических средствах реабилитации в виде абсорбирующего белья и подгузников в определенном количестве.
Разрешая спор, суд первый инстанции на основании доказательств, представленных в дело, и с учетом закона, подлежащего применению, пришел к верному выводу о том, что права истца на получение технических средств реабилитации было нарушено в связи с тем, что ответчик не обеспечил инвалида в полном объеме техническими средствами реабилитации за 2015 год.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об удовлетворении заявленных требований путем возложения на ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанности обеспечить инвалидов требующимися техническими средствами реабилитации за прошлый период в связи со следующим.
Закупка технических средств реабилитации всех видов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч.6 ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 г. N57н.
Из материалов дела видно, что ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в течение 2015 года неоднократно и регулярно организовывало электронные аукционы по определению поставщиков для поставки технических средств реабилитации - подгузников и абсорбирующих пеленок, но почти все аукционы были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
Судебная коллегия полагает, что установленное нарушение прав материальных истцов не может быть восстановлено путем фактического предоставления им гигиенических средств за предыдущие периоды, то есть в данном случае избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Средства технической реабилитации, которыми инвалиды не были обеспечены своевременно, необходимы им в соответствии с их предназначением (гигиенические средства) для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалидов.
Таким образом, возложение на ответчика обязанности по предоставлению единовременно подгузников за прошлый период, т.е. за 2015 год, не восстановит ранее допущенное ответчиком нарушение прав инвалидов ввиду невозможности одновременного использования в случае получения технических средств реабилитации за текущий и прошлый периоды.
Кроме того, как следует из материалов дела, в 2015 году ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ надлежащим образом принимало меры к исполнению обязанностей по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации: по мере поступления соответствующих денежных средств ответчиком были организованы аукционы для закупки технических средств реабилитации, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок поставщиков.
Таким образом, ответчик не отказывается от исполнения обязанностей по обеспечению инвалида Бадмадоржиевой Ц. техническими средствами реабилитации.
Ответчик предпринимает все необходимые меры к исполнению своей обязанности: на основании государственных контрактов, по мере поступления технических средств они распределяются инвалидам, состоящим на учете. В силу отсутствия заявок поставщиков ответчик по объективным причинам не смог обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации в полном объеме.
Действующим законодательством иного способа определения поставщиков технических средств реабилитации, помимо установленного Федеральным законом от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не предусмотрено.
При таких обстоятельствах действия ответчика не могут быть признаны незаконными как это необходимо для удовлетворения иска о возложении на него обязанности предоставить технические средства реабилитации инвалидам.
При таком положении у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика обязанности предоставить технические средства реабилитации инвалидам, что не исключает возможности защиты прав материальных истцов иным способом (путем обращения за выплатой компенсации за приобретенные самостоятельно технические средства реабилитации).
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований Бадмадоржиевой Цыбегмит о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации за период с "Дата" по "Дата" отказать.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Читы от 13 апреля 2016 года отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора Могойтуйского района Забайкальского края.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении Бадмадоржиева Ц. к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации за период с "Дата" по "Дата".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.