Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Чайкиной Е.В., Усольцевой С.Ю.
при секретаре Матвеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 8 сентября 2016 года дело по заявлению прокурора Читинского района Забайкальского края в интересах Испенькова М.М. к государственному учреждению - Забайкальскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации
по апелляционной жалобе представителя ответчика Мыльниковой И.В.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 18 мая 2016 года, которым постановлено исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Испенькова М.М. техническими средствами реабилитации - катетерами для эпицистостомы в количестве 11 штук; ремешками для крепления к ноге мешков для сбора мочи в количестве 6 пар; мешками для сбора мочи (дневной) в количестве 14 штук; мешками для сбора мочи (ночной) в количестве 14 штук, пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе не менее 60 г. в количестве 3 штук.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой О.К., судебная коллегия
установила:
28 марта 2016 года прокурор Читинского района Забайкальского края в интересах Испенькова М.М. обратился в суд с заявлением о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации к государственному учреждению - Забайкальскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, ссылаясь на следующее. В результате проверки установлено, что Испеньков М.М. является инвалидом "данные изъяты" группы и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида подлежит обеспечению бессрочно техническими средствами реабилитации - катетерами для эпицистостомы в количестве 4 шт. в месяц, ремешками для крепления к ноге мешков для сбора мочи в количестве 2 шт. в месяц, мешками для сбора мочи (дневной) в количестве 5 шт. в месяц, мешками для сбора мочи (ночной) в количестве 5 шт. в месяц, пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе не менее 60 г. в количестве 1 шт. в месяц. Однако данными техническими средствами реабилитации он в полном объеме за период с 25.02.2015 г. по 25.03.2016 г. не обеспечен. В связи с изложенным прокурор просил суд обязать ответчика в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда предоставить Испенькову М.М. за период с 25.02.2015 г. по 25.03.2016 г. технические средства реабилитации - катетеры для эпицистостомы в количестве 52 шт., ремешки для крепления к ноге мешков для сбора мочи в количестве 26 шт., мешки для сбора мочи (дневной) в количестве 45 шт., мешки для сбора мочи (ночной) в количестве 45 шт., пасту-герметик для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе не менее 60 г. в количестве 10 шт.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - Забайкальского регионального Фонда социального страхования РФ Мыльникова И.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Ссылается на то, что обеспечение техническими средствами реабилитации может быть осуществлено исключительно в рамках заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственных контрактов за счет ассигнований, выделяемых из бюджета РФ Фонду социального страхования (региональным отделениям) на соответствующие цели. Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида технические средства реабилитации не могут быть предоставлены либо инвалид приобрел соответствующие технические средства реабилитации за свой счет, инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации. Технические средства реабилитации, необходимые истицу, являются предметами неотложного ежедневного использования, следовательно, инвалид либо его законный представитель самостоятельно приобретали такие средства и вправе получить компенсацию, с заявлением о выплате компенсации инвалид не обращался. Обеспечение инвалидов специальными средствами при нарушении функций выделения за прошлый период действующим законодательством не предусмотрено ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств за прошлый и текущий периоды.
Испеньков М.М., извещенный о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, для участия в судебное заседание не явился по состоянию здоровья, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Государственное учреждение - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, извещенное о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, для участия в деле своего представителя не направило, о причинах неявки представителя суду не сообщило, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просило.
В связи с изложенным судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца и представителя ответчика на основании ч. 3 и ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции прокурором Забайкальской краевой прокуратуры Вециной Т.А. представлено заявление прокурора Читинского района Забайкальского края Блохина И.Е. об отказе от заявленных по настоящему делу требований в интересах Испенькова М.М.
Судебная коллегия принимает отказ прокурора от заявления в интересах указанного лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
С учетом приведенной нормы закона и поскольку материальный истец от иска не отказался, оснований для прекращения производства по делу по иску Испенькова М.М. не имеется, дело подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции по существу.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на жалобу на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Вециной Т.А., представившей заявление прокурора Читинского района Забайкальского края Блохина И.Е. об отказе от заявленных требований, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части удовлетворения заявленных требований в связи с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 10 Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11.1 указанного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В силу п.п. 2 и 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление).
В соответствии с п. 21 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N 2347-р, к техническим средствам реабилитации инвалида относятся специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом, Испеньков М.М. является инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида нуждается в технических средствах реабилитации в виде катетеров для эпицистостомы в количестве 4 шт. в месяц, ремешков для крепления к ноге мешков для сбора мочи в количестве 2 шт. в месяц, мешков для сбора мочи (дневной) в количестве 5 шт. в месяц, мешков для сбора мочи (ночной) в количестве 5 шт. в месяц, пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе не менее 60 г. в количестве 1 шт. в месяц (л.д. 9-11).
Разрешая спор, суд первый инстанции на основании доказательств, представленных в дело, и с учетом закона, подлежащего применению, пришел к верному выводу о том, что право Испенькова М.М. на получение технических средств реабилитации нарушено в связи с тем, что ответчик не обеспечил инвалида в полном объеме техническими средствами реабилитации за период с 25.02.2015 г. по 25.03.2016 г.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об удовлетворении заявленных требований путем возложения на ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанности обеспечить Испенькова М.М. требующимися техническими средствами реабилитации за период с 01.01.2016 г. по 25.03.2016 г. в связи со следующим.
Закупка технических средств реабилитации всех видов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из информации об обеспечении Испенькова М.М. техническими средствами реабилитации, представленной ГУ - Забайкальским региональным отделением Фонда социального страхования РФ 27.03.2016 г. на запрос прокурора, видно, что материальный истец в рамках заключенных в 2015 г. государственных контрактов обеспечен следующими техническими средствами реабилитации: 16.04.2015 г. - ножными мешками в количестве 20 шт., прикроватными мешками в количестве 20 шт. и пастой-герметиком в количестве 1 шт.; 20.10.2015 г. - пастой-герметиком в количестве 2 шт. Ответчиком прокурору дополнительно сообщено, что для обеспечения инвалидов специальными средствами при нарушениях функций системы выделения на текущую дату в электронной форме размещен аукцион. При составлении аукционной документации потребность Испенькова М.М. в технических средствах реабилитации учтена, обеспечение будет произведено после заключения государственного контракта (л.д. 13-17).
Ответчиком представлены государственные контакты на поставку технических средств реабилитации - специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов в 2016 г. от 16.02.2016 г. и 11.04.2016 г., из которых видно, что ответчиком для обеспечения инвалидов приобретены технические средства реабилитации, в том числе и необходимые Испенькову М.М. (л.д. 22-25).
Следовательно, ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не бездействовало, надлежащим образом принимало меры к исполнению обязанностей по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации: по мере поступления соответствующих денежных средств ответчиком неоднократно и регулярно организовывались электронные аукционы по определению поставщиков для поставки технических средств реабилитации при нарушении функций выделения. Ответчик не отказывается от исполнения обязанностей по обеспечению Испенькова М.М. техническими средствами реабилитации, предпринимает все необходимые меры к исполнению своей обязанности: на основании государственных контрактов по мере поступления технических средств они распределяются инвалидам, состоящим на учете.
Действующим законодательством иного способа определения поставщиков технических средств реабилитации, помимо установленного Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не предусмотрено.
При таких обстоятельствах действия ответчика не могут быть признаны незаконными как это необходимо для удовлетворения иска о возложении на него обязанности предоставить технические средства реабилитации инвалиду.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 г. N 57н.
С учетом приведенных норм права судебная коллегия полагает, что установленное нарушение права материального истца не может быть восстановлено путем фактического предоставления ему технических средств реабилитации за предыдущие периоды, то есть в данном случае избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Средства технической реабилитации, которыми Испеньков М.М. не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалида.
Таким образом, возложение на ответчика обязанности по предоставлению единовременно технических средств реабилитации за прошлый период, т.е. за период с 01.01.2016 г. по 25.03.2016 г., не восстановит ранее допущенное ответчиком нарушение права инвалида ввиду невозможности одновременного использования в случае получения технических средств реабилитации за текущий и прошлый периоды.
При таком положении у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика обязанности предоставить технические средства реабилитации инвалиду, что не исключает возможности защиты права материального истца иным способом (путем обращения в установленном законом порядке за выплатой компенсации за приобретенные самостоятельно технические средства реабилитации).
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда в части возложения на ответчика обязанности обеспечить материального истца техническими средствами реабилитации с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований Испенькову М.М. о предоставлении технических средств реабилитации необходимо отказать.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 18 мая 2016 года в части возложения на государственное учреждение - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации Испенькова М.М. отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Испенькова М.М. к государственному учреждению - Забайкальскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.