Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кулаковой О.К.
судей краевого суда Усольцевой С.Ю., Чайкиной Е.В.
при секретаре Геласимовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 24 августа 2016 года гражданское дело по иску прокурора Могойтуйского района Забайкальского края в интересах Бадараева Э. С. к Государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" о понуждении к действиям,
по апелляционной жалобе представителя третьего лица Романовой Е.В.
на решение Центрального районного суда г.Читы от 14 июня 2016 года, которым постановлено требования прокурора Могойтуйского района в интересах Бадараева Э. С. к Государственному казенному учреждению "Единый социальный расчетный центр" о понуждении к действиям удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение "Единый социальный расчетный центр" Забайкальского края произвести Бадараеву Э. С. перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений за период с "Дата" по "Дата".
Заслушав доклад судьи Усольцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Могойтуйского района Люкшин Е.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что по обращению педагога-пенсионера Бадараева Э.С. о несогласии с размером компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, была проведена проверка. По итогам установлено, что истцу, как педагогу-пенсионеру со стажем работы в общеобразовательном учреждении сельской местности более 10 лет в соответствии с Законом Забайкальского края N129-ЗЗК от 17 февраля 2009 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" до 18 апреля 2014 года предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и норматива потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. Вступившим 18 сентября 2013 года в законную силу решением Забайкальского краевого суда от 27 мая 2013 года не действующими с момента вступления в законную силу решения признаны положения п.7 ч.1 и ч.2 ст.5 Закона Забайкальского края N129-ЗЗК в части, касающейся ограничения предоставления педагогам-пенсионерам и членам их семей социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление и освещение пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и норматива потребления коммунальных услуг, устанавливаемого высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.
Просил возложить на ответчика обязанность произвести Бадараеву Э.С. перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений, за период с "Дата" по "Дата".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Определением суда о принятии, подготовке дела к судебному разбирательству от 18 декабря 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Забайкальского края и Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Романова Е.В. просит решение суда отменить, как постановленное незаконно и необоснованно, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает на то, что выводы процессуального истца об обязанности ответчика произвести перерасчет и выплату компенсации на оплату отопления и освещения истцу с учетом членов семьи с момента вступления в силу решения Забайкальского краевого суда, необоснованны. Решением Забайкальского краевого суда Закон Забайкальского края N129-ЗЗК в редакции до 18 апреля 2014 года признан недействующим, что влечет необходимость его приведения в соответствие с федеральным законодательством. Законом Забайкальского края от 01 апреля 2014 года N948-ЗЗК, вступившим в силу 19 апреля 2014 года, внесены изменения в Закон Забайкальского края N129-ЗЗК в части предоставления пенсионерам из числа педагогических работников мер социальной поддержки. С 19 апреля 2014 года материальному истцу меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в полном объеме. Поскольку изменения, внесенные в Закон N129-ЗЗК, действуют с 19 апреля 2014, основания для перерасчета истцу с 18 сентября 2013 года по 18 апреля 2014 года отсутствуют. Действующее законодательство не предусматривает перерасчет компенсации с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебное заседание не явились материальный истец Бадараев Э.С., представители третьих лиц - Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, извещенные надлежаще о месте и времени слушания дела, не просившие об отложении, не заявившие суду об уважительности причин неявки.
С учетом изложенного, выслушав мнение участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
От и.о.прокурора прокуратуры Могойтуйского района Лхасаранова М.Л. в судебную коллегию поступил отказ от иска.
Судебная коллегия принимает отказ прокурора от заявления в интересах Бадараева Э.С.
В соответствии с ч.2 ст.45 ГПК Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
С учетом приведенной нормы закона и поскольку материальный истец от иска не отказался, оснований для прекращения производства по делу не имеется, дело подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции по существу.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, которые в судебном заседании поддержал представитель ответчика Крауз П.В., выслушав прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Выскубову С.А., поддержавшую отказ прокурора от иска, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции неправильно применил нормы материального закона.Обращаясь с иском по настоящему делу, прокурор указывает на незаконность действий ответчика, который начислил и выплатил истцу компенсацию в меньшем размере, чем это предусмотрено законом. Удовлетворяя исковые требования и возлагая на ответчика обязанность по перерасчету и выплате истцу денежной компенсации за твердое топливо, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик обязан произвести перерасчет, поскольку его действия не соответствовали закону, так как норма закона от 17 февраля 2009 года N129-ЗЗК, устанавливающая ограничение размера компенсации, выплачиваемой истцу, была признана недействующей со дня вступления в законную силу решения Забайкальского краевого суда. Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия не может признать соответствующим закону, исходя из следующего. Из материалов дела усматривается, что ответчик осуществляет предоставление мер социальной поддержки на основании Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года N129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" и "Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в Забайкальском крае", утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 марта 2009 года N120. Закон Забайкальского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" от 11 февраля 2009 года N129-ЗЗК определяет размер, условия и порядок предоставления меры социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников. Пунктом 7 части 1 статьи 5 названного закона в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено предоставление пенсионерам из числа педагогических работников, имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления), освещение при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись данные меры социальной поддержки. Кроме того, частью 2 статьи 5 данного закона установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.Решением Забайкальского краевого суда от 27 мая 2013 года по делу N3-17/2013 была признана недействующей со дня вступления решения в законную силу часть 2 статьи 5 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года N129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" в той части, в которой часть 2 статьи 5 допускает предоставление социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления), освещение пенсионерам из числа педагогических работников, имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, и проживающим с ними членам семьи только в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.Решение Забайкальского краевого суда было оставлено без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2013 года N72-АПГ13-6. Согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ, действовавшей на момент рассмотрения дела, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Признание нормативного акта недействующим влечет за собой необходимость нового правового регулирования, что и было осуществлено путем принятия новой редакции закона N129 -ЗЗК, которая вступила в силу с 19 апреля 2014 года. Законом Забайкальского края от 01 апреля 2014 года N948-ЗЗК "О внесении изменений в Закон Забайкальского края от 17 февраля 2009 года N129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" положения ч.2 ст.5 закона N129-ЗЗК были изменены во исполнение решение суда, изменения вступили в силу с 19 апреля 2014 года, и с указанной даты меры социальной поддержки педагогам предоставлялись без ограничения их пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.Из материалов дела усматривается, что материальный истец является пенсионером из числа педагогических работников, имеющих стаж работы в сельской местности более 10 лет. До 18 апреля 2014 года истец получал меру социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения и коммунальных услуг в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом. По делу установлено и сторонами не оспаривалось, что с 19 апреля 2014 года указанная мера социальной поддержки предоставляется истцу в полном объеме.Таким образом, ответчик исполнял обязанность по предоставлению мер социальной поддержки в пределах своей компетенции, согласно установленному порядку совершения таких действий, в соответствии с требованиями законодательства. То обстоятельство, что изменения в закон были внесены законодательным органом Забайкальского края не с 18 сентября 2013 года, а с 19 апреля 2014 года, не может служить основанием для признания действий ответчика незаконными, так как в своей деятельности ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" руководствовался нормами действующего законодательства. При принятии изменений в закон не было предусмотрено распространения его действия на прошлое время, равно как не было предусмотрено, что выплаченная за предшествующее время компенсация подлежит индексации. Следовательно, ответчик не имел законной возможности произвести перерасчет произведенных выплат. С учетом изложенного судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда подлежит отмене, и по делу должно быть вынесено новое решение об отказе в иске.Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегияОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Читы от 14 июня 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск Бадараева Э. С. к Государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" о понуждении к действиям оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.