Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Карабельского А.А.
и судей Жилинского А.Г., Смолякова П.Н.
при секретаре Дугаровой Б.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 24 августа 2016 года дело по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) к Забелиной Н.А о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени
по апелляционной жалобе представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) Безруковой О.Н.,
на решение Ингодинского районного суда г.Читы от 15 июня 2016 года, которым постановлено: "в удовлетворении исковых требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) к Забелиной Н.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме "данные изъяты" рублей отказать".
Заслушав доклад судьи Карабельского А.А., судебная коллегия
установила:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Забелина Н.А. ранее обладала статусом индивидуального предпринимателя, с 27 февраля 2014 года она данный статус утратила. Имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере "данные изъяты" рублей. Истцом в адрес ответчика были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, в добровольном порядке задолженность ответчик не погасил, в связи с чем, учреждение просило взыскать с Забелиной Н.А. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере "данные изъяты" рублей.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) Безрукова О.Н., просит решение суда первой инстанции отменить, взыскать с Забелиной Н.А. задолженность по страховым взносам в размере "данные изъяты" рублей. Установленный законом срок был пропущен в связи отсутствием информации о доходах страхователя Забелиной Н.А. предоставляемой налоговым органом, некорректной работы программного обеспечения, которая не позволила сформировать исковые заявления, изменением порядка взыскания задолженности по страховым взносам, установленным Кодексом административного судопроизводства РФ, а также отсутствием запланированного финансирования для оплаты дополнительного объема почтовых услуг на отправку почтовой корреспонденции. Указанные обстоятельства, по ее мнению, являются уважительными причинами пропуска обращения в суд. Обращает внимание на то, что неуплата задолженности по страховым взносам повлечет нарушение государственных гарантий в виде своевременной выплаты пенсий и иных социальных выплат гражданам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Забелину Н.А., просившую решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, в период с 22 августа 2013 года по 27 февраля 2014 года Забелина Н.А. являлась индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей N 313753623400047 от 18 сентября 2014 года.
3 августа 2015 года в адрес ответчика направлено требование N 08500240048922 об уплате пени в Пенсионный фонд РФ в срок до 18 августа 2015 года (л.д. 8), факт направления подтверждается реестром на отправку заказных писем УПФР в г. Чите (межрайонное) Забайкальского края N 4969 от 3 августа 2015 года (л.д.8).
Согласно представленной таблице расчет пени произведен за период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года, на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии - "данные изъяты" рублей, недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - "данные изъяты" рублей.
Поскольку требование об уплате пени в установленный срок ответчиком исполнено не было, пенсионный орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
28 апреля 2016 года пенсионный орган обратился в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований контрольного органа, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионным органом пропущен установленный законом шестимесячный срок подачи административного иска. При этом срок исчислил с даты вынесения требования об уплате страховых взносов.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В силу с ч. 2 ст. 21 приведённого Федерального закона заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно части 9 статьи 21 названного Федерального закона положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, орган контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки и пеней по страховым взносам в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате таких взносов, а не с даты вынесения требования, как ошибочно указано судом в решении.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 2.3 ст. 21 указанного Федерального закона).
Следовательно, обращение в суд за пределами данного срока возможно в случае его восстановления судом.
Из материалов дела усматривается, что срок оплаты недоимки и пеней установлен до 18 августа 2015 года, соответственно, срок обращения в суд истекает 18 февраля 2016 года, административный иск поступил в суд 28 апреля 2016 года.
Из административного искового заявления видно, что оно датировано 25 февраля 2016 года N 10-523, поступило в суд с незначительным пропуском срока, административный ответчик уклоняется от получения почтовой корреспонденции, что, по мнению судебной коллегии, свидетельствует об уважительности причин пропуска срока. Данных обстоятельств судом первой инстанции учтено не было.
Соответственно, срок обращения в суд подлежит восстановлению.
Частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.
В силу части 4.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
Согласно части 8 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу положений статей 216, 227, 229 Налогового кодекса Российской Федерации, случае прекращения деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до конца налогового периода (календарного года), налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
В нарушение требований изложенных выше норм, Забелиной Н.А. в установленный законом пятидневный срок со дня прекращения деятельности в налоговый орган не была представлена налоговая отчетность за 2014 год.
Так, налоговая декларация представлена Забелиной Н.А. 11 мая 2016 года о чем свидетельствует штамп налогового органа (л.д.35), а дата указанной проставленная ответчиком собственноручно в налоговой декларации (24 декабря 2015), как ошибочно полагал суд. В любом случае налоговый орган, а соответственно, пенсионный орган не обладали информацией о доходах Забелиной Н.А.
В связи с чем административным истцом произведен расчет размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за указанный расчетный период в ином размере в порядке, установленном частью 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, а также плательщиками страховых взносов согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В силу положений ч. ч. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 5 ст. 22 ФЗ N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляется пени (ч. 3 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Учитывая, что контрольным органом представлены доказательства тому, что административный ответчик, являясь индивидуальным предпринимателем, соответственно, несла обязанность по оплате страховых взносов, однако свою обязанность исполняла ненадлежащим образом, судебная коллегия полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей в адрес регистрации по месту жительства корреспонденции о ненадлежащем извещении не свидетельствует.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В силу положений пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
В связи с этим, при удовлетворении требований о взыскании указанной выше суммы взыскание госпошлины не может быть менее 400 рублей.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ингодинского районного суда г.Читы от 15 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Взыскать с Забелиной Н.А. в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме "данные изъяты" рублей, из которых: "данные изъяты" рублей - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, "данные изъяты" рублей -пени, зачисленные на страховые взносы по страховой части трудовой пенсии.
Указанные суммы подлежат перечислению в УФК (ОПФР по Забайкальскому краю), ИНН 7536008244, р/с 40101810200000010001 ГРКЦ ГУ Банка России по Забайкальскому краю г.Чита, БИК 047601001, КПП 753601001 ОКТМО 76701000, соответственно кодам бюджетной классификации.
Взыскать с Забелиной Н.А. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
Председательствующий А.А. Карабельский
Судьи А.Г. Жилинский
П.Н. Смоляков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.