Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Карабельского А.А.
судей Жилинского А.Г., Пичуева В.В.
при секретаре Дугаровой Б.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 31 августа 2016 года дело по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) к Стешенко И.Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней платежа на обязательное пенсионное и медицинское страхование,
по апелляционной жалобе Стешенко И.Ю.,
на решение Центрального районного суда г.Читы от 28 июня 2016 года, которым постановлено: "Административные исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) удовлетворить. Взыскать со Стешенко И.Ю., "Дата" года рождения, уроженки "данные изъяты", проживающей по адресу: "адрес", в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) задолженность по страховым на обязательное пенсионное страхование в сумме "данные изъяты" руб., в том числе, на страховую часть трудовой пенсии - "данные изъяты" руб., пени в сумме "данные изъяты" руб., на обязательное медицинское страхование в ФОМС пени "данные изъяты" руб. по нижеследующим реквизитам: получатель: УФК по Забайкальскому краю (ОПФР по Забайкальскому краю) ИНН 7536008244, р/с 40101810200000010001ГРКЦ ГУ Банка России по Забайкальскому краю г. Чита, БИК 047601001, КПП 753601001 ОКТМО 76701000, на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере "данные изъяты"; на страховую часть трудовой пенсии "данные изъяты" руб.; пени в федеральный фонд ОМС "данные изъяты" руб. Взыскать со Стешенко И.Ю. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере "данные изъяты" рублей".
Заслушав доклад судьи Карабельского А.А., судебная коллегия
установила:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Стешенко И.Ю. ранее обладала статусом индивидуального предпринимателя, с 7 июля 2015 года она данный статус утратила. Имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере "данные изъяты" рублей. Истцом в адрес ответчика были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, в добровольном порядке задолженность ответчик не погасил, в связи с чем, учреждение просило взыскать со Стешенко И.Ю. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере "данные изъяты" рублей.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Стешенко И.Ю. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, приобщить к материалам дела копии квитанций об уплате страховых взносов от 15 июля 2016 года, справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 22 июля 2016 года. Считает, что поскольку согласно налоговым декларациям за 2014 год и 2015 год сумма дохода равна нулю, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию должен быть определен как для случая, когда величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей. Налоговые декларации были представлены в судебном заседании, однако не были учтены при вынесении решения. Указывает на то, что расчет был произведен по иным ставкам, что следует из формулы расчета исковых требований Управления Пенсионного фонда, который ей как ответчику не был представлен. По мнению Стешенко И.Ю. обосновывая свой расчет, истец ошибочно ссылается на п.11 ст. 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", подразумевая п.11 ст.14 приведенного Федерального закона. Обращает внимание на то, что поскольку деятельность в качестве индивидуального предпринимателя она прекратила 7 июля 2015 года, расчетным периодом является 2015 год, который закончился 31 декабря 2015 года. Учитывая срок направления информации налоговым органом, установленный п. 9 ст.14 вышеприведенного закона, считает, что дату предъявления искового заявления, Управление Пенсионного фонда правом предъявления искового заявления не обладало. Отмечает, что после судебного разбирательства 15 июля 2016 года произвела оплату страховых взносов, о чем была выдана справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 22 июля 2016 года, согласно которой за Стешенко И.Ю. задолженность по страховым взносам не числится. Ссылаясь на положения ст. 107 КАС РФ считает решение в части взыскания государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей незаконным, поскольку она является пенсионером и доход, получаемый ею ниже прожиточного минимума, установленного на территории Забайкальского края.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) Безрукова О.Н. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, выслушав Стешенко И.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно п. 8 ст. 16 Закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, действующим законодательством на указанных лиц, возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в Фонд обязательного медицинского страхования. При этом данная обязанность у названных страхователей возникает в силу факта приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента его прекращения.
Из материалов дела усматривается, что Стешенко И.Ю. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя по 7 июля 2015 года, поэтому являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. В связи с представлением налоговым органом истцу информации о непредставлении Стешенко И.Ю. необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода (налоговой декларации) Управлением Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) ответчику были начислены страховые взносы, направляемые на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в размере "данные изъяты" рублей.
Кроме того, в соответствии со ст.25 Федерального закона N 212-ФЗ за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование ответчику начислены пени на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии "данные изъяты" рублей, а также пени на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС в размере "данные изъяты" рублей.
Органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ответчику было направлено требование об уплате задолженности в срок до 1 марта 2016 года, которое оставлено без исполнения.
Учитывая, что контрольным органом представлены доказательства тому, что административный ответчик, являясь индивидуальным предпринимателем, соответственно, несла обязанность по оплате страховых взносов, однако свою обязанность исполнял ненадлежащим образом, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Частью 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ определено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.
В силу части 4.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности плательщикам страховых взносов следует представить в Инспекцию Федеральной налоговой службы сведения о доходах от деятельности, так как право определять величину доходов плательщиков, необходимую для определения фиксированного размера страховых взносов, и передавать сведения о ней из территориальных органов Федеральной налоговой службы России в территориальные органы Пенсионного фонда принадлежит налоговым органам.
В силу положений статей 216, 227, 229 Налогового кодекса Российской Федерации, случае прекращения деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до конца налогового периода (календарного года), налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
В связи с не предоставлением Стешенко И.Ю. после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в установленные законом сроки в налоговую инспекцию сведений о доходах от деятельности за 2015 год, что в материалах дела подтверждено сведениями налогового органа, представленными в пенсионный фонд.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда об удовлетворении заявленных требований, при этом учитывает, что поскольку действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по предоставлению в налоговые органы сведений о финансово-хозяйственной деятельности, необходимых для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации, как орган контроля, в случае неполучения от налоговых органов соответствующей информации лишено возможности определить величину фактически полученного дохода индивидуального предпринимателя и исчислить подлежащие уплате страховые взносы.
Довод апелляционной жалобы о том, что страховые взносы Стешенко И.Ю. оплачены полностью не подтвержден доказательствами. Суммы оплат, указанные в приложенных к апелляционной жалобе платежных документах, не подтверждают факт оплаты задолженности, заявленной в настоящем административном иске ко взысканию.
Поскольку налоговая отчетность представлена Стешенко И.Ю. в налоговые органы с нарушением установленного законом срока, ей правомерно в повышенном размере начислены к уплате страховые взносы. В силу закона предоставление отчетности в налоговый орган с нарушением установленного законом срока и после направления требования об оплате, то есть после начала процедуры принудительного взыскания, не влечет для административного истца обязанность по перерасчету размера страховых взносов. От административного иска истец не отказывался, следовательно, он подлежал рассмотрению по существу.
Доводы Стешенко И.Ю. о том, что положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не распространяются на нее, основан на неправильном толковании норм материального права.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (п. 2 ч.1 ст.5, ч.1 ст.14), закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включают в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой), в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывают их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что 19 октября 2007 года Стешенко И.Ю. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальный предпринимателей (л.д.9-10). Следовательно, в силу факта регистрации в качестве индивидуального предпринимателя у истца возникла обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Ссылка в жалобе на то, что размер суммы недоимки и пени, подлежащей взысканию, определен судом неверно, судебная коллегия полагает несостоятельной, поскольку доказательств, свидетельствующих о неправильности суммы, определенной к взысканию судом, ответчиком представлено не было ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции, равно как не был представлен иной расчет, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно руководствовался расчетом, представленным административным истцом.
Довод жалобы о том, что на Стешенко И.Ю. как на пенсионерку распространяются льготы, установленные ст. 107 Кодекса административного судопроизводства РФ во внимание судебной коллегии не принимаются в силу следующего.
Согласно ст.107 Кодекса административного судопроизводства РФ от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, освобождаются:
1)административные истцы, административные ответчики, являющиеся инвалидами I и II групп;
2)общественные организации инвалидов, если они являются административными истцами и административными ответчиками, а также если они представляют в суде интересы своих членов;
3)ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и ветераны военной службы, являющиеся административными истцами и административными ответчиками;
4)малоимущие граждане, признанные таковыми в соответствии с законодательством о порядке учета среднедушевого дохода для признания граждан малоимущими, являющиеся административными истцами и административными ответчиками.
В данном случае отсутствуют обстоятельства, препятствующие возмещению Стешенко И.Ю. издержек, связанных с рассмотрением административного дела, поскольку в установленном законом порядке малоимущей Стешенко И.Ю. не признана, доказательств, на основании которых она подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины не представлено.
Другие доводы жалобы не влияют на правильность решения судьи, поэтому не являются основаниями для отмены.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Читы от 28 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Карабельский
Судьи А.Г. Жилинский
В.В. Пичуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.