Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.,
судей Моисеевой Н.Н., Садыковой Э.И.,
при секретаре судебного заседания Шамсутдиновой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю и Новошешминскому районам РТ на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от "дата", которым постановлено:
исковые требования Липатовой ФИО8 удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ включить в специальный стаж Липатовой ФИО9, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы в должности учителя математики Ишалькинской средней общеобразовательной школы Чистопольского района РТ с 01 сентября 2001 года по 31 августа 2008 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20 сентября 2004 года по 08 октября 2004 года, с 09 января 2012 года по 19 января 2012 года и с 16 марта 2015 года по 27 марта 2015 года.
Признать право Липатовой ФИО10 на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ назначить ей указанную пенсию с "дата".
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнения участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Липатова Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю и Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование иска указано, что 21.12.2015 года истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением пенсионного органа в досрочном назначении пенсии по старости ей было отказано, при этом в специальный стаж ответчиком не был включен период ее работы в Ишалькинской средней школе Чистопольского района с 01.09.2001 года по 31.12.2001 года, с 01.01.2002 года по 19.09.2004 года и с 09.10.2004 года по 31.08.2008 года в должности учителя математики и заместителя директора по воспитательной работе данной школы на 0,5 ставки, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период работы в должности учителя математики и должности заместителя директора школы по воспитательной работе - с 20.09.2004 года по 08.10.2004 года, с 09.01.2012 года по 19.01.2012 года и с 16.03.2015 года по 27.03.2015 года.
Не согласившись с указанным решением, истица просила суд признать решение УПФР от 11.01.2016 года об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включить в специальный стаж период работы в Ишалькинской средней школе Чистопольского района с 01.09.2001 года по 31.12.2001 года, с 01.01.2002 года по 19.09.2004 года и с 09.10.2004 года по 31.08.2008 года в должности учителя математики и заместителя директора по воспитательной работе данной школы на 0,5 ставки, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период работы в должности учителя математики и должности заместителя директора школы по воспитательной работе - с 20.09.2004 года по 08.10.2004 года, с 09.01.2012 года по 19.01.2012 года и с 16.03.2015 года по 27.03.2015 года и обязать ответчика назначить досрочную пенсию со дня обращения с соответствующим заявлением.
В судебном заседании суда первой инстанции истица исковые требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признала.
Судом постановлено решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, не согласившись с указанным решением, просит решение суда отменить. При этом автор жалобы указывает, что согласно действующему законодательству период работы Липатовой И.Н. с 01.09.2001 года по 31.08.2001 года в должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 должностного оклада с осуществлением педагогической нагрузки не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В суде апелляционной инстанции представитель истицы доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (действующего с 1 января 2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 4 ст. 30).
Согласно п. п. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утв. Постановлением Совмина РСФСР от 6.09.91 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.01.92 по 31.10.99 года включительно.
Из материалов дела следует, что 21.12.2015 года Липатова И.Н. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чистополе, Чистопольском и Новошешминском районах РТ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением пенсионного органа N 892449/15 от 11.01.2016 года в назначении пенсии истице отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет. В бесспорном порядке в данный стаж зачтено 17 лет 11 месяцев 9 дней. При этом период работы с 01 сентября 2001 года по 31 августа 2008 года не включен ответчиком в специальный стаж в виду работы истицы в должности заместителя директора по воспитательной работе Ишалькинской средней общеобразовательной школы на 0,5 ставки. Также не были включены в специальный стаж истицы курсы повышения квалификации в период с 20 сентября 2004 года по 08 октября 2004 года, с 09 января 2012 года по 19 января 2012 года и с 16 марта 2015 года по 27 марта 2015 года.
Разрешая спор, суд указал, что период работы Липатовой И.Н. в должности учителя математики Ишальскинской средней общеобразовательной школы Чистопольского района РТ с 01.09.2001 года по 31.08.2008 года подлежит включению в ее специальный стаж.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он основан на правильной оценке представленных доказательств, соответствует действующим нормам материального права.
В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "наименование учреждений" Списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой нагрузки.
Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
В силу статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Из смысла изложенных положений закона следует, что индивидуальный персонифицированный учет необходим для облегчения процедуры назначения пенсии застрахованным лицам.
Из материалов дела видно, что на основании приказа N 60 от 06.08.1987 года Липатова И.Н. назначена учительницей математики Ишалькинской восьмилетней школы, которая в 1991 году реорганизована в среднюю школу. При этом приказом N 93 от 01 сентября 2001 года Липатова И.Н. назначена заместителем директора по воспитательной работе на 0,5 ставки названной школы.
Кроме того, из представленных суду тарификационных списков и списков о распределении учебных часов по Ишалькинской средней школе, копий классных журналов, справок по заработной плате за период с 2001 по 2008 учебные годы усматривается, что истец, работая в должности на 0,5 ставки заместителем директора школы, продолжала при этом работать учителем математики и имела учебную нагрузку от 10 до 15 часов в неделю.
Данные обстоятельства подтверждаются также представленными суду апелляционной инстанции справками работодателя о том, что Липатова И.Н. работала с 10.08.1987г. по02.09.2008г. в Ишалькинской средней школе учителем математики, а с 03.09.2008г. по настоящее время в МБОУ "Чувашско-Елтанская средняя общеобразовательная школа учителем математики.
Из Постановления N552 от 01.07.2008г. Исполнительного комитета Муниципального образования "Чистопольский муниципальный район" Республики Татарстан следует, что МОУ Ишалькинская сельская средняя общеобразовательная школа Чистопольского муниципального района реорганизована в форме присоединения к МОУ "Чувашско-Елтанская средняя общеобразовательная школа".
При таких обстоятельствах, в силу пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа Липатовой И.Н. в качестве учителя математики в сельской школе включается в специальный стаж работы независимо от объема выполняемой нагрузки.
Из представленных суду документов видно, что за указанный период времени работодателем в отношении Липатовой И.Н. предоставлялись в систему индивидуального (персонифицированного) учета сведения с указанием специального кода, дающего право на включение спорного периода работы в ее специальный педагогический стаж.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки в указанный спорный период не может быть включена в специальный стаж Липатовой И.Н., судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку ее работа в качестве учителя математики в сельской школе дает истице право на включение данного периода работы в стаж педагогической деятельности независимо от объема выполняемой нагрузки..
Удовлетворяя требования истицы о включении в ее специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходил из положений статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих сохранение за работником рабочего места (должности) и заработной платы в случае направления его работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку в периоды нахождения на курсах по повышению квалификации за истицей сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, при этом учеба и повышение квалификации являются необходимым условием совершенствования и повышения уровня профессиональной квалификации при осуществлении педагогической деятельности.
При таких обстоятельствах судом обоснованно возложена на ответчика обязанность по включению в специальный стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20 сентября 2004 года по 08 октября 2004 года, с 09 января 2012 года по 19 января 2012 года и с 16 марта 2015 года по 27 марта 2015 года.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истицы указанных выше спорных периодов являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
С учетом включения спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд правильно возложил на ГУ - УПФ РФ по г. Чистополю и Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ обязанность назначить Липатовой И.Н. пенсию с момента обращения к ответчику с 21.12.2015 года, поскольку на момент обращения ее специальный стаж составил 25 лет.
При таких данных судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 02 июня 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.