Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Муртазина А.И.,
судей Мелихова А.В. и Гаянова А.Р.,
при секретаре судебного заседания Гизетдиновой Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Шагеевой А.М. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 мая 2016 года, которым постановлено:
исковое заявление Шагеевой А.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж периоды работы удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж Шагеевой А.М. периоды обучения на курсах повышения квалификации с 26 ноября 1997 года по 26 декабря 1997 года, с 29 января 2001 года по 24 февраля 2001 года, с 12 января 2003 года по 03 февраля 2003 года, с 14 мая 2009 года по 10 июня 2009 года, с 04 октября 2010 года по 29 ноября 2010 года.
В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истицы Шагеевой А.М. - Патраковой Н.П. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шагеева А.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указала, что 14 апреля 2014 года она подала ответчику заявление о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ответчика от 17 апреля 2015 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет.
В специальный стаж не был включен период работы истицы с 15 июня 2011 года по 30 сентября 2013 года в должности врача клинической лабораторной диагностики в обществе с ограниченной ответственностью (далее ООО) "Танар" городе Набережные Челны, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26 ноября 1997 года по 26 декабря 1997 года, с 29 января 2001 года по 24 февраля 2001 года, с 12 января 2003 года по 03 февраля 2003 года, с 14 мая 2009 года по 10 июня 2009 года, с 04 октября 2010 года по 29 ноября 2010 года.
С данным решением истица не согласна, полагает, его необоснованным, в связи с чем, с учётом уточнения исковых требований, не оспаривая отказ в назначении досрочной пенсии, просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной старховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности вышеуказанные периоды работы.
В судебном заседании представитель истицы исковые требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истица, выражая несогласие с вынесенным судебным решением в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж на соответствующих видах работ период с 15 июня 2011 года по 30 сентября 2013 года в должности врача клинической лабораторной диагностики в ООО "Танар" города Набережные Челны, просит в данной части решение отменить и включить указанный период в специальный трудовой стаж. При этом указывает на то, что, по ею мнению право на досрочную пенсию имеют все врачи, работающие в учреждениях здравоохранения, независимо от организационно-правовой формы учреждения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истицы апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 января 2015 года не применяется Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Поскольку спорные правоотношения между истицей и Пенсионным фондом возникли в 2014 году, при разрешении данного спора подлежат применению нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникших правоотношений, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01 января 2015 года.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела видно, что 14 апреля 2014 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика
N 9524/14 от 23 января 2014 года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемой лечебной деятельности 30 лет.
При этом ответчиком не были включены в стаж работы, обжалуемые истицей периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26 ноября 1997 года по 26 декабря 1997 года, с 29 января 2001 года по 24 февраля 2001 года, с 12 января 2003 года по 03 февраля 2003 года, с 14 мая 2009 года по 10 июня 2009 года, с 04 октября 2010 года по 29 ноября 2010 года, а также период работы с 15 июня 2011 года по 30 сентября 2013 года в должности врача клинической лабораторной диагностики в обществе с ограниченной ответственностью "Танар" города Набережные Челны.
Из записей в трудовой книжке истицы видно, что приказом N 12 от 15 июня 2011 года Шагеева А.М. принята на должность врача клинической лабораторной диагностики в общество с ограниченной ответственностью "Танар". (л.д. 20).
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований в обжалуемой части, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж периода работы истицы с 15 июня 2011 года по 30 сентября 2013 года в должности врача клинической лабораторной диагностики в ООО "Танар" города Набережные Челны.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Обращаясь к доводам жалобы истицы относительно указанного периода работы, судебная коллегия исходит из того, что они основаны на неправильном, ошибочном толковании закона.
Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Согласно статье 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан любая организация имеет право на оказание медицинских услуг (медицинской помощи) только при наличии лицензии, выданной соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, данных в абзаце втором пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Согласно справке N 112 от 14 января 2013 года, выданной обществом с ограниченной ответственностью "Танар", Шагеева А.М. работает в должности врача клинической лаборатории диагностики структурного подразделения "врачи стационарного отделения" с 15 июня 2011 года в обществе с ограниченной ответственностью "Танар" по настоящее время (приказ N 12 от 15 июня 2011 года). С 29 сентября 2008 года по 14 июня 2011 года по 4 часа (совместительство). При этом в справке указано, что в ООО "Танар" структурные подразделения, указанные в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, отсутствуют (л.д.183).
Таким образом, ни записи, содержащиеся в трудовой книжке истицы, ни иные представленные суду документы не свидетельствуют о том, что в оспариваемый период трудовая деятельность истицы протекала в специально оборудованной медико-санитарной части, врачебном здравпункте, являющимися структурными подразделениями общества с ограниченной ответственностью "Танар". Каких-либо иных документов, свидетельствующих о наличии в указанном обществе вышеперечисленных структурных подразделений, суду не представлено.
Судебная коллегия также отмечает, что в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в разделе "наименование должностей" предусмотрена должности "врачи специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков)", в разделе "наименование учреждений" предусмотрены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований);
Названным Списком не предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в обществах с ограниченной ответственностью.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
При изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Однако, каких-либо данных о том, что ООО "Танар" являлось ранее учреждением здравоохранения и изменило организационно-правовую форму в спорный период, материалы дела не содержат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном понимании закона, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Шагеевой А.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.