Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Курмашевой Р.Э.,
судей Абдуллиной Г.А., Гайнуллина Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Садриевой Э.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гайнуллина Р.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан Трифоновой И.А. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 3 июня 2016 г. Этим решением постановлено:
в удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района РТ, Кабировой ФИО15, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" по Республике Татарстан об истребовании земельного участка с кадастровым номером ... :127 из чужого незаконного владения Кабировой Р.М., снятии земельного участка с кадастрового учёта и сносе самовольной постройки отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав объяснения представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан Бурсаковой Д.С. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан обратилось в Тукаевский районный суд Республики Татарстан (далее по тексту - Росимущество) с исковыми требованиями к Кабировой Р.М. и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" по Республике Татарстан об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, снятии земельного участка с государственного кадастрового учёта, сносе самовольной постройки.
В обоснование исковых требований указано, что образование и предоставление физическому лицу земельного участка с кадастровым номером ... :127 по адресу "адрес" были осуществлены незаконно, поскольку данный земельный участок является частью лесного участка с кадастровым номером ... :1460, право собственности Российской Федерации на который было зарегистрировано 14 марта 2012 года. Расположение спорного земельного участка на землях лесного фонда подтверждается данными государственного лесного реестра, материалами учёта лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Елабужское лесничество" 1971, 1981, 1991, 2001 годов, а также межевым планом лесного участка, подготовленным Казанским филиалом ФГУП "Рослесинфорг". Соответственно, истец полагал, что объект недвижимости, возведённый на спорном земельном участке, является самовольной постройкой, подлежащей сносу за счёт Кабировой Р.М.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечён Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района РТ.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Кабировой Р.М. - Шапкин Д.Е. с исковыми требованиями не согласился.
Представитель ответчика - исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ Семенов В.В. иск не признал.
Суд постановилрешение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе представителя Росимущества ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
При этом в апелляционной жалобе указывается на то, что суд первой инстанции не дал оценку заключениям кадастрового инженера и ФГУП "Рослесинфорг" о наложении земельного участка с кадастровым номером ... :127 на лесной участок с кадастровым номером ... :1460, а также судом не было учтено то обстоятельство, что сведения о местоположении границ лесного участка имеются в лесоустроительной проектной документации, представленной в материалы дела и не утратившей юридическую силу. Отклонение данных доказательств суд первой инстанции не обосновал.
Кроме того, в апелляционной жалобе указывается, что суд первой инстанции не принял во внимание возникшее в силу закона и никем не оспоренное право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером ... :1460.
Дополнительно в апелляционной жалобе указано, что суд не применил положения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации к сделке, послужившей основанием для возникновения прав Кабировой Р.М. на спорный земельный участок, а также положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации к возведённому на этом участке строению.
Применение судом Закона Республики Татарстан от 31 января 2005 года N 42-ЗРТ "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" к рассматриваемым правоотношениям заявитель жалобы полагает необоснованным, поскольку изменение границ населённого пункта не приводит к утрате собственником права на принадлежащий ему земельный участок, включённый в границы такого населённого пункта, а соответствующих решений о передаче земель лесного фонда Тукаевскому муниципальному району уполномоченным органом не принималось.
Лица, участвующие в деле, возражений на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Росимущества Бурсакова Д.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представители Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан и Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" направили в суд апелляционной инстанции ходатайства с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Государственное казённое учреждение "Елабужское лесничество", Управление Росреестра по РТ, ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района РТ в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, при этом судебная коллегия в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, в связи с наличием в материалах дела доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что оснований к его отмене не имеется.
Так, из статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения в соответствии со статьёй 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, должно доказать своё право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
В силу положений статей 35, 55, 56, 57, 67, 131, части 2 статьи 195 и части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям с учётом исследованных в судебном заседании доказательств и заявленных в ходе рассмотрения дела доводов и ходатайств.
Из материалов дела усматривается, что предметом спора является принадлежащий ответчику Кабировой Р.М. на праве аренды земельный участок с кадастровым номером ... :127, площадью 1101 кв.м, категории - земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: "адрес". Местоположение границ этого земельного участка установлено межеванием, сведения о границах внесены в государственный кадастр недвижимости 15 декабря 2008 г. Земельный участок был предоставлен первоначальному правообладателю Аглиуллиной Ф.У. в аренду постановлением главы Тукаевского муниципального района РТ N 23 от 16 января 2009 г. На земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером ... :330.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 15,1 га, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту - ЕГРП) 14 марта 2012 г. на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации. Лесному участку при регистрации права собственности в ЕГРП был присвоен условный номер ... в соответствии с пунктами 6 и 16 Правил ведения ЕГРП, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.
При межевании в 2012 году лесному участку был присвоен кадастровый номер ... :1460. Согласно межевому плану на земельный участок с кадастровым номером ... :1460 расположен в квартале 117 Татарстанского лесничества ГКУ "Елабужское лесничество", выдел 4,5, 7, часть выдела 6. При этом согласно заключению кадастрового инженера Юсупова Р.Я. спорный земельный участок накладывается на лесной участок, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что истец не представил в суд доказательств отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда и его принадлежности Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по данному делу, поскольку они соответствует установленным обстоятельствам дела.
При этом судебная коллегия принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий. Данной нормой земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли населённых пунктов и земли лесного фонда.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции до 1 октября 2015 г., лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Статьёй 91 Лесного кодекса Российской Федерации, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утверждённой Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. N 516, Приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 г. N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр.
Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учёт лесных участков осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади. При этом, необходимость определения (закрепления) местоположения границ лесных участков на местности и их описание в соответствии с земельным законодательством предусмотрена, согласно статьям 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Лесоустроительной инструкции, утверждённой Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. N 516. Данные государственного лесного реестра, основанные только на материалах лесоустройства (топографическая карта, фотопланшет, описание в лесном плане, карта-схема, таксационное описание и т.п.), не согласуются с системой ведения геодезической основы государственного кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и, соответственно, не могут быть в неё преобразованы без проведения кадастровых работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кадастровый учёт по единым правилам всех, и в том числе кадастровый учёт лесных участков, включая определение (закрепление) местоположения границ лесных участков на местности и их описание в соответствии с земельным законодательством, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешённые законодательством цели использования, а также надлежащую судебную защиту участников лесных и земельных правоотношений.
Следовательно, представленная истцом лесоустроительная документация была оценена судом в соответствии с требованиями статей 67 и части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с иными представленными сторонами доказательствами, а также с учётом разъяснений, изложенных в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
При таких данных суд первой инстанции обоснованно отклонил заключения кадастрового инженера Юсупова Р.Я. и ФГУП "Рослесинфорг" о наложении земельного участка с кадастровым номером ... :127 на лесной участок с кадастровым номером ... :1460, а также сведения лесоустроительной проектной документации, в содержании которой сведений о местоположении границ лесного участка не имеется.
Сам по себе факт проведения лесоустройства или государственная регистрация права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка не являются безусловными доказательствами его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса. Спорный земельный участок расположен в границах населённого пункта, которые в установленном порядке не оспорены.
При отсутствии доказательств того, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда и, соответственно, в федеральной собственности, суд первой инстанций пришёл к правильному выводу о несостоятельности исковых требований Росимущества.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы Росимущества о том, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, являются необоснованными, данные доводы были предметом оценки суда первой инстанции и отклонены им, с чем соглашается и судебная коллегия.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении процедуры включения земельного участка лесного фонда в границы населённого пункта, о недействительности сделки, на основании которой Кабирова Р.М. стала правообладателем спорного земельного участка, о самовольности возведения постройки на спорном земельном участке, судебной коллегией также отклоняются по изложенным выше основаниям.
Доводы апелляционной жалобы в целом не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и опровергающих его выводы, сводятся по существу к несогласию с ними и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учётом изложенного, апелляционная жалоба Росимущества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 3 июня 2016 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан Трифоновой И.А. оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.