Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Р.Ш. Адиятуллина, А.М. Гильмутдинова
при секретаре судебного заседания А.Ф. Гильмутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Ш.Адиятуллина гражданское дело по апелляционной жалобе представителя М.В. Губриенко О.Л. Смирнова на решение Приволжского районного суда г. Казани от 29 июня 2016 года. Этим решением постановлено:
в удовлетворении исковых требований М.В. Губриенко к муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о признании недействительным акта органа местного самоуправления и присуждении к исполнению обязанности в натуре отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя М.В. Губриенко О.Л. Смирнова в поддержку доводов апелляционной жалобы, выслушав возражения против доводов жалобы представителя муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее по тексту Управление архитектуры и градостроительства) Р.К. Хамидуллина, судебная коллегия
установила:
М.В. Губриенко обратился с иском к муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - Администрация района), исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - ИК МО), Управлению архитектуры и градостроительства о признании недействительным акта органа местного самоуправления и присуждении к исполнению обязанности в натуре.
В обоснование заявленных требований указал, что владеет на праве собственности индивидуальным жилым домом общей площадью 62,1 кв.м на "адрес", право собственности зарегистрировано 23 сентября 2015 года.
Истец обратился в ИК МО г. Казани с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 617 кв.м под указанным жилым домом. Письмом от 28 апреля 2016 года в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что площадь предоставляемого земельного участка должна составлять установленный Правилами землепользования и застройки г. Казани предельно минимальный размер - 400 кв.м.
Как указывает истец, в соответствии с заключением кадастрового инженера от 19 мая 2016 года в этом случае образуется чересполосный участок, доступ к которому будет ограничен со всех сторон. Считает отказ незаконным и необоснованным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать отказ ИК МО г. Казани в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 617 кв.м под индивидуальным жилым домом по ул. "адрес", недействительным и обязать ИК МО г. Казани утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представители ответчиков иск не признали.
Суд, отказав в удовлетворении исковых требований, принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель М.В. Губриенко О.Л. Смирнов ставит вопрос об отмене решения суда, постановленного с нарушением норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. Считает, что суд не дал надлежащую оценку представленным истцом доказательствам, в частности, заключению кадастрового инженера об образовании чересполосного участка, и не выяснил все обстоятельства дела, в том числе в части постановки земельного участка на кадастровый учет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель М.В. Губриенко О.Л. Смирнов апелляционную жалобу по приведенным в ней доводам поддержал.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства Р.К. Хамидуллин с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации).
Между тем указанным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
На основании пунктов 1, 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
Градостроительным уставом г. Казани, утвержденным решением Казанским Советом народных депутатов от 22 апреля 2004 года N 51-19, предусмотрены предельные значения параметров земельных участков и разрешенного строительства. Так, минимальный размер земельного участка составляет 400 кв.м.
Согласно положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Из материалов дела усматривается, что решением Приволжского районного суда г. Казани от 15 августа 2013 года за В.И. Губриенко и М.В.Губриенко признано право общей долевой собственности на жилой дом "адрес" в порядке приватизации, по 1/2 доле в праве за каждым.
Истец обратился в администрацию района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, к которому приложил схему земельного участка с кадастровым номером ... , площадью 617 кв.м.
Письмом от 28 апреля 2016 года N 1504/6 в утверждении схемы отказано со ссылкой на то, что органом местного самоуправления земельный участок с кадастровым номером ... не формировался и не предоставлялся для строительства индивидуального жилого дома, в связи с чем при уточнении границ земельного участка, занимаемого жилым домом, площадь земельного участка должна составлять установленный правилами землепользования и застройки г. Казани минимальный размер - 400 кв.м.
Согласно заключению кадастрового инженера N 83 от 19 мая 2016 года земельный участок с кадастровым номером 16:50:080622:10, площадью 617 кв.м поставлен на кадастровый учет 01 сентября 1999 года, в случае предоставления земельного участка площадью 400 кв.м. между этим участком и смежными земельными участкам образуется чересполосный участок, доступ к которому будет ограничен со всех сторон.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, исходил из того, что право на приобретение земельного участка в установленном законом порядке возникло у истца на основании решения суда, в этой связи он не вправе ссылаться на факт наличия кадастрового учета спорного земельного участка, а его формирование отнесено к исключительной компетенции органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Судебная коллегия данные выводы суда первой инстанции считает ошибочными.
Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктами 17, 19 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании пункта 29 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов" ИК МО г. Казани, отказывая М.В. Губриенко в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, исходило из того, что испрашиваемый им земельный участок может быть сформирован и предоставлен в предельно минимальном размере, поскольку ранее указанный земельный участок не формировался и не предоставлялся для строительства.
Иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка администрацией муниципального района не указано.
Между тем действующее законодательство такого основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, как невозможность утверждении данной схемы ввиду превышения площади земельного участка, установленного градостроительным регламентом в качестве предельного минимального размера, не содержит.
Каких-либо нормативных правовых актов, запрещающих предоставление земельных участков в размере, превышающем предельный минимальный размер, установленный градостроительным регламентом в данной местности, не имеется. При этом судебной коллегией учитывается, что площадь спорного земельного участка согласно схеме расположения на кадастровом плане территории, которую просит утвердить истец, не превышает установленные предельные максимальные его размеры.
Более того, утверждение схемы расположения спорного земельного участка в границах и размере, указанных ответчиком, приведет к образованию чересполосного участка, что противоречит положениям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В этой связи обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в части, предъявленных к МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани".
В удовлетворении исковых требований к ИК МО г. Казани и муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" следует отказать, поскольку оспариваемый истцом отказ в утверждении схемы расположения земельного участка указанными органами не принимался. Каких-либо нарушений прав данными ответчиками при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327 - 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда г. Казани от 29 июня 2016 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Губриенко "данные изъяты" к муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о признании недействительным акта органа местного самоуправления и присуждении к исполнению обязанности в натуре удовлетворить частично.
Признать отказ муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 617 кв.м под индивидуальным жилым домом по ул "адрес", незаконным.
Возложить на муниципальное казенное учреждение "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" обязанность утвердить на кадастровом плане территории схему расположения земельного участка с кадастровым номером ... , площадью 617 кв.м, занимаемого индивидуальным жилым домом, расположенным по "адрес".
В удовлетворении исковых требований Губриенко "данные изъяты" к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о признании недействительным акта органа местного самоуправления и присуждения к исполнению обязанности в натуре отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.