Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
Председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Саитгараевой Р.А., Сибгатуллиной Л.И.,
при секретаре судебного заседания "данные изъяты" Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. административное дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 15 июня 2016 г., которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан в обеспечении Ризатдиновой М.Г. лекарственным препаратом " "данные изъяты"" ( "данные изъяты").
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан по жизненным показаниям бесплатно организовать обеспечение Ризатдиновой М.Г. лекарственным препаратом " "данные изъяты") в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данного препарата лечащим врачом.
В остальной части иска отказано.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Стрюковой Т.А. и представителя Министерства финансов - Яруллиной Э.Р. в поддержку доводов апелляционной жалобы, представителя Ризатдиновой М.Г. - Ахмадуллина Ф.Р., возражавшего против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ризатдинова М.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Татарстан о признании незаконным отказа в обеспечение лекарственным препаратом, возложении обязанности обеспечить ее лекарственным препаратом " "данные изъяты" " за счет средств бюджета Республики Татарстан с обращением решения к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований она указала, что является инвалидом 3 группы, страдает тяжелым заболеванием, отнесенным к редким (орфанным) - "данные изъяты".
Данное заболевание включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403.
Ввиду имеющегося у нее заболевания она нуждается в лечении жизненно необходимым лекарственным препаратом " "данные изъяты"" ( "данные изъяты").
Однако Министерство здравоохранения Республики Татарстан, на которое возложены полномочия по организации обеспечения лечения лиц, страдающих орфанными заболеваниями, отказало в обеспечении ее указанным препаратом, что ставит под угрозу ее жизнь и здоровье, нарушает конституционные права.
В судебном заседании представитель Ризатдиновой М.Г. - Ахмадуллин Ф.Р. заявленные требования поддержал.
Представители Министерства здравоохранения Республики Татарстан Ермолаева И.Ю. и Стрюкова Т.А. заявленные требования не признали.
Представитель заинтересованного лица - Министерства финансов Республики Татарстан - Яруллина Э.Р. также с административным исковым заявлением не согласилась.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство здравоохранения Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, указывая, что суд неправильно установилналичие бездействия со стороны Министерства здравоохранения Республики Татарстан, поскольку административный ответчик неоднократно обращался в адрес федеральных органов государственной власти по вопросу организации закупа лекарственных препаратов за счет средств федерального бюджета.
Также в жалобе указано, что данный лекарственный препарат не предусмотрен стандартом медицинской помощи по этому заболеванию, а потому необходимо решение врачебной комиссии о назначении данного препарата административному истцу, однако такое решение отсутствует.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Стрюкова Т.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Ризатдиновой М.Г. с апелляционной жалобой не согласился.
Представитель заинтересованного лица - Министерства финансов Республики Татарстан - Яруллина Э.Р. полагала решение суда подлежащим отмене.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
Частью 4 статьи 44 указанного Федерального закона предусмотрено ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, в целях обеспечения таких граждан лекарственными препаратами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности. В данном Перечне значится заболевание " "данные изъяты"".
В соответствии со статьей 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:
1) этапы оказания медицинской помощи;
2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
1) медицинских услуг;
2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
4) компонентов крови;
5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Из материалов дела следует, что Ризатдиновой М.Г., "дата" года рождения, был поставлен диагноз " "данные изъяты"". Данное заболевание включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности.
Согласно выписке, выданной ФГБУ " "данные изъяты" Министерства здравоохранения Российской Федерации", Ризатдиновой М.Г. назначена терапия лекарственным препаратом " "данные изъяты"".
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что законом Ризатдиновой М.Г. гарантировано право на обеспечение лекарственными препаратами ввиду имеющегося у нее заболевания. В этой связи необеспечение больного необходимыми лекарственными препаратами по жизненным показаниям уполномоченным на соответствующие действия публичным органом - Министерством здравоохранения Республики Татарстан является незаконным.
Между тем, в перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз, определенном Стандартом первичной медико-санитарной помощи при легочной артериальной гипертензии (утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1446н) лекарственный препарат " "данные изъяты"" ( "данные изъяты") не предусмотрен.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, согласно части 5 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) лишь по решению врачебной комиссии.
Такое же требование содержится в п.2 примечаний к указанному Стандарту первичной медико-санитарной помощи при легочной артериальной гипертензии.
Однако решения врачебной комиссии о назначении указанного препарата административным истцом не представлено. Выписка из ИБ, выданная ФГБУ " "данные изъяты" Министерства здравоохранения Российской Федерации" Ризатдиновой М.Г., таковым не является.
В соответствии с ч.2 ст. 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Отвечающее указанным требованиям решение врачебной комиссии о назначении административному истцу лекарственного препарата " "данные изъяты"" ( "данные изъяты") отсутствует.
При таком положении оснований для удовлетворения указанных административных исковых требований не имелось.
В связи с изложенным решение суда в части удовлетворения административных исковых требований Ризатдиновой М.Г., как принятое с нарушением норм материального права, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
В части отказа в удовлетворении требований решение суда никем не обжаловано, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.177, 309, п.4 ч.2 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 15 июня 2016 года по данному административному делу в части удовлетворения административных исковых требований Ризатдиновой М.Г. отменить и принять новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Ризатдиновой М.Г. о признании незаконным отказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан в обеспечении Ризатдиновой М. Г. лекарственным препаратом " "данные изъяты"" ( "данные изъяты") и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Татарстан по жизненным показаниям бесплатно организовать обеспечение Ризатдиновой М. Г. лекарственным препаратом " "данные изъяты"" ( "данные изъяты") в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данного препарата лечащим врачом - отказать.
В остальной части данное решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.