Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Шефер Л.В.
судей Величко М.Б., Нечепуренко Д.В.
при секретаре Кравченко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Байгуловой Е.В. к администрации Ленинского района г. Томска о возложении обязанности восстановить в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий
по апелляционной жалобе администрации Ленинского района г. Томска на решение Ленинского районного суда г. Томска от 23 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Шефер Л.В., объяснения прокурора Чмирь Н.А., возражавшего против жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района г. Томска, действуя в интересах Байгуловой Е.В., обратился в суд с иском к администрации Ленинского района г. Томска, в котором просил возложить на администрацию Ленинского района г. Томска обязанность восстановить Байгулову Е.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, пользующихся первоочередным правом на получение жилого помещения как одинокая мать.
В обоснование указал, что Байгулова Е.В. с 17.06.1992 состояла на учете в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма как одинокая мать. Распоряжением и.о. главы администрации Ленинского района г. Томска N 804 Байгулова Е.В. исключена из льготного списка как одинокая мать в связи с достижением дочерью Байгуловой Е.В. - Б. совершеннолетия. Снятие Байгуловой Е.В. с учета в качестве одинокой матери полагал незаконным, поскольку право на предоставление жилого помещения в первоочередном порядке не было ею реализовано, и оно подлежит сохранению за нею до момента его реализации - получения жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Томска Бударина А.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Материальный истец Байгулова Е.В. в судебном заседании требования иска поддержала. Пояснила, что после достижения совершеннолетия дочь продолжает проживать с нею в одном жилом помещении. Какое - либо жилое помещение на основании договора социального найма ей, как одинокой матери, занять не предлагали. Иное жилое помещение в собственность она не приобрела, в брак не вступила.
Представитель ответчика администрации Ленинского района г. Томска иск не признала, пояснила, что Байгулова Е.В. исключена из льготного списка одиноких матерей на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с достижением ее дочерью совершеннолетия. Не оспаривая факта проживания дочери Байгуловой Е.В. вместе с последней, полагала, что Байгулова Е.В. не утратила право улучшения жилищных условий, так как состоит в соответствующей очереди на общих основаниях.
Решением Ленинского районного суда г. Томска от 23.03.2016 исковые требования прокурора удовлетворены, на администрацию Ленинского района г. Томска возложена обязанность восстановить Байгулову Е.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, пользующихся первоочередным правом на получение жилого помещения как одинокая мать.
В апелляционной жалобе администрация Ленинского района г. Томска просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении иска прокурора.
Считает судебное решение незаконным и необоснованным. Указывает, что Байгулова Е.В. не была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, достижение ее дочерью совершеннолетия послужило лишь основанием для утраты статуса одинокой матери и как следствие - утраты права на получение жилья в первоочередном порядке, исключения из отдельного списка одиноких матерей. В этой связи каких-либо нарушений жилищного законодательства администрацией не допущено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 2 ст. 33 ЖК РСФСР, действовавшего на момент постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений включаются в отдельные списки.
Статьей 33 ЖК РСФСР предусматривалось, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Согласно ч. 8 ст. 36 ЖК РСФСР одиноким матерям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставлялись в первоочередном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании решения администрации Ленинского района г. Томска от 17.06.1992 N 38ж Байгулова Е.В. включена в список льготной очереди N /__/, общей очереди N /__/.
Согласно протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Ленинского района г. Томска от 29.07.2015 N 16, утвержденного распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 20.07.2015 N 804, Байгулова Е.В. исключена из общего льготного списка одиноких матерей на основании ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ и п. 15 "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Томской области" в связи с достижением ее ребенком возраста 18 лет.
В соответствии с ч.2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий на момент постановки истицы на учет были предусмотрены ст.29 ЖК РСФСР.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии с ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР. Перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является исчерпывающим. Такое основание, как достижение ребенком возраста 18 лет, в этом перечне отсутствует.
При таких обстоятельствах орган, по решению которого женщина, являющаяся одинокой матерью, была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не вправе снять ее с учета в связи с достижением ее ребенком возраста 18 лет до обеспечения ее жилым помещением в установленном законом порядке (обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2004 года).
Поскольку законных оснований для снятия Байгуловой Е.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении ответчиком указано не было, то вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований прокурора является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Байгулова Е.В. была снята с учета из льготного списка как одинокая мать, при этом в общем списке учета очередь за ней сохранена, на законность постановленного решения не влияют, также как и доводы об утрате истицей статуса одинокой матери в связи с достижением ее ребенком возраста совершеннолетия.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Томска от 23 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ленинского района г. Томска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.