Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Величко М.Б., Карелиной Е.Г.,
при секретаре Музеник В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Морозова О.М. к администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения
по апелляционной жалобе администрации г. Томска на решение Советского районного суда г. Томска от 5 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Худиной М.И., объяснения представителя процессуального истца прокурора Ленинского района г. Томска Чмирь Н.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района г. Томска, действуя в защиту прав и законных интересов Морозова О.М., обратился в суд с иском к администрации г. Томска, в котором, уточнив требования, просил возложить на ответчика обязанность предоставить Морозову О.М. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории муниципального образования "Город Томск", пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 25 кв.м.
В обоснование указал, что Морозов О.М. проживает по /__/ в трехкомнатной квартире общей площадью /__/ кв.м совместно с сыном М., /__/ года рождения, сыном Ф., /__/ года рождения, бывшей супругой Ф., /__/ года рождения, внуком Ф., /__/ года рождения, и внучкой М., /__/ года рождения. Квартира является собственностью муниципального образования "Город Томск", предоставлена Морозову О.М. на основании ордера N /__/ от 1983 года.
Морозов О.М. является инвалидом третьей группы и у него имеется тяжелая форма хронического заболевания, предусмотренного Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами. Распоряжением главы администрации Ленинского района от 23.09.2015 Морозов О.М. поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами заболевания. Иного жилья Морозов О.М. не имеет.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Томска Малышев Я.В., материальный истец Морозов О.М. исковые требования поддержали по изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации г. Томска Шильникова А.А. иск не признала, поддержала доводы отзыва, в котором указала, что в настоящее время на территории Томской области вопрос передачи полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов на уровень муниципальных образований не урегулирован.
Представитель третьего лица администрации Томской области Тумашова К.В. считала, что предоставление жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний и вставшим на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, является полномочием органов местного самоуправления.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены, на администрацию г. Томска возложена обязанность предоставить Морозову О.М. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 25 кв.м в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель администрации г. Томска Шильникова А.А. просит отменить решение суда и принять новое.
Полагает, что администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком, поскольку не обладает полномочиями по обеспечению жильем инвалидов, в том числе, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. В решении отсутствует указание на нормативный акт, которым обязанность по социальной поддержке инвалидов, обеспечению их жилыми помещениями, возложена на органы местного самоуправления. Считает неправомерной ссылку суда первой инстанции на ст. 39 Устава Города Томска, как устанавливающую обязанность администрации г. Томска по предоставлению гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, поскольку положения данной статьи регулируют структуру администрации г. Томска. Со ссылкой на п. 1.11 ст. 40 Устава Города Томска, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П указывает, что жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а также иным категориям граждан - в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями, во всех остальных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или ее субъекта. Кроме того, в случае исполнения администрацией г. Томска государственных полномочий, которые в установленном законом порядке не переданы муниципалитету, бюджету муниципального образования будут причинены убытки. Считает, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, которое не может быть осуществлено за счет средств бюджета муниципального образования.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица администрации Томской области Тумашова К.В. считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие материального истца Морозова О.М., представителя ответчика администрации г. Томска, представителя третьего лица администрации Томской области, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, что Морозов О.М. зарегистрирован и проживает в муниципальной квартире по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м., является инвалидом /__/ группы, в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совестное проживание граждан в жилом помещении, утвержденным постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006, по состоянию здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
На основании распоряжения главы администрации Ленинского района от 23.09.2015 Морозов О.М. включен в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Указанные выше фактические обстоятельства установлены судом первой инстанции на основании представленных в дело доказательств, подробно приведенных в решении суда.
Специальное регулирование обеспечения жилыми помещениями инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотрено положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
В отношении инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, указанной статьей предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
В силу части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Применяя данные нормы материального закона, суд первой инстанции пришел к верному выводу о об удовлетворении заявленного иска и возложении на администрацию Города Томска обязанности предоставить материальному истцу вне очереди по договору социального найма жилое помещение.
Не оспаривая по существу право Морозова О.М. на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, администрация г. Томска в апелляционной жалобы полагает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку решение вопросов социальной поддержки инвалидов, отнесенное к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления на территории Томской области не передано.
Рассмотрев данный довод, судебная коллегия находит его несостоятельным.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016).
Вместе с тем, учитывая положения ч.3 ст. 52 ЖК РФ, согласно которой именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также положения ч.3 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности иска, заявленного прокурором в интересах Морозова О.М., и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма именно на администрацию г. Томска как орган местного самоуправления, осуществляющий соответствующие полномочия.
Судебная коллегия полагает, что реализация прав граждан, требующих социальной защиты, - инвалидов на предоставление жилья не может быть поставлена в зависимость от разрешения вопросов передачи полномочий субъекта органу местного управления соответствующими органами, так как в решении указанных вопросов гражданин не участвует, в то время как действующим законодательством право на предоставление инвалидам жилых помещений по договору социального найма при определенных условиях, установленных законом, гарантировано.
Что касается довода жалобы об убытках муниципального образования при исполнении не переданных ему полномочий за свой счет, данный вопрос к предмету разрешения настоящего спора не относится, а потому судебной коллегией не рассматривается.
С учетом изложенного оснований для отмены судебного решения не имеется. Являясь законным и обоснованным, оно отмене или изменению не подлежит.
Ссылка в решении суда на ст. 39 Устава города Томска как на законодательно закрепленную обязанность администрации г. Томска по предоставлению гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда приведена судом первой инстанции ошибочно. Указанная статья Устава устанавливает структуру (перечень органов) администрации Города Томска.
Полномочия администрации г. Томска указаны в ст. 40 Устава, в том числе, в пункте 1.11 ст. 40, согласно которому администрация г. Томска обеспечивает проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создает условия для жилищного строительства, осуществляет муниципальный жилищный контроль, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Допущенная судом неточность в приведении правовой нормы не повлияла на существо принятого решения и его обоснованность, а потому не является основанием для его отмены.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 5 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Томска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.