Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Синяковой Т.П.,
судей: Емельяновой Ю.С., Нечепуренко Д.В.,
при секретаре Кравченко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Соколова Д.А. к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Арбитражному суду Томской области о признании права собственности на жилое помещение
по апелляционной жалобе представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области Байрамова Э. М.о на решение Кировского районного суда г.Томска от 11 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.С., объяснения представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области Байрамова Э. М.о, поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения Соколова Д.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Соколов Д.А. обратился в суд к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Арбитражному суду Томской области с иском, в котором просил признать за ним право собственности на жилое помещение общей площадью /__/ кв.м, расположенное по адресу: /__/.
В обоснование требования указал, что Соколов Д.А. Указом Президента РФ N 984 от 08.09.2006 назначен судьей Арбитражного суда Томской области на трехлетний срок полномочий, Указом Президента РФ N1248 от 05.11.2009 назначен судьей Арбитражного суда Томской области без ограничения срока полномочий. Решением жилищной комиссии Арбитражного суда Томской области от 20.06.2008 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. На основании решений жилищной комиссии от 18.10.2010 истец 29.11.2012 поставлен на учет судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для создания специализированного жилищного фонда Арбитражного суда Томской области выделено /__/ руб. 28.06.2013 приобретена квартира, расположенная по адресу: /__/. Данная квартира отнесена к специализированному жилому фонду, находится в оперативном управлении Арбитражного суда Томской области. 30.08.2013 квартира передана Соколову Д.А. и членам его семьи во владение и пользование по договору найма служебного жилого помещения для временного проживания. Договором предусмотрено, что данное жилое помещение предоставлено в связи с работой судьей Арбитражного суда Томской области в соответствии с п.2 ст.19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Ссылаясь на указанный закон, постановление Правительства РФ от 06.12.2005 N737 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005-2006 годах", полагает, что обладает правом на бесплатное получение данного жилого помещения в собственность.
Истец Соколов Д.А. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области Федько А.А. не возражала против удовлетворения требований.
Представитель ответчика Арбитражного суда Томской области Осокин И.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.
Решением суда на основании ст.10, 76 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ), Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст.79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст.9, 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 N192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" исковые требования Соколова Д.А. удовлетворены. За Соколовым Д.А. признано право собственности на жилое помещение - квартиру N /__/ общей площадью /__/ кв.м, расположенную по адресу: /__/.
В апелляционной жалобе представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области Байрамов Э.М.о. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что судом не дана оценка тем фактам, что квартира по /__/ отнесена к специализированному жилищному фонду и находится в оперативном управлении Арбитражного суда Томской области, предоставлена Соколову Д.А. по договору найма служебного жилого помещения. Ссылается на то, что должность судьи является государственной должностью Российской Федерации, судьи должны обеспечиваться служебными жилыми помещениями в порядке, предусмотренном разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку Соколов Д.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий 20.06.2008, то на него распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 N192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями". Обращает внимание, что Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность отчуждения, передачи в аренду, в наем жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, за исключением передачи таких помещений по договорам найма (ст.19, 92, 93 ЖК РФ).
Считает, что судом не учтено, что на момент заключения договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", как и иные материальные нормы, не предусматривал возможность бесплатной передачи судьям в собственность жилых помещений, тем более, если такое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду и предоставлено на основании договора найма служебного жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Соколов Д.А., указывая, что спорная квартира не отнесена к специализированному жилищному фонду, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу председатель Арбитражного суда Томской области Луконкина В.И. вопрос о законности и обоснованности решения Кировского районного суда г.Томска от 11.04.2016 оставляет на усмотрение суда апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя арбитражного суда Томской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Указом Президента Российской Федерации N 984 от 08.09.2006 Соколов Д.А. назначен судьей Арбитражного суда Томской области на трехлетний срок полномочий.
Указом Президента Российской Федерации N 1248 от 05.11.2009 Соколов Д.А. назначен судьей Арбитражного суда Томской области без ограничения срока полномочий.
Согласно протоколам заседаний жилищной комиссии Арбитражного суда Томской области от 20.06.2008 N2/2008 и N 3/2009 от 25.05.2009 Соколов Д.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список поставленных на учет судей (очередников), нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с решениями жилищной комиссии Арбитражного суда Томской области N 5/2010 от 18.10.2010 и N 1/2012 от 29.11.2012 список поставленных на учет судей (очередников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, пересмотрен, единственным нуждающимся судьей в улучшении жилищных условий признан Соколов Д.А.
Из протокола жилищной комиссии Арбитражного суда Томской области N 1/2012 от следует, что председатель жилищной комиссии поручил передать копию списка поставленных на учет судей (очередников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, для утверждения председателю Арбитражного суда Томской области, направить вновь поступившие документы в Высший Арбитражный суд Российской Федерации.
Письмом N ВАС-УМТО-977 от 18.02.2013 Высший Арбитражный суд Российской Федерации известил Арбитражный суд Томской области о распределении денежных средств в размере /__/ рублей для создания специализированного жилищного фонда Арбитражного суда Томской области.
28.06.2013 на основании договора купли-продажи жилого помещения (государственного контракта) N 35 Арбитражный суд Томской области приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: /__/, стоимостью /__/ руб.
Указанное жилое помещение зарегистрировано на праве собственности за Российской Федерацией и передано на праве оперативного управления Арбитражному суду Томской области.
Распоряжением председателя Арбитражного суда Томской области N 50 от 29.08.2013 квартира по адресу: /__/, передана в пользование судье Соколову Д.А. по договору служебного найма.
30.08.2013 между Арбитражным судом Томской области (наймодатель) и Соколовым Д.А. (наниматель) заключен договор найма служебного помещения N 47с, в соответствии с которым Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи во владение и пользование жилое помещение специализированного жилого фонда для временного проживания в нем. Договором предусмотрено, что жилое помещение предоставляется в связи с работой судьей в Арбитражном суде Томской области в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2004 г.) местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и данным законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.
В силу пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений названной статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ отменен ранее установленный механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегированы полномочия по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 г. N 2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и, тем самым, снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. Федеральный законодатель обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Такой порядок до настоящего времени законом не определен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" (в редакции, действовавшей на момент предоставления квартиры) установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Как указано в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, возникающие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пп. 3,12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
По смыслу указанных норм отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что на момент предоставления Соколову Д.А. спорное жилое помещение было отнесено в установленном законом порядке к специализированному (служебному) жилищному фонду. Доводы апелляционной жалобы об обратном доказательствами не подтверждены. Указанные обстоятельства верно приняты во внимание судом первой инстанции.
Судебная коллегия отмечает, что определенный законом статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому, а отсутствие конкретного механизма реализации права судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на получение в собственность жилого помещения, приобретенного для него за счет средств федерального бюджета, не может расцениваться как препятствие для судебной защиты такого права способом, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, доводы жалобы не содержат оснований для отмены решения в апелляционном порядке, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, по существу направлены на иное толкование норм материального права, что не может служить основанием к отмене постановленного судом решения.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь п. 1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Томска от 11 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области Байрамова Э. М.о - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.