Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Шефер Л.В.,
судей Фоминой Е.А., Ячменевой А.Б.,
при секретаре Скороходовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя Администрации Томского района Мережкиной С.А. на решение Томского районного суда Томской области от 17 февраля 2016 года
дело по иску прокурора Томского района Томской области к муниципальному образованию "Томский район" в лице Администрации Томского района о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, изъятии из незаконного владения и передаче земельного участка муниципальному образованию "Богашевское сельское поселение".
Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А., объяснения представителя Администрации Томского района, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Федько П.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Томского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором просил признать отсутствующим право собственности Администрации Томского района на земельный участок, расположенный по адресу: /__/, кадастровый номер /__/; изъять указанный земельный участок в границах, определенных в кадастровой выписке от 08.02.2016 N /__/, из незаконного владения муниципального образования "Томский район" и передать администрации муниципального образования "Богашевское сельское поселение" для осуществления полномочий по распоряжению.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения Администрацией Томского района требований земельного законодательства установлено, что Главой Томского района незаконно, в отсутствие полномочий удовлетворено заявление МКП "Томресурсы" о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером /__/, площадью /__/ кв.м, по адресу: /__/, для сельскохозяйственного использования. В связи с предоставлением спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МКП "Томресурсы" право собственности на указанный участок было зарегистрировано за Администрацией Томского района. Вместе с тем предоставленный МКП "Томресурсы" земельный участок расположен на территории Богашевского сельского поселения, частично входит в черту населенного пункта /__/, часть названного земельного участка входит в черту населенного пункта /__/ и находится в производственной зоне промышленно-коммунальных объектов класса вредности П-1, что свидетельствует о невозможности предоставления земельного участка на каком-либо праве без его предварительного раздела либо выдела участка с исключением из него зоны промышленно-коммунальных объектов в порядке, установленном законом. Учитывая, что правовые основания для предоставления спорного земельного участка отсутствовали, оснований для приобретения Администрацией Томского района права собственности на данный участок также не имелось, следовательно, оно должно быть признано отсутствующим.
В судебном заседании старший помощник прокурора Томского района Томской области Пустовая О.Н. требования поддержала.
Представитель ответчика Мережкина С.А. требования не признала.
Представитель третьего лица Администрации Богашевского сельского поселения Дорошенко М.И. полагал исковые требования подлежащим удовлетворению.
Обжалуемым решением на основании статьи 9 Конституции Российской Федерации, статей 8.1, 131, 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 11, 16, 19, 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статей 9, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 2, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статей 45, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Правил землепользования и застройки и генерального плана Богашевского сельского поселения, утвержденных решениями Совета Богашевского сельского поселения от 26.12.2013 N 65 и 66, исковые требования прокурора Томского района удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Томского района Мережкина С.А. просит решение отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что судом при рассмотрении дела не исследованы все фактические обстоятельства, неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права. Считает необоснованными выводы суда о том, что спорный земельный участок образован в нарушение требований закона. Данный земельный участок образован на основании постановления Администрации Томского района N 2153-з от 17.07.2013 до утверждения генерального плана территории и правил землепользования и застройки территории. Указанное постановление Администрации Томского района N 2153-з от 17.07.2013 в настоящее время не оспорено и является действующим. При повторной постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учет данное постановление являлось основанием кадастрового учета. Полагает, что в настоящее время прекращение права постоянного (бессрочного) пользования МКП "Томресурсы" в отношении спорного земельного участка в связи с отказом МКП "Томресурсы" от данного права не может являтся основанием для признания права собственности муниципального образования "Томский район" на спорный земельный участок отсутствующим. Считает, что истцом выбран неверный способ защиты права путем предъявления иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Администрация муниципального образования "Богашевское сельское поселение" никогда не являлась собственником спорного земельного участка. Земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Администрацией Томского района в период действия Земельного кодекса до 01.03.2015, в то время как полномочия по распоряжению государственной неразграниченной собственностью принадлежали органам местного самоуправления районов на основании Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Более того, в судебном заседании представитель Богашевского сельского поселения и помощник прокурора Томского района подтвердили, что данный участок не находился в собственности сельского поселения. Выражает несогласие с выводами суда относительно правомерности предъявления исковых требований в интересах Российской Федерации, поскольку доказательств нарушения прав Российской Федерации в материалы дела не предоставлено. Вывод суда о том, что спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации в силу закона, противоречит единообразию судебной практики, а также действующим нормам права. Ссылается на то, что в нарушение норм процессуального права в мотивировочной части решения суда не указаны все требования истца, в решении не приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты, выводы суда в части невозможности существования спорного земельного участка, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, противоречат принятому решению об изъятии и передаче спорного земельного участка в неизменном виде.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Томского района Пустовая О.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного представителя Администрации Богашевского сельского поселения Томского района Томской области.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не нашла.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Пункт 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительным регламентом является устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальные зоны и градостроительные регламенты регламентированы правилами землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункты 7, 9, 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Пунктом 3 той же статьи установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно части 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Как видно из дела, земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: /__/, поставлен на государственный кадастровый учет 10.02.2014 как земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования.
На основании абз.3 п. 1 ст. 3.1. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановления Администрации Томского района N423-з от 27.02.2015 "О предоставлении земельного участка муниципальному казенному предприятию Томского района "Томресурсы" в /__/ для сельскохозяйственного использования" за муниципальным образованием "Томский район" зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: /__/, на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования.
Согласно заключению кадастрового инженера от 17.02.2016 земельный участок с кадастровым номером /__/ частично расположен в территориальной зоне П-1 (производственные зоны промышленно-коммунальных объектов IV-V класса вредности (СЗЗ 100-50м). Границы земельного участка с кадастровым номером /__/ пересекают границы населенных пунктов /__/ и /__/.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок расположен в нескольких территориальных зонах (сельскохозяйственная зона и производственная зона промышленно-коммунальных объектов), что является нарушением ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска в части признания отсутствующим права собственности Администрации Томского района на земельный участок, общей площадью /__/ кв.м, с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: /__/ и его изъятии и передачи управомоченному лицу.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. В пункте 3 той же статьи установлено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Указанные нормы, передающие полномочия по распоряжению земельными участками с уровня муниципального района на уровень поселения, вступили в силу с 01.03.2015 (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Решением Совета Богашевского сельского поселения от 26.12.213 N 66 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Богашевское сельское поселение", включающие в себя Генеральный план муниципального образования "Богашевское сельское поселение".
Таким образом, с 01.03.2015 правомочия по распоряжению спорным земельным участком перешли к Богашевскому сельскому поселению, однако возможность их реализации отсутствует, поскольку земельный участок находится в незаконном владении Муниципального образования "Томский район", право собственности которого на земельный участок зарегистрировано 20.03.2015.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 4 пункта 52 постановления N 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу указанных разъяснений иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты.
Исходя из положений глав 13, 14 и 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, по общему правилу право на предъявление иска о признании права или обременения отсутствующим имеет лицо, владеющее этим имуществом и обладающее на него зарегистрированным правом.
Обращаясь в суд с настоящим иском прокурор действует в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, при этом иск направлен на восстановление правового статуса спорного участка, право собственности на который не было разграничено до государственной регистрации права собственности ответчика, то есть является иском о восстановлении положения, существовавшего до государственной регистрации права муниципального образования "Томский район".
В силу пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Существующая запись о праве собственности муниципального образования "Томский район" на спорный земельный участок образованного с нарушением требований законодательства, нарушает права Российской Федерации, поскольку земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и в интересах неопределенного круга лиц, которые вправе обратиться за получением земельного участка в установленном порядке.
Из изложенного следует, что такой способ защиты права не рассматривается как ненадлежащий, а может использоваться в качестве самостоятельного механизма разрешения спора.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы об обратном являются не состоятельными, не влекут отмены обжалуемого решения суда.
Также не влияет на законность и обоснованность постановленного решения довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет до утверждения Правил землепользования и застройки Богашевского сельского поселения, поскольку указанное опровергается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером /__/, согласно которому данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 10.02.2014.
Иные доводы жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции.
При этом несогласие в жалобе с выводами суда первой инстанции в отношении представленных доказательств и установленных по делу обстоятельств, не принимается во внимание, поскольку согласно положениям ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Томского районного суда Томской области от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Томского района Мережкиной С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.