Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Шефер Л.В.,
судей: Нечепуренко Д.В., Фоминой Е.А.,
при секретаре Безбриловой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Харафиди А. Ю. к Администрации Заречного сельского поселения о признании незаконным и отмене в части решение аукционной комиссии Администрации Заречного сельского поселения, оформленнго протоколом аукциона, обязании заключить договор купли - продажи, признании права собственности на земельный участок
по апелляционной жалобе представителя ответчика главы Администрации Заречного сельского поселения Кочеткова А.В. на решение Томского районного суда Томской области от 04.05.2016,
заслушав доклад судьи Нечепуренко Д.В., объяснения представителя ответчика Администрации Заречного сельского поселения Андреева А.С., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Администрации Томского района Мережкиной С.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Барковой Н.Г. Федотова А.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения истца Харафиди А.Ю.,
установила:
Харафиди А.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Заречного сельского поселения, в котором, с учетом увеличения исковых требований, просит:
признать незаконным и отменить решение аукционной комиссии Администрации Заречного сельского поселения, оформленное протоколом о результатах аукциона N 3 от 10.11.2015, в части отказа Харафиди А.Ю. в заключении договора купли-продажи с единственным заявителем ввиду рассмотрения аукционной комиссией заявления о нарушении прав собственника соседнего участка при формировании земельного участка, в связи с чем не предоставлена собственнику возможность общего доступа к своему участку, в соответствии с п.24 и подп.18 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;
обязать Администрацию Заречного сельского поселения заключить с Харафиди А.Ю. по результатам аукциона от 10.11.2015 договор купли-продажи земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения плоскостного спортивного сооружения, площадью /__/ кв.м, с кадастровым номером /__/, местоположение: /__/, путем подписания договора в простой письменной форме, являющегося приложением аукционной документации;
признать за Харафиди А.Ю. право собственности на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения плоскостного спортивного сооружения, площадью /__/ кв.м, с кадастровым номером /__/, местоположение: /__/.
В обоснование заявленных требований указала, что Администрацией Заречного сельского поселения на основании постановления Администрации Заречного сельского поселения N 698 от 30.09.2015 "О проведении аукциона по продаже земельного участка в /__/" было объявлено о проведении открытого по составу участников аукциона по продаже земельного участка (лота) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: /__/, для размещения плоскостного спортивного сооружения. Извещение о проведении аукциона было размещено на официальном сайте Администрации Заречного сельского поселения и на официальном сайте Российской Федерации. 02.11.2015 истцом был оплачен задаток в размере /__/ рублей, 05.11.2015 заключен договор о задатке для участника аукциона, и 05.11.2015 подана заявка на участие в аукционе для физических лиц. 06.11.2015 истец была признана участником аукциона.
Согласно протоколу об определении участников аукциона от 06.11.2015 по указанному лоту было подано две заявки - Барковой Н.Г. и Харафиди А.Ю., однако Барковой Н.Г. было отказано в допуске к участию в аукционе, поскольку не был установлен факт поступления задатка. 10.11.2015 комиссией истцу было отказано в заключении договора купли-продажи земельного участка как с единственным участником, подавшим заявку, что нарушило право истца на приобретение земельного участка в собственность. В нарушение ч.14 ст.39.12 Земельного кодекса Российской Федерации аукционная комиссия отказала истцу в заключении договора по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, а именно: ввиду рассмотрения аукционной комиссией заявления о нарушении прав собственника соседнего участка при формировании земельного участка, в связи с чем, не представлена собственнику возможность общего доступа к своему участку (п.24 и подп.18 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации). Ссылка аукционной комиссии на п. 15 ст.39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.4 и ч.5 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 39.12, подп.18 п.8 ст.39.11, п.24 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации противоречит закону.
По сведениям публичной кадастровой карты земельный участок является участком категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов физической культуры и спорта. Согласно ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка была согласована администрацией поселения, участок поставлен на кадастровый учет по заявлению Барковой Н.Г., выставлен на аукцион. Ни в схеме расположения земельного участка, выполненной по заказу Барковой Н.Г., ни в аукционной документации ссылки на то, что земельный участок является участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования, не указано. С момента размещения извещения о проведении аукциона ни Барковой Н.Г., являющейся собственником смежного земельного участка, ни администрацией не было заявлено об отсутствии проезда к участку с кадастровым номером /__/. Кроме того, согласно публичной кадастровой карте земельный участок, принадлежащий на праве собственности Барковой Н.Г., и так не имел проезда с указанной стороны.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Администрация Томского района Томской области и Баркова Н.Г.
В судебном заседании Харафиди А.Ю. заявленные исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации Заречного сельского поселения Андреев А.С., действующий на основании доверенности N 107 от 01.04.2016 сроком действия один год, в судебном заседании и в представленных письменных отзывах заявленные исковые требования не признал. Указал, что на основании постановления Администрации Заречного сельского поселения от 30.09.2015 N 697 на официальных сайтах и в официальном печатном издании "Информационный бюллетень" было размещено объявление о проведении аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/. По данному лоту были поданы заявки от Барковой Н.Г. и Харафиди А.Ю. Факт поступления от Барковой Н.Г. задатка на специальный счет для аукциона установлен не был, в связи с чем было принято решение об отказе в допуске на участие в аукционе Барковой Н.Г. 06.11.2015 от Барковой Н.Г. поступило заявление об отмене аукциона, назначенного на 10.11.2015, в связи с тем, что при формировании земельного участка не предусмотрен доступ к земельному участку, предоставленному Барковой Н.Г. для размещения плоскостного физкультурно-спортивного сооружения, площадью /__/ кв.м. 09.11.2015 от Барковой Н.Г. поступило повторное заявление об отмене аукциона. 10.11.2015 аукционной комиссией было принято решение, согласно которому аукцион на право заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером /__/ признан несостоявшимся в виду поступления одной заявки на аукцион. В заключении договора купли-продажи с единственным заявителем отказано в связи с рассмотренным аукционной комиссией заявлением о нарушении прав собственника соседнего участка при формировании земельного участка и в связи с тем, что у собственника отсутствует доступ к своему земельному участку, то есть на основании п. 24 и подп.18 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ. Заявление Барковой Н.Г. было рассмотрено и принято решение во время проведения аукциона 10.11.2015, при этом комиссия пользовалась официальным сайтом кадастровой палаты, где размещена публичная кадастровая карта. Кроме того, рассматриваемый земельный участок на карте градостроительного зонирования территории муниципального образования "Заречное сельское поселение" находится в территориальной зоне зеленых насаждений общего пользования. Вдоль участка проходит дорога, территориальная зона сооружений и коммуникаций общественного и индивидуального транспорта, которая выходит на трассу областного значения. Земельный участок с кадастровым номером /__/ препятствует доступу к смежному земельному участку с кадастровым номером /__/. Доступ с других сторон затруднен смежными участками. Указал, что постановлением Администрации Заречного сельского поселения от 11.02.2016 отменено постановление от 08.07.2015 "Об утверждении схемы расположения земельного участка в /__/, поскольку сведения о данном земельном участке были внесены без учета генерального плана территории, в связи с чем неверно была определена категория земель данного земельного участка. Подтвердил, что ранее данный земельный участок относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, что было указано в сведениях, переданных Администрацией Томского района после изменения закона о полномочиях по распоряжению земельными участками. Решением Совета поселения генеральный план поселения утвержден, сведения о границах /__/ поставлены на государственный кадастровый учет в ноябре 2015 года. Перечень земельных участков, включенных в границы населенного пункта " /__/", утвержден постановлением N 816 от 09.11.2015. Таким образом, земельный участок относится к землям населенного пункта. Считает, что поскольку отсутствует предмет спора в связи с отменой постановления "Об утверждении схемы земельного участка", просил в иске отказать. Решение аукционной комиссии счел обоснованным и принятым в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица Администрации Томского района Мережкина С.А., в судебном заседании и в письменных отзывах полагала исковые требования Харафиди А.Ю. не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что земельный участок с кадастровым номером /__/ не мог быть предметом аукциона в связи с нарушением порядка его проведения. Постановление Администрации Заречного сельского поселения N 462 от 08.07.2015 принято в нарушении действующих норм права. Так, согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки муниципального образования "Заречное сельское поселение", утвержденным решением от 30.12.2013 N 45, которые должны учитываться при составлении схемы расположения земельного участка, земельный участок с кадастровым номером /__/ расположен в границах населенного пункта, а следовательно, имеет категорию земель - земли населенного пункта. При составлении данной схемы сведения о категории земель не были учтены. Схема расположения земельного участка была подготовлена Барковой Н.Г. и представлена исключительно на бумажном носителе. Кроме того, для выставления земельного участка на аукцион была проведена оценка рыночной стоимости для определения начальной цены предмета аукциона, которая была установлена на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка и составляет сумму в размере /__/ рублей. При определении рыночной стоимости спорного земельного участка использовался метод сравнения продаж, что исключает прямое сравнение оцениваемого имущества с аналогичными земельными участками, по которым имеются фактические данные последних рыночных сделок. При этом существенным фактором, влияющим на величину стоимости оцениваемого земельного участка, является его категория земель. Согласно таблице отчета физические характеристики оцениваемых объектов-аналогов - категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о некорректности подобранных аналогов объекту оценки в целях определения его рыночной стоимости. В связи с чем, считает, что представленный отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка не соответствует принципам существенности, обоснованности, однозначности и достаточности, а потому не может служить основанием для определения начальной цены предмета аукциона. Кроме того, согласно кадастровому паспорту земельного участка его разрешенное использование - для размещения плоскостного спортивного сооружения. Поскольку земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, то его собственник имеет право использовать земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства, создание защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей. Таким образом, постановление Администрации Заречного сельского поселения N 698 от 30.09.2015 "О проведении аукциона по продаже земельного участка в /__/" не соответствует нормам действующего законодательства.
Представитель третьего лица Барковой Н.Г. Терчанян Н.И в судебном заседании и в письменных пояснениях полагала исковые требования Харафиди А.Ю. не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Указала, что на трассу областного значения выезд с земельного участка ее доверителя сформировать невозможно в связи с тем, что в непосредственной близости находится остановка, разрешается вопрос о создании кольцевой развязки в месте, где к трассе областного значения примыкает второстепенная дорога. Кроме того, согласно представленному ими заключению, оздоровительный комплекс, расположенный на земельном участке, принадлежащем ее доверителю, более эффективно использовать одновременно со спорным земельным участком.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Барковой Н.Г.
Обжалуемым решением иск Харафиди А.Ю. удовлетворен частично, признано незаконным и отменено решение аукционной комиссии Администрации Заречного сельского поселения, оформленное протоколом аукциона Администрации Заречного сельского поселения N3 от 10.11.2015, в части отказа Харафиди А.Ю. в заключении договора купли-продажи с единственным заявителем в виду рассмотрения аукционной комиссией заявления о нарушении прав собственника соседнего участка при формировании земельного участка, в связи с чем не предоставлена собственнику возможность общего доступа к своему участку (п.24 и подп.18 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации). На Администрацию Заречного сельского поселения возложена обязанность заключить с Харафиди А.Ю. договор купли-продажи земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения плоскостного спортивного сооружения, площадью /__/ кв.м., с кадастровым номером /__/, местоположение: /__/, путем подписания договора в простой письменной форме, являющегося приложением аукционной документации. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Заречного сельского поселения Кочетков А.В. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что земельный участок с кадастровым номером /__/ не мог быть предметом аукциона в связи с нарушением порядка его образования. Категория земельного участка с кадастровым номером /__/ определена в постановлении от 08.07.2015 N 462 "Об утверждении схемы расположения земельного участка" с нарушением требований земельного законодательства. Земельный участок с кадастровым номером /__/ для аукциона образовывался уже в границах населенного пункта " /__/" и в соответствии с Генеральным планом, утвержденным Решением Совета Заречного сельского поселения N 45 от 30.12.2013, относился к землям населенного пункта и не мог быть отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. Считает ошибочным вывод эксперта /__/ о том, что земельный участок с кадастровым номером /__/ в момент образования относился к землям сельскохозяйственного назначения. На момент образования земельного участка он относился к землям населенных пунктов, что подтверждается заключением землеустроительной экспертизы от 28.04.2016 ОГУП " /__/". Обращает внимание на то, что при формировании земельного участка с кадастровым номером /__/ произошло нарушение прав собственника соседнего участка. Указывает, что в соответствии с п. 24 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных п.8 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. В подп.18 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования. Доступ к земельному участку с кадастровым номером /__/, не нарушая прав и интересов смежных землепользователей со стороны северо-восточной границы участка, через лесонасаждения, с трассы областного значения, носит предположительный характер. С трассы областного значения заезд на земельный участок /__/ сформировать невозможно в связи с тем, что рядом к трассе областного значения примыкает второстепенная дорога и в данном месте предполагается создание кольцевой развязки, в непосредственной близости находится остановка. При выставлении земельного участка на аукцион была проведена оценка его рыночной стоимости с категорией - земли сельскохозяйственного назначения и составила сумму в размере /__/ рублей, однако поскольку постановление Администрации Заречного сельского поселения N 462 принято в нарушение земельного законодательства, соответственно, оценка выставленного на аукцион земельного участка была проведена путем сравнения земель сельскохозяйственного назначения не корректно. Кроме того, в связи с отменой постановления об утверждении схемы земельного участка полагал, что отсутствует предмет спора.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица Администрации томского района Мережкина С.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В соответствии с ч.1 ст. 327, ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного о судебном заседании третьего лица Барковой Н.Г.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.
В соответствии с п.1, 13-15 ст. ст.39.12 Земельного кодекса Российской Федерации для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок документы. В случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в соответствии с постановлением Администрации Заречного сельского поселения N 698 от 30.09.2015 постановлено провести открытый по составу участников аукцион по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: /__/, для размещения плоскостного спортивного сооружения общей площадью /__/ кв.м., с кадастровым номером /__/. Начальная цена предмета аукциона утверждена в размере /__/ рублей. Этим же постановлением установлена дата, время и место проведения аукциона, срок подачи заявок на участие в аукционе, форма заявки, форма проекта договора купли-продажи земельного участка, форма извещения о проведении аукциона, что подтверждается представленным в материалы дела указанным постановлением.
06.11.2015 Харафиди А.Ю. была признана участником открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением аукционной комиссии Администрации Заречного сельского поселения, оформленным протоколом о результатах аукциона N 3 от 10.11.2015, аукцион на право заключения договора купли-продажи земельного участка по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, признан несостоявшимся в виду того, что только один заявитель признан участником аукциона.
Этим же решением истцу отказано в заключении договора купли-продажи с единственным участником аукциона в связи с рассмотрением аукционной комиссией заявления третьего лица Барковой Н.Г. о нарушении ее прав собственника соседнего участка при формировании рассматриваемого земельного участка и отсутствии возможности обеспечения общего доступа к этому земельному участку. В качестве основания для отказа в заключении договора купли продажи указаны нормы п. 24 и подп.18 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд, установив, что оснований для отказа в заключении договора купли-продажи спорного земельного участка у ответчика не имелось, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска в указанной выше части.
Так, в п.1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В силу пункта 4 названной статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
В п.24 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.
В соответствии с пунктом 8 данной статьи земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если:
1) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости";
2) на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
4) в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;
5) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;
6) земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
7) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
8) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком;
10) земельный участок изъят из оборота, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральным законом изъятые из оборота земельные участки могут быть предметом договора аренды;
11) земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
12) земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка;
13) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;
14) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
15) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;
16) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
17) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;
18) земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;
19) земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как видно из дела, спорный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет по инициативе Барковой Н.Г., в этой связи доводы жалобы о том, что при формировании спорного земельного участка нарушены права Барковой Н.Г. как собственника смежного земельного участка, судебная коллегия считает несостоятельными.
Кроме того, довод об отсутствии возможности организации проезда к земельному участку Барковой Н.Г. был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обосновано отклонен судом, по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом решении. Судебная коллегия в этой связи так же отмечает, что достоверных доказательств невозможности организации проезда к земельному участку Барковой Н.Г. материалы дела не содержат, и во всяком случае данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка по результатам торгов, поскольку таковое не предусмотрено законом.
Доводы жалобы о нарушении порядка образования земельного участка, наличии нарушения при определении категории земель, к которой он относится, приведших, в том числе, к недостоверному определению его рыночной стоимости, судебная коллегия также находит несостоятельными, поскольку достоверных доказательств подтверждающих указанные обстоятельства, материалы дела не содержат. Напротив, из постановления Администрации Заречного сельского поселения от 09.11.2015 N816 следует, что решение о включении спорного земельного участка в границы /__/ принято после утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости и принятия решения о проведении аукциона. Кроме того, в соответствии с письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области от 19.04.2016 N01-16/1817 граница населенного пункта " /__/ Томской области" внесена в государственный кадастр недвижимости 20.11.2015, то есть после проведения спорного аукциона.
Ссылка апеллянта на то обстоятельство, что постановление Администрации Заречного сельского поселения N462 от 08.07.2015, которым была утверждена схема расположения спорного земельного участка, отменено, правового значения для рассматриваемого дела не имеет, поскольку отмена данного постановления имела место 11.02.2016, то есть задолго после рассматриваемых событий, и предметом спора не является.
Никаких данных об отнесении спорного земельного участка к землям общего пользования не содержится ни в сведениях государственного кадастра недвижимости, ни в правилах землепользования и застройки, ни в представленных заключениях эксперта и специалистов, в этой связи ссылка истца в оспариваемом решении и в апелляционной жалобе на подп.18 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации является неправомерной, на что верно указал суд первой инстанции, признавая данное решение незаконным.
Судебная коллегия так же отмечает, что, даже в случае, если необходимость организации проезда через спорный земельный участок к земельному участку, собственником которого является Баркова Н.Г., в будущем будет установлена и обоснована, в том числе путем установления частного или публичного сервитутов, это не будет свидетельствовать о том, что этот земельный участок относится к землям общего пользования.
Таким образом, доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и не содержат ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и которые могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Томского районного суда Томской области от 04.05.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации Заречного сельского поселения Кочеткова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.