Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей: Уваровой В.В., Клименко А.А.,
при секретаре Безбриловой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Пудиковой Ж. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области от 06.11.2015 N 2165 об отказе засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, о возложении обязанности засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы и внести в индивидуальный лицевой счет сведения о периодах работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе истца Пудиковой Ж. А. на решение Северского городского суда Томской области от 11 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Уваровой В.В.., объяснения истца Пудиковой Ж.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Пудикова Ж.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, Пенсионный орган, Пенсионный фонд, ответчик), просила признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 06.11.2015 N 2165 в части невключения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы с 01.11.1999 по 22.07.2008, с 06.11.2009 по 30.12.2010, с 10.01.2011 по 14.11.2015; обязать ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области засчитать данные периоды (14 лет 8 месяцев 23 дня) в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение; внести в индивидуальный лицевой счет сведения об указанных периодах работы; взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 06.11.2015 N2165 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия 30 лет стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не засчитаны указанные выше периоды работы: с 01.11.1999 по 11.02.2007 - в должности медсестры по физиотерапии "Санатория-профилактория N1 ФГУП "СХК"; с 12.02.2007 по 22.07.2008, с 06.11.2009 по 17.12.2009 - в должности медицинской сестры (ФТК) "Санатория-профилактория N 1 ФГУП "СХК", ОАО "СХК"; с 18.12.2009 по 30.12.2010 - в должности главной медсестры "Санатория-профилактория N1 ОАО "СХК"; с 10.01.2011 по 22.10.2015 - в должности старшей медсестры в Обособленном подразделении "Санаторий-профилакторий N1 ООО "Санаторий Синий Утес", поскольку учреждение "санаторий-профилакторий" не предусмотрено Списками и Правилами N 464, N 1066, N 781, N516. С указанным решением она не согласна, так как "Санаторий-профилакторий N1 ОАО СХК" оказывал физиотерапевтическое лечение, обладал лицензией на осуществление медицинской деятельности. Войдя в 2011 году в структуру ООО "Санаторий "Синий Утес", "санаторий-профилакторий N 1" продолжил выполнять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на протяжении всего периода существования его задачи и функции по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения остались неизменными. Списками N1066 и N781, действовавшими в периоды работы истца с 01.11.1999 по 31.12.2001, 01.01.2002 по 22.07.2002, с 06.11.2009 по 30.12.2010, с 10.01.2011 по 22.10.2015, предусмотрено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуется, в том числе медицинская сестра по физиотерапии, в разделах "Наименование учреждений" предусмотрены санатории. Номенклатурой медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 N529н, предусмотрен санаторий-профилакторий, который по виду медицинской деятельности отнесен к лечебно-профилактическим медицинским организациям.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Пудиковой Ж.А., представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, представителя третьего лица АО "СХК", извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Решением Северского городского суда Томской области от 11 мая 2016 года заявленные Пудиковой Ж.А. требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Пудикова Ж.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что судом нарушены положения ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в части необходимости предупреждения судом лиц, участвующих в деле, о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий. Так, истец явилась 11.05.2016 в судебное заседание, однако в назначенное время заседание не состоялось. Истец подала заявление о приобщении к материалам дела документов, по просьбе секретаря написала заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Только после получения копии решения ей стало известно о том, что дело рассмотрено в ее отсутствие. Истец была лишена возможности дать пояснения по существу заявленных ей требований.
Выражает несогласие с выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", указывает, что определяющим условием для назначения досрочной пенсии является осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Отмечает, что действующее законодательство не содержит определения понятия "учреждение здравоохранения".
Также указывает, что "санаторий-профилакторий" по виду медицинской деятельности отнесен к лечебно-профилактическим медицинским организациям. Ранее "Санаторий-профилакторий N1" входил в структуру государственного учреждения здравоохранения - "Центральная медико-санитарная часть N81", в 01.06.1998 вошел в структуру другой государственной организации - ОАО "Сибирский химический комбинат", 10.01.2011 вошел в структуру ООО "Санаторий Синий Утес". При этом направление деятельности, задачи и функции "Санатория-профилактория N1" по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения оставались неизменными. Суд данные обстоятельства не учел при рассмотрении дела.
Полагает, что в соответствии с п.16, 17 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" суд должен был учитывать цели и задачи, а также направления деятельности организаций, в которых она работала.
Не соглашается с доводами ответчика о гарантиях на досрочную пенсию работникам учреждений, осуществляющих реализацию государственных задач, а также с доводами о более высокой физической нагрузке в государственных учреждениях. Обращает внимание на то, что "Санаторий-профилакторий N1" участвовал в реализации государственных задач, осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе работающего на государственном оборонном предприятии атомной отрасли.
Также обращает внимание, что судом не дана оценка представленным ею доказательствам в частности, что в "Санатории-профилактории N1" осуществлялось лечение опорно-двигательного аппарата, нервной системы, сердечно-сосудистой системы и других заболеваний. Таким образом "Санаторий-профилакторий N1", в котором она работала, соответствует п.21 Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2002 N781, работа в данном учреждении дает право на назначение досрочной пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области, представителя третьего лица АО "СХК", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что 01.06.1998 Пудикова Ж.А. была принята в порядке перевода медсестрой I категории 8 разряда ЕТС санатория-профилактория N 1 СХК (Сибирский химический комбинат).
28.10.1999 Пудиковой Ж.А. установлена высшая категория медсестры по физиотерапии, а 12.02.2007 переведена медицинской сестрой (ФТК) высшей квалификационной категории санатория- профилактория N1.
01.09.2008 Федеральное государственное унитарное предприятие "Сибирский химический комбинат" преобразовано в Открытое акционерное общество "Сибирский химический комбинат" (ОАО - СХК).
18.12.2009 Пудикова Ж.А. переведена главной медсестрой "Санатория- профилактория N 1" (уволена по сокращению штатов 30.12.2010).
В период с 10.01.2011 по 14.11.2015 работала в Обособленном подразделении "Санаторий-профилакторий N 1" ООО "Санаторий Синий Утес" старшей медсестрой (л.д. 18-24).
Решением ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 06.11.2015 N 2165 Пудиковой Ж.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ в связи с отсутствием 30 лет лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа, так как в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с медицинской деятельностью не могут быть засчитаны периоды работы: с 01.11.1999 по 11.02.2007 в должности медсестры по физиотерапии; с 12.02.2007 по 22.07.2008, с 06.11.2009 по 17.12.2009 в должности медицинской сестры (ФТК) Санатория-профилактория N 1; с 18.12.2009 по 30.12.2010 в должности главной медсестры санатория-профилактория N 1 на СХК (с 09.12.1996 - ФГУП "СХК", с 01.09.2008 - ОАО "СХК"); с 10.01.2011 по 22.10.2015 в должности старшей медсестры в Обособленном подразделении "Санаторий- профилакторий N 1" в ООО "Санаторий Синий Утес", так как указанное учреждение не предусмотрено Списками 1991, 1999, 2002 годов (л.д. 12-17).
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 данной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных пп. 19 - 21 п. 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором в разделе "Наименование должностей" указано: средний медицинский персонал - медицинская сестра, а в разделе "Наименование учреждений" в п. 21 указано: санатории (курорты), в том числе детских: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
До этого действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, которым было предусмотрено то же, что и в Списке 2002 года.
Ранее действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, в котором в п. 1 были указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком от 06.09.1991 N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком, утвержденным настоящим постановлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для включения в специальный стаж Пудиковой Ж.А. периодов ее работы с 01.11.1999 по 11.02.2007 в должности медсестры по физиотерапии "Санатория-профилактория N1 ФГУП "СХК"; с 12.02.2007 по 22.07.2008, с 06.11.2009 по 17.12.2009 - в должности медицинской сестры (ФТК) "Санатория-профилактория N 1 ФГУП "СХК", ОАО "СХК"; с 18.12.2009 по 30.12.2010 - в должности главной медсестры "Санатория-профилактория N1 ОАО "СХК"; с 10.01.2011 по 22.10.2015 - в должности старшей медсестры в Обособленном подразделении "Санаторий-профилакторий N1 ООО "Санаторий Синий Утес" не имеется, поскольку доказательств того, что этот санаторий имел профиль, предусмотренный действующими Списками, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с действовавшим до 01.11.1999 правовым регулированием (Список от 06.09.1991 N 464) работа в должности медицинских сестер, как санатория (курорта), так и санатория-профилактория, включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 был утвержден новый Список, который был введен в действие на территории Российской Федерации с 01.11.1999 и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинских сестер санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические).
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Изменение оценки профессиональной деятельности указанных работников применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.05.2001 N 8-П.
Поэтому в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 работа медицинских сестер санаториев (курортов) иных, помимо перечисленных в указанном Списке, профилей, после 01.11.1999 не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Согласно Положению "О санатории-профилактории N 1 Сибхимкомбината", утвержденному Генеральным директором Сибхимкомбината от 27.07.1998, "Санаторий - профилакторий N 1" является структурным подразделением Сибхимкомбината, предназначенным для лечения и предупреждения заболеваний работников предприятия, с учетом условий их труда, быта и особенности производства. Санаторий-профилакторий осуществляет свою деятельность в соответствии с лицензией и Положением о данном учреждении.
В соответствии с Положением "О санатории-профилактории N 1 Федерального государственного унитарного предприятия "Сибирский химический комбинат", утвержденным Генеральным директором комбината в 2003 года, "Санаторий-профилакторий N 1" является самостоятельным структурным подразделением ФГУП "СХК" (п. 1.1.), который осуществляет свою деятельность в соответствии с лицензией В 083479 Регистрационный номер 104 от 07.06.2001, выданной Центром лицензирования, аккредитации и сертификации медицинской, фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области (п. 1.8).
Аналогичное положения содержит Положение "О санатории-профилактории N1 Федерального государственного унитарного предприятия "Сибирский химический комбинат" П-59-80-81-2008", утвержденное Генеральным директором от 25.08.2008 (л.д. 40-52).
Из находящейся в материалах дела лицензии N /__/ от 24.09.2008, выданной Комитетом по лицензированию Томской области, следует, что открытое акционерное общество "Сибирский химический комбинат" (ОАО "СХК") имеет право на осуществление медицинской деятельности (Доврачебная помощь: медицинский массаж; сестринское дело; физиотерапия. Санаторно-курортная помощь: лечебная физкультура и спортивная медицина; рефлексотерапия; стоматология терапевтическая; терапия; урология; физиотерапия. Прочие работы и услуги: организация сестринского дела; общественное здоровье и организация здравоохранения). Разрешения на осуществление лечения, предусмотренного Списками 1999 и 2002 годов для санаториев определенного профиля ОАО "СХК", "Санаторию - профилакторию N 1" не выдавалось (т.1 л.д. 53-54).
Иных доказательств, подтверждающих осуществление профилакторием указанного лечения, в том числе больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, материалы дела не содержат. Доводы истицы о том, что санаторий являлся многопрофильным санаторием, предлагал различные комплексы медицинских услуг, в том числе и по заболеванию опорно-двигательной системы, являются необоснованными, поскольку подтверждены графиками заездом, которые не являются доказательствами, отвечающим принципу допустимости.
Исходя из приведенного выше правового регулирования спорных отношений, у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для удовлетворения требований Пудиковой Ж.А. по включению в специальный медицинский стаж для досрочного назначения пенсии по старости периоды ее работы с 01.11.1999 по 11.02.2007 в должности медсестры по физиотерапии; с 12.02.2007 по 22.07.2008, с 06.11.2009 по 17.12.2009 в должности медицинской сестры (ФТК) "Санатория-профилактория N 1"; с 18.12.2009 по 30.12.2000 в должности главной медсестры "Санатория-профилактория N 1 СХК", ФГУП "СХК", ОАО "СХК" в должности медсестры в санатории, поскольку это учреждение не имело профиля деятельности, предусмотренного Списками 1999 и 2002 годов.
Доводы истца о тождественности ее должности и статусе учреждения в данном случае правового значения не имеют.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный медицинский стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода ее работы с 10.01.2011 по 22.10.2015 в должности старшей медсестры в Обособленном подразделении "Санаторий-профилакторий N 1 в ООО "Санаторий Синий Утес", поскольку ООО "Санаторий Синий Утес" по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для цели извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Утверждение апеллянта о том, что Номенклатурой медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 N 529н, согласно которой лечебно-профилактические учреждения включают санаторно-курортные учреждения, в том числе санатории, санатории-профилактории основано на неверном толковании норм материального права.
Именно статус санатория-профилактория является основанием для отказа Пудиковой Ж.А. в назначении пенсии по должности медсестра.
Довод апеллянта о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившихся в рассмотрении дела в отсутствие истца, судебной коллегией отклоняется.
В ходе рассмотрения искового заявления, в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Пудиковой Ж.А. 11.05.2016 заявлено письменное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов и рассмотрении дела в ее отсутствие (т.1 л.д. 231).
Суд первой инстанции, с учетом заявленного ходатайства, приобщил к материалам дела дополнительные доказательства и рассмотрел иск в отсутствие истца.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о незаконности рассмотрения дела в отсутствие истца являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с постановленным по данному делу судебным актом как с законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северского городского суда Томской области от 11 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Пудиковой Ж. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.