Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Бондаревой Н.А.,
судей Простомолотова О.В., Уваровой В.В.,
при секретаре Жилякове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Соловьева А.П. к призывной комиссии Тегульдетского района Томской области, Военному комиссариату Томской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Тегульдетского района Томской области от 24.11.2015 в части признания Соловьева А.П. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований,
по апелляционной жалобе Соловьева А.П. на решение Тегульдетского районного суда Томской области от 24 марта 2016 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Военного комиссариата Томской области Изотовой С.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Соловьев А.П. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Тегульдетского района Томской области Военного комиссариата Зырянского и Тегульдетского районов Томской области, в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Тегульдетского района Томской области от 24.11.2015 в части признания Соловьева А.П. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование заявленных требований указано, что 24.11.2015 Соловьев А.П. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Считает указанное решение незаконным, поскольку военный комиссариат в отношении него не проводил работу по призыву на военную службу, а с его стороны действий, свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, совершено не было. Признание Соловьева А.П. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, нарушает его права и законные интересы в части получения временного удостоверения взамен военного билета и характеризует его как уклоняющегося от прохождения военной службы.
Определением судьи Тегульдетского районного суда Томской области от 03.03.2016 в административном деле произведена замена ненадлежащего ответчика - призывной комиссии Тегульдетского района Томской области военного комиссариата Зырянского и Тегульдетского районов Томской области на надлежащих административных ответчиков - призывную комиссию Тегульдетского района Томской области, Военный комиссариат Томской области.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя призывной комиссии Тегульдетского района Томской области.
Административный истец Соловьев А.П., его представитель Курасов И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Томской области Двоеглазова И.И. в судебном заседании считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Обжалуемым решением суд на основании положений ст. 1, 2, 59 Конституции Российской Федерации, ст. 1, 8, 10, 22, 26, 27, 28, 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", п. 50 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719, ст. 4, 62, 175-180, 218, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска Соловьеву А.П. отказал.
В апелляционной жалобе Соловьев А.П. просит решение отменить, принять новое, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Находит выводы суда об отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих прохождению им военной службы и обусловленности непрохождения военной службы неисполнением обязанности встать на воинский учет, не соответствующими обстоятельствам дела.
Указывает, что его добровольная явка в военкомат Зырянского и Тегульдетского района в установленный законом срок для постановки на воинский учет подтверждается свидетельскими показаниями С. На воинский учет в момент явки он не был поставлен по причине отсутствия на рабочем месте специалиста, осуществляющего воинский учет. Из листка убытия следует, что военкомат г. Томска знал о месте его проживания, вместе с тем не предпринял каких-либо действий о его вызове для прохождения военной службы, поручений военкомату Зьрянского и Тегульдетского районов совершить данные действия не давалось.
Судом сделан вывод об установлении факта розыска Соловьева А.П. военкоматом до октября 2014 года на основании копий документов из материалов личного дела. Вместе с тем в судебном заседании представитель ответчика поясняла, что указанные копии материалов личного дела были изготовлены с копии личного дела, переданного военкоматом г. Томска, которое содержало не все документы, имеющиеся в подлиннике личного дела, что в силу ст. 61, 70 КАС РФ не допускается. Само личное дело на Соловьева А.П. для сверки суду не представлялось.
В личном деле отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие ведение розыска военкоматом в период с 01.01.2014 по октябрь 2014 года. Все уведомления, повестки, запросы, письма составлены ответчиком в одностороннем порядке. Доказательств направления и получения таких документов их адресатами материалы дела не содержат.
Отмечает, что в период с января 2014 года по настоящее время в отдел полиции, родителям, по месту работы, ему ( Соловьеву А.П.) какие-либо документы из военкомата не поступали. Таким образом, военкомат имел возможность зачислить его в запас на основании достижения возраста 27 лет. Считает неисполнение военкоматом обязанности надлежащим образом оформить постановку его ( Соловьева А.П.) на воинский учет в день явки в марте 2009 года в военкомат по месту жительства в /__/, осуществить необходимые мероприятия по призыву Соловьева А.П. на военную службу препятствовало прохождению им ( Соловьевым А.П.) военной службы.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Соловьева А.П. председатель призывной комиссии Тегульдетского района Томской области С., представитель Военного комиссариата Томской области Двоеглазова И.И. считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 307, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Соловьева А.П. и представителя призывной комиссии Тегульдетского района Томской области, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В силу частей 1, 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного Федерального закона воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно пункту 2 статьи 1 указанного Федерального закона граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом.
Как следует из абзацев первого, второго, шестого пункта 1 статьи 10 указанного Федерального закона в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Согласно пункту 1 статьи 8 указанного Федерального закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с указанным Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
Как следует из пункта 2 статьи 22 указанного Федерального закона на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с указанным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва па военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 28 указанного Федерального закона призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 данное статьи (далее также - заключение), на основании указанного Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Заключение Призывной комиссии Тегульдетского района Томской области о признании административного ответчика не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зафиксировано в протоколе от 24.11.2015, подписанном председателем призывной комиссии и ее членами, что соответствует требованиям пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Ппстановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".
Как следует из пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается в том числе из числа граждан: успешно завершивших обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших указанные образовательные организации; не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет; не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет; не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 указанного Федерального закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 указанного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2,подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Как установлено судом первой инстанции Соловьев А.П. достиг на момент рассмотрения дела судом возраста 27 лет, обязан был состоять на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, военную службу по призыву не проходил, в том числе в период с 01.01.2014 по 22.10.2014, предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности в указанный период не имел.
Согласно копии записи акта о рождении, административный истец родился /__/.
В соответствии с копией личного дела призывника Соловьев А.П. признан годным к военной службе, не проходил военную службу по призыву, обучался по очной форме обучения в /__/ до 03.03.2009, что давало ему право на отсрочку от призыва на военную службу по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
В период времени с 01.01.2014 по 22.10.2014, то есть до достижения Соловьевым А.П. возраста 27 лет отсрочка от призыва на военную службу ему не предоставлялась, на воинском учете Соловьев А.П. не состоял.
Как следует из копии заявления административного истца от 26.03.2009, он обратился в военный комиссариат по месту жительства в /__/ с просьбой снять его с воинского учета по причине убытия в /__/, был предупрежден о необходимости постановки на воинский учет по месту прибытия, однако до достижения возраста 27 лет на учет по месту жительства в отделе Военного комиссариата Томской области по Зырянскому и Тегульдетскому районам не встал.
Статья 10 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" закрепляет обязанности граждан по воинскому учету, к которым, в частности, относятся обязанности:
состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и в запасе Федеральной службы безопасности РФ, - в указанных органах;
явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев или въезде в РФ.
Кроме того, граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
Однако, доказательств того, что Соловьев А.П. как лицо, подлежащее призыву на военную службу, в соответствии с положениями статьи 10 Закона N 53-ФЗ сообщил в военный комиссариат по месту регистрации в двухнедельный срок о месте жительства, материалы дела не содержат.
Более того согласно свидетельства о перемени имени от /__/. Ранее состоявший на воинском учете М. изменил фамилию на Соловьев (л.д. 33).
Об указанных обстоятельствах административный истец военный комиссариат и призывную комиссию в установленном законом порядке также в известность не поставил.
На основании Указов Президента РФ от 31 марта 2014 года N 189 и от 30.09.2014 N 647 в период с 01 апреля по 15 июля 2014 года и с 1 октября по 31 декабря 2014 г. осуществлялся призыв на военную службу граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Законом N 53-ФЗ призыву на военную службу.
Поскольку Соловьев А.П. в установленном законом порядке не сообщил сведения об изменении места жительства и изменении фамилии, это стало препятствием для его оповещения о необходимости прибытия в военный комиссариат.
Вопреки доводам апеллянта, как следует из копий материалов личного дела призывника он разыскивался военным комиссариатом до достижения возраста 27 лет, что подтверждается копиями розыскных карточек, запросов в УФМС Томской области, адресной справки, писем в адрес родителей Соловьева А.П., переписки отдела Военного комиссариата Томской области в г. Томске с отделом военного комиссариата Томской области по Зырянскому и Тегульдетскому районам (л.д.115-123, 126-127, 149, 150)
Однако местонахождение лица, подлежащего призыву, установить не удалось.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении Соловьевым А.П. возложенных на него законом обязанностей, что привело к непрохождению им военной службы по призыву с 01 января 2014 года, не имея на то законных оснований.
С учетом изложенного доводы апеллянта о том, что Соловьев А.П. и его мать приходили к военно-учетному работнику и сообщили ему о перемени фамилии правового значения не имеют, поскольку как следует из пояснений самого Соловьева А.П. с заявлением о постановке его на воинский учет он в установленном законом порядке до достижения им 27 лет не обращался.
Последующие обращения Соловьева А.П. после достижения им двадцатисемилетнего возраста в призывную комиссию не могут свидетельствовать об исполнении им своих обязанностей и не могут подтвердить обоснованность его доводов.
Учитывая, что решений об освобождении либо об отсрочке от призыва в отношении Соловьева А.П. не принималось, призывная комиссия при зачислении Соловьева А.П. в запас правильно отнесла его к категории лиц, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Вопреки доводам жалобы показаниям свидетелей в решении суда первой инстанции дана надлежащая оценка с учетом приведенных выше положений закона.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований Соловьева А.П. доводы, которого, связанные с прохождением военной службы, получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тегульдетского районного суда Томской области от 24 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьева А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.