Томский областной суд в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
при секретаре Шакиной А.А.,
с участием прокурора Дашевской О.С.,
административного истца Жабина С.И., его представителя Козырева П.Ф.,
представителя административного ответчика Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 Франчук Л.В.,
представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Томской области Карева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело N3а-101/2016 по административному исковому заявлению Жабина С. И. к Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 об оспаривании решения N8/38 Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 от 13 августа 2016 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16, обязании принять решение о регистрации,
установил:
постановлением Законодательной Думы Томской области от 16.06.2016 N3303 выборы депутатов Законодательной Думы Томской области шестого созыва назначены на 18 сентября 2016 года.
Постановлением Избирательной комиссии Томской области N73/645 от 24 мая 2016 года полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательной Думы Томской области шестого созыва возложены на территориальные избирательные комиссии Томской области, в том числе в Томском одномандатном избирательном округе N16 - на территориальную избирательную комиссию Томского района.
Решением Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 от 13 августа 2016 года N8/38 Жабину С.И., выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение в Томской области Политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые", отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16 на основании п. "г1" ч.9 ст.39 Закона Томской области от 12.07.2006 N147-ОЗ "О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области" (выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки).
Постановлением Избирательной комиссии Томской области N95/860 от 24.08.2016 жалоба кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16 Жабина С.И. оставлена без удовлетврения.
В установленный законом десятидневный срок, 22 августа 2016 года, что подтверждается штемпелем на конверте, Жабин С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 об оспаривании решения N8/38 Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 от 13 августа 2016 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16, обязании принять решение о регистрации.
В обоснование заявленных требований указал, что 14 июля 2016 года выдвинулся кандидатом в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16.
08 августа 2016 года представил в Окружную избирательную комиссию по Томскому одномандатному избирательному округу N16 (далее - ОИК по Томскому одномандатному избирательному округу N16) подписные листы, содержащие 1255 подписей избирателей, собранных в его поддержку, в тот же день был уведомлен о том, что 09 августа 2016 года в 14 часов состоится случайная выборка подписных листов с последующей их проверкой.
В ходе случайной выборки были отобраны три папки: N1,N3,N7. В указанных папках путем выборки были отобраны для проверки следующие подписные листы: в папке N1 - листы N1, N2, N7, N8; в папке N3 - листы N1, N2, N7, N11, N12; в папке N7 - листы N1, N2, N7, N11.
09 августа 2016 года был уведомлен о том, что 11 августа 2016 года в 12 часов состоится проверка подписных листов.
При проверке указанных подписей членами рабочей группы ОИК по Томскому одномандатному избирательному округу N16 были признаны недействительными 58 подписей. Основная часть - 53 подписи, были признаны недействительными в силу того, что сбор подписей осуществлял председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка N720 Абрящикова И.А.
13 августа 2016 года по предложению рабочей группы решением N8/38 ОИК по Томскому одномандатному избирательному округу N16 истцу было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва.
Полагал, что решение принято с нарушением норм избирательного законодательства.
Так, ответчиком не принято решение о количестве отбираемых для проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, а, следовательно, проверке подлежали все 1255 подписей избирателей, собранных в его поддержку.
Указал, что ОИК по Томскому одномандатному избирательному округу N16 случайная выборка подписных листов проведена с нарушением установленной процедуры.
В нарушение пункта 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 13.06.2012 N128/986-6, случайная выборка была проведена ответчиком не в день приема подписных листов, то есть 08 августа 2016 года, а в 14 часов 09 августа 2016 года.
Кроме того, до установленного ОИК по Томскому одномандатному избирательному округу N16 времени и даты изучения всех содержащихся в подписных листах сведений - 11 августа 2016 года, уже 10 августа 2016 года на совещании Избирательной комиссии Томской области председателем Избирательной комиссии Томской области до сведения всех присутствующих было доведено, что сбор подписей в поддержку истца осуществлял председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка N720 Абрящикова И.А. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что изучение содержащихся в подписных листах сведений, то есть их проверка, началась ранее 12 часов 11 августа 2016 года и в нарушение закона в отсутствие истца.
Также полагал нарушенными нормы процедуры проведения случайной выборки, установленные и обязательные для ответчика в соответствии с п.3 ст.38 Закона Томской области и пунктами 4.5-4.8 Методических рекомендаций, утвержденных постановлением Избирательной комиссии Томской области от 24.05.2016 N73/650, так как номера жетонов, определяющие номера двух папок, одновременно определяют и номера подписных листов, содержащихся в этих папках и подлежащих полной проверке. Таким образом, ответчик, отобрав два жетона, а это были жетоны N1 и N3, должен был определить в качестве подписных листов, подлежащих проверке, в папке N1, содержащей 10 подписных листов, - листы N1 и N3, а в папке N3, содержащей 11 подписных листов, - листы N1, N3 и N11. Далее, если указанных листов было недостаточно, ответчик должен был изъять жетоны N1 и N3 и выбрать еще один жетон, которым была бы определена еще одна папка и жетон одновременно опять же определял номера листов, подлежащих проверке в этой папке.
В нарушение Методических рекомендаций, утвержденных постановлением Избирательной комиссии Томской области от 24.05.2016 N73/650, ответчик отобрал три папки и начал проводить отбор листов в данных папках, не привлекая к отбору другие папки.
Полагал, что ответчик таким образом добивался одной цели - чтобы в число отобранных подписей попали подписи, собранные в его поддержку Абрящиковой И.А., искажая принцип случайности.
Также указал, что при принятии решения об отказе в регистрации ОИК по Томскому одномандатному избирательному округу N16 необходимо было учитывать отсутствие его вины в том, что подписи собраны Абрящиковой И.А., так как не знал о том, что она является председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка N720.
Просил отменить решение N8/38 Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 от 13 августа 2016 года "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16 Жабина Сергея Ивановича, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Томской области Политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые"; обязать Окружную избирательную комиссию по Томскому одномандатному избирательному округу N16 принять решение о регистрации Жабина С.И., выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Томской области Политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые" в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16.
В судебном заседании Жабин С.И. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Указал, что оспариваемое решение принято с нарушением норм законодательства, так как нарушена процедура выборки и проверки подписных листов, не учтено отсутствие его вины в том, что подписи собраны Абрящиковой И.А., что привело к нарушению его избирательных прав. Признал, что в пяти подписях избирателей, признанных недействительными, действительно допущены ошибки, однако считал, что оставшегося количества подписей достаточно для его регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Представитель административного истца Козырев П.Ф. также указал на нарушение административным ответчиком положений Методических рекомендаций, утвержденных постановлением Избирательной комиссии Томской области. Полагал, что, поскольку единицей выборки является папка с подписными листами, то после выборки папок проверке подлежали подписи в папках сплошным методом вплоть до набора необходимого количества подписей.
Представитель Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 Франчук Л.В., представитель Избирательной комиссии Томской области Карев А.В. заявленные требования не признали. Указали, что обжалуемое решение об отказе в регистрации Жабина С.И. в качестве кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16 соответствует требованиям законодательства, процедура проверки подписных листов и принятия решения не нарушена.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора Дашевской О.С., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Жабина С.И. по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
В силу п.1 ст.38 Федерального закона N67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Согласно п.1.2 Федерального закона N67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Часть 2 ст.34 Закона Томской области от 12.07.2006 N147-ОЗ (ред. от 05.05.2016) "О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области" (далее - Закон Томской области N147-ОЗ) также предусматривает, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей.
В соответствии с ч.1 ст.37 Закона Томской области N147-ОЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 1, 1.1, 3, 3.1 статьи 30 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата
Кандидат при выдвижении по одномандатному избирательному округу не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, областного списка кандидатов, если в поддержку выдвижения осуществляется сбор подписей; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной Избирательной комиссией Томской области (если в поддержку выдвижения осуществлялся сбор подписей), а также список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленный в соответствии с требованиями части 8 статьи 36 настоящего Закона, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, за исключением случая, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры; сведения об изменениях в данных о кандидате, об изменениях, происшедших в областном списке кандидатов после заверения его копии, и изменениях в данных о каждом кандидате из областного списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 1, 1.1, 3, 3.1 статьи 30 настоящего Закона; первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения.
Постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.02.2016 N3077 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательной Думы Томской области" утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательной Думы Томской области согласно приложению, из которого следует, что число избирателей по Томскому одномандатному избирательному округу N16 составляет 38 094 избирателя.
Следовательно, для регистрации кандидату в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16 необходимо представить в окружную избирательную комиссию 1143 подписи избирателей.
Как установлено в ходе судебного заседания, Жабиным С.И. 08 августа 2016 года в Окружную избирательную комиссию по Томскому одномандатному избирательному округу N16 представлены 74 подписных листа, содержащих 1255 подписей, сброшюрованных в семь папок.
Одновременно был представлен Список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения от регионального отделения в Томской области политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые" кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва Жабина С.И. по Томскому одномандатному округу N16.
Согласно п.3 ст.38 Федерального закона N67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующим им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п.6.1 Федерального закона N67-ФЗ).
В силу ч.3 ст.38 Закона Томской области N147-ОЗ проверке подлежит не менее 20 процентов подписей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата. Количество отбираемых для проверки подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов устанавливается решением Избирательной комиссии Томской области, в поддержку выдвижения кандидата - решением соответствующей окружной избирательной комиссии. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется Избирательной комиссией Томской области. О дате и времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата, списка кандидатов количество подписей кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. Если в этих подписных листах содержится большее количество подписей избирателей, чем установленное для проверки, в последнем отобранном для проверки подписном листе проверяются подписи, начиная с первой, до достижения установленного количества подлежащих проверке подписей.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п.4 ст.38 Закона Томской области N147-ОЗ).
В соответствии со ст.37, 38 Федерального закона N67-ФЗ, ст.34, 36-38 Закона Томской области N147-ОЗ постановлением Избирательной комиссии Томской области N73/650 от 24.05.2016 одобрены Методические рекомендации о порядке сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Законодательной Думы Томской области шестого созыва, приема и проверки подписных листов, представляемых инициаторами выдвижения (далее - Методические рекомендации).
Как установлено в ходе судебного заседания, решением Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 N2/14 от 29 июня 2016 года "О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, подлежащих проверке на выборах депутатов Законодательной Думы Томской области шестого созыва" определено, что подлежат проверке 229 подписей избирателей в поддержку кандидата, представленных в окружную избирательную комиссию по Томскому одномандатному избирательному округу N16.
Указанное решение доведено до всеобщего сведения путем размещения на официальном сайте Администрации Томского района в соответствии с решением ОИК по Томскому одномандатному избирательному округу N16 N2/15 от 29.06.2016 N2/15 "Об информировании избирателей о работе окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 в период организации и проведения выборов депутатов Законодательной Думы Томской области". Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела скриншотом Интернет - страницы.
При таких обстоятельствах довод административного истца о том, что в связи с непринятием окружной избирательной комиссией соответствующего решения проверке подлежали все 1255 подписей избирателей, является несостоятельным.
В соответствии с п.3.1 Методических рекомендаций соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создать Рабочую группу по проведению проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей (далее - Рабочая группа) из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов.
Решением Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 N2/16 от 29 июня 2016 года создана Рабочая группа в количестве 3 человек из числа членов окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Разделом 4 Методических рекомендаций установлены правила проведения случайной выборки.
В соответствии с п.4.3 Методических рекомендаций информирование кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, о времени и месте проведения случайной выборки (жребия) осуществляется соответствующей избирательной комиссией письменным извещением - лично в день приема подписных листов и иных документов с регистрацией в Журнале регистрации исходящих документов либо телефонограммой с фиксированием в Журнале приема и передачи телефонограмм.
Согласно п.4.5 Методических рекомендаций единицей случайной выборки является папка с подписными листами (либо подписной лист при наличии одной папки). Расшивание сброшюрованных и заверенных кандидатами, уполномоченными представителями избирательного объединения папок с подписными листами не допускается.
Для проведения случайной выборки Рабочая группа изготавливает 10 жетонов в форме квадрата 4*4 см из плотной непрозрачной бумаги (картона, пластика). Каждому жетону присваивается порядковый номер от 0 до 9, который изображается на одной из сторон жетона - лицевой стороны. Перед началом выборки жетоны кладутся на стол (твердую поверхность) лицевой стороной вниз одним из членов Рабочей группы. Другой член Рабочей группы перемешивает их и переворачивает любые два жетона из десяти жетонов лицевой стороной вверх. Порядковые номера данных жетонов будут означать выборку подписных листов, подлежащих проверке, содержащих аналогичные крайние правые номера подписных листов (п.4.6 Методических рекомендаций).
В соответствии с п.4.7 Методических рекомендаций при наличии нескольких папок с подписными листами сначала производится выборка из имеющегося количества папок.
Например, при наличии 4-х папок отбираются жетоны с порядковыми номерами от 1 до 4, после чего открываются два жетона, которые определяют номера папок, где будут отобраны подписные листы, подлежащие проверке. После этого отбор подписных листов проводится в каждой папке согласно нумерации, начиная от меньшего порядкового номера папки к большему номеру до тех пор, пока не будет отобрано необходимое количество подписных листов (подписей).
Если отобранные подписные листы не будут содержать требуемого количества подписей избирателей, разыгрывается по указанной процедуре еще один жетон и отбирается необходимое количество подписных листов, содержащих недостающее количество подписей. При проведении дополнительной выборки выпавшие ранее жетоны изымаются из розыгрыша и процедура повторяется. В случае, если в последнем отобранном подписном листе содержится подписей избирателей больше, чем требуется, то проверяются лишь подписи в этом подписном листе, входящие в требуемое количество подписей (п.4.8 Методических рекомендаций).
В силу п.4.9 Методических рекомендаций результаты случайной выборки оформляются протоколом, который подписывается кандидатом (его доверенным лицом), уполномоченным представителем избирательного объединения и членами Рабочей группы.
Пунктом 5.1 Методических рекомендаций установлено, что о дате и времени проверки подписных листов должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата количество подписей избирателей кандидаты.
Результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей (п.7.1 Методических рекомендаций).
В соответствии с пп.8.1, 9.1 Методических рекомендаций по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Составленный Рабочей группой итоговый протокол проверки подписных листов представляется в соответствующую избирательную комиссию для принятия решения.
Как установлено в судебном заседании, не отрицается административным истцом, последний 08 августа 2016 года при сдаче подписных листов был уведомлен о том, что 09 августа 2016 года в 14.00 часов по адресу: /__/, состоится случайная выборка (жребий) подписных листов; а 09 августа 2016 года был уведомлен о том, что 11 августа 2016 года в 12.00 часов по адресу : /__/, состоится проверка подписей избирателей в поддержку выдвижения его кандидатом на выборах депутатов Законодательной Думы Томской области.
Довод административного истца о том, что ОИК по Томскому одномандатному избирательному округу N16 допущено нарушение законодательства, так как, вопреки требованиям п.3.1 раздела 3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 13.06.2012 N128/986-6, согласно которым случайная выборка проводится в избирательной комиссии в день приема подписных листов с подписями избирателей непосредственно после выдачи документа, подтверждающего прием подписных листов и иных связанных с ними документов, случайная выборка (жребий) подписных листов была проведена не 08 августа 2016 года, в день, когда они были сданы, а на следующий день, суд находит несостоятельным.
Ни Федеральный закон N67-ФЗ, ни Закон Томской области N147-ОЗ не содержат указания на проведение случайной выборки подписных листов в день приема подписных листов избирательной комиссией, а ч.3 ст.38 Закона Томской области N147-ОЗ и п.4.3 Методических рекомендаций, утвержденных Избирательной комиссией Томской области, содержат требование проинформировать кандидата о времени и месте проведения случайной выборки (жребия) лично в день приема подписных листов.
Следовательно, проведя случайную выборку подписных листов, представленных Жабиным С.И. 08 августа 2016 года, на следующий день - 09 августа 2016 года, о чем административный истец был проинформирован лично 08.08.2016, ОИК по Томскому одномандатному избирательному округу N16 не допустило нарушений действующего законодательства Российской Федерации.
09 августа 2016 года в назначенное время в присутствии Жабина С.И. была осуществлена случайная выборка подписных листов, подлежащих проверке.
Согласно протоколу проведения случайной выборки (жребия) подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва Жабина С.И. от 09.08.2016 (исх.09.08.2016 N36) методом случайной выборки (жребия) отобраны следующие подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата: папка N1 - листы N2 (20 подписей), N7 (20 подписей), N1 (20 подписей), N8 (8 подписей); папка N3 - листы N2 (20 подписей), N7 (10 подписей), N12(19 подписей), N1 (20 подписей), N11 (19 подписей); папка N7 - листы N2 (19 подписей), N7 (20 подписей), N12 (19 подписей), N1 (1 подпись), N11 (14 подписей), а всего 229 подписей избирателей. Протокол подписан членами Рабочей группы, а также Жабиным С.И.
Стороны дали аналогичные пояснения относительно того, как проходила случайная выборка. Указали, что изначально случайным образом были отобраны для проверки три папки под номерами 1,3,7. Затем также путем случайной выборки были определены номера подписных листов в указанных папках - первоначально открыты жетоны с цифрами 2 и 7: листы N2, 7 в трех папках и листы N12 в папках N3 и N7. Поскольку общее количество отобранных подписей являлось недостаточным, был открыт еще один жетон - с цифрой 1: листы N1 во всех трех папках и N11 в папках N3 и N7. Так как количество подписей было менее 229 - 221 подпись, был открыт еще один жетон - с цифрой 8: лист N8 в папке N1. Так как до необходимого количества подписей не хватало 8 подписей избирателей, то в протоколе указано, что проверке подлежат в папке N1 на листе N8 8 подписей.
Административным истцом не высказано замечаний по самому ходу проведения выборки, не приведено доводов о неслучайности либо запланированности отобранных жетонов с цифрами, с помощью которых определены номера папок и подписных листов с подписями избирателей, подлежащих проверке. Ссылка истца на то, что члены избирательной комиссии знали, что часть подписей в его поддержку собирала председатель участковой избирательной комиссии Абрящикова И.А., в связи с чем в выборку попали именно ее подписные листы, фактически опровергнуты пояснениями самого истца о ходе выборки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Рабочей группой соблюден принцип случайности при проведении выборки подлежащих проверке подписей избирателей.
Ни Федеральным законом, ни Законом Томской области, а также Методическими рекомендациями не установлено, какое количество папок с подписными листами подлежит отбору для проверки подписей избирателей, в связи с чем довод административного истца о том, что должно было быть отобрано только две папки, а не три, не может быть принят во внимание.
Также Жабиным С.И. и его представителем Козыревым П.Ф. указано, что, исходя из положений Методических рекомендаций о том, что единицей случайной выборки является папка с подписными листами либо подписной лист при наличии одной папки, а также указания в сноске в приложении N14 к Методическим рекомендациям на то, что если в последней выбранной папке содержится большее количество подписей избирателей, чем это необходимо для достижения установленного количества, проверке подлежат только те подписи, которые содержатся в подписных листах данной папки, начиная с первого листа, в количестве, необходимом для достижения установленного объема случайной выборки (жребия), в этом случае по последней выбранной папке в столбце 3 указывается это количество подписей, следовательно, при проведении случайной выборки подлежали установлению только номера папок, а не подписных листов. Полагали, что в данном случае должны были быть проверены все подписные листы в папке N1, а затем в папке N3 также, начиная с первого подписного листа, подряд необходимое количество подписей, пока не будет проверено 229 подписей избирателей.
Суд не может согласиться с данным доводом, находит его основанным на неверном толковании положений Методических рекомендаций.
Проанализировав положения пп.4.5 - 4.8 Методических рекомендаций, суд приходит к выводу о правомерности действий Рабочей группы, отобравшей первоначально папки с подписными листами, а затем - подписные листы в данных папках, что согласуется также с положениями п.3 ст.38 Закона Томской области, согласно которым для выборочной проверки посредством случайной выборки (жребия) отбираются именно подписные листы.
Приложение N14 к Методическим рекомендациям, на которое ссылается представитель административного истца, устанавливает форму протокола проведения случайной выборки (жребия) подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательной думы Томской области шестого созыва, а сноска, на которую ссылается представитель административного истца, регулирует вопрос правильного заполнения столбца 3 таблицы, в то время как правила проведения случайной выборки установлены положениями раздела 4 Методических рекомендаций, текст которого не содержит указания на то, что после выборки папки проверке подлежат все подписные листы в данной папке до достижения установленного объема подлежащих проверке подписей. Напротив, п. 4.7 Методических рекомендаций содержит указание на то, что после отбора папок проводится отбор подписных листов в каждой папке.
Суд не может согласиться с доводом административного истца о том, что в нарушение требований закона проверка подписных листов проводилась в его отсутствие ранее 11 августа 2016 года. В подтверждение данного довода указывает на то обстоятельство, что уже 10 августа 2016 года председателем Избирательной комиссии Томской области была озвучена информация о том, что подписи в поддержку Жабина С.И. собирала председатель участковой избирательной комиссии Абрящикова И.А., что подтверждено показаниями свидетеля К.
Вместе с тем указанное обстоятельство не свидетельствует безусловно о том, что информация о сборе подписей в поддержку Жабина С.И. председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка N720 Абрящиковой И.А. взята именно из подписных листов. Информация о сборщиках подписей с указанием их данных: ФИО, даты рождения, места жительства, паспортных данных, содержится в Списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения от регионального отделения в Томской области политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые" кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва Жабина С.И. по Томскому одномандатному избирательному округу N16. Указанный список представляется одновременно с подписными листами, а при приеме документов, согласно п.10.1 Методических рекомендаций, члены Рабочей группы пересчитывают количество представленных листов списка и лиц, включенных в данный список.
В соответствии с п.6.4 ст.38 Федерального закона N67-ФЗ недействительными признаются: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (подп. "б"); подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями (подп. "е"); подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных п.6 ст.37 настоящего Федерального закона (подп. "к").
Частью 8 статьи 38 Закона Томской области N147-ОЗ также установлено, что недействительными признаются: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (п. "б"), подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями (п. "е"), подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных ч.7 ст.36 настоящего Закона (п. "к").
В соответствии с п.6 ст.37 Федерального закона N67-ФЗ, ч.7 ст.36 Закона Томской области N147-ОЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Как следует из Ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16 Жабина С.И. Рабочей группы Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 от 11 августа 2016 года, количество подписей, признанных недействительными по результатам проверки, - 58. В поддержку кандидата засчитана 171 подпись.
Так, по основанию, установленному п. "е" ч.8 ст.38 Закона Томской области N147-ОЗ, признано недействительными 4 подписи - папкаN1, листN1, строка 14; папка N7, лист N2, строка 3, 5,8; по основанию, предусмотренному п. "б" ч.8 ст.38 указанного Закона, - 1 подпись : папка N1, лист N1, строка 16; по основанию, предусмотренному п. "к" ст.38 Закона Томской области N147-ОЗ, - 53 подписи: папка N3, лист N2, строки 1-20, папка N7, листN11, строки- 1-14, папка N7, лист N12, строки 1-16, 18-20.
Судом исследованы оригиналы подписных листов, которые были предметом проверки рабочей группы.
При этом установлено, что в папке N1 на листе N1 в 14 строке имеются неоговоренные избирателем явные исправления в цифрах года, в 16 строке указано место жительства избирателя в г.Томске, которое находится за пределами Томского одномандатного избирательного округа N16; в папке N7 на листе N2 в строках 3, 5, 8 имеются неоговоренные избирателями явные исправления в цифрах даты внесения подписи, в связи с чем суд полагает обоснованным признание этих подписей недействительными по основаниям, установленным пп. "б" и "е" ст.38 Закона Томской области N147-ОЗ.
Данные обстоятельства административным истцом не отрицаются, признание указанных 5 подписей недействительными не оспаривается.
Также при исследовании оригиналов подписных листов установлено, что в папке N3 лист N2, содержащий 20 подписей избирателей, в папке N7 лист N11, содержащий 14 подписей избирателей, а также лист N12, содержащий 19 подписей избирателей, удостоверены Абрящиковой И. А., /__/ г.р.
В соответствии с пп.1,2 ст.13 Закона Томской области от 10.04.2003 N50-ОЗ "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Томской области" для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. Участковые комиссии формируются территориальными комиссиями. Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В силу п.4 ст.4 Закона Томской области от 10.04.2003 N50-ОЗ "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Томской области" председатель участковой избирательной комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением территориальной избирательной комиссии.
Решением Территориальной избирательной комиссии Томского района N46/184 от 16.04.2013 "О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка N720 Томского района Томской области" сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка N720 в количестве 7 человек, председателем участковой избирательной комиссии N720 назначена Абрящикова И. А., /__/ г.р., директор МУ "Дом культуры с.Рыбалово".
Решением Территориальной избирательной комиссии Томского района N10/46 от 11.08.2016 Абрящикова И.А. освобождена от обязанностей члена участковой избирательной комиссии избирательного участка N720 с правом решающего голоса.
Таким образом, на момент сбора подписей ( изученные листы N2 в папке N3, листы N11 и 12 в папке N7 заверены 01.08.2016, 01.08.2016, 02.08.2016 соответственно) Абрящикова И.А. являлась членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При таких обстоятельствах подписи избирателей, содержащиеся на листе N2 в папке N3, на листах N11 и 12 в папке N7, всего 53 подписи, правомерно признаны недействительными на основании п. "к" ч.8 ст.38 Закона Томской области N147-ОЗ.
Таким образом, из подлежащих проверке 229 подписей избирателей недействительными признано 58 подписей, что составляет 25,3 % от числа проверенных подписей, на что указано в Итоговом протоколе проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва Жабина С.И., выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Томской области Политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые" от 11.08.2016.
Также указанный итоговый протокол содержит предложение рабочей группы в Окружную избирательную комиссию по Томскому одномандатному избирательному округу N16 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16 Жабина С.И.
В соответствии с п. "г1" ч.9 ст.39 Закона Томской области N147-ОЗ основанием отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, если иное не установлено федеральным законом.
В силу подп. "г.1" п. 24 ст. 38 Федерального закона N67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из обжалуемого решения Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 N8/38 от 13.08.2016, основанием для отказа в регистрации Жабина С.И. в качестве кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва явилось то обстоятельство, что число недействительных подписей из числа проверенных подписей избирателей составляет 25,3%.
В соответствии с п.13 ст. 28 Федерального закона N67-ФЗ решения комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Как следует из протокола N8 заседания Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 от 13 августа 2016 года, назначено членов окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса 11 человек, присутствовали на заседании 11 членов окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса, среди приглашенных лиц присутствовал также кандидат в депутаты Жабин С.И. и его представитель Ефимов М.В.
Согласно протоколу N8 от 13.08.2016 при голосовании за утверждение проекта решения и принятие решения об отказе Жабину С.И. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16 "за" проголосовало 11 членов комиссии с правом решающего голоса, "против" и "воздержался" - 0.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены.
Довод административного истца об отсутствии его вины в том, что подписи собирала Абрящикова И.А., так как он не знал о том, что она является членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и не имеет права сбора подписей в поддержку кандидата в депутаты, что должно было быть учтено избирательной комиссией при принятии решения, не может, по мнению суда, служить основанием для отмены обжалуемого решения, так как непредставление необходимого числа достоверных и действительных подписей либо превышение допустимой доли недостоверных и недействительных подписей представляют собой невыполнение необходимых условий регистрации кандидата, а не нарушение, за которое применяется санкция, возможная только при наличии вины в форме умысла или неосторожности.
В силу прямого указания закона подписи, собранные с нарушением требований законодательства, являются недействительными, а выявление 10 и более процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что из пояснений Жабина С.И., показаний свидетелей Р., И. следует, что подбором лиц, которые будут заниматься сбором подписей, занимался сам административный истец, отбирая их из числа лиц, которых он знал. Фактически проверка личностей сборщиков подписей им не проводилась, Жабин С.И. основывался на своих знаниях о биографии данных лиц. У сборщиков подписей выяснялось только их принадлежность к какой-либо политической партии, а также задавался вопрос о том, не являются ли они чиновниками. Разъясняя сборщикам подписей, где нельзя собирать подписи, а также технические моменты заполнения подписных листов, Жабин С.И. не уделял внимание положениям закона о том, кто не может собирать подписи, помнил только о том, что это запрещено работникам администрации.
Вместе с тем во избежание возможных негативных последствий именно кандидат в депутаты заинтересован в проверке лиц, приглашаемых для сбора подписей, и должен позаботиться о том, чтобы они соответствовали предъявляемым законом требованиям. При должной осмотрительности такие сведения могли быть получены кандидатом в депутаты, поскольку информация о составах участковых избирательных комиссий не является закрытой, доведена до всеобщего сведения путем размещения решений о формировании избирательных комиссий. В том числе было опубликовано и решение Территориальной избирательной комиссии Томского района N46/184 от 16.04.2013 "О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка N720 Томского района Томской области", что подтверждается представленным в материалы дела скриншотом Интернет - страницы.
Принимая во внимание, что судом не установлено оснований для удовлетворения требования Жабина С.И. об отмене решения N8/38 Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 от 13 августа 2016 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16, не подлежит удовлетворению и вытекающее из него требование о возложении обязанности на административного ответчика принять решение о регистрации Жабина С.И. кандидатом в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Жабину С. И. в удовлетворении административного искового заявления к Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 об оспаривании решения N8/38 Окружной избирательной комиссии по Томскому одномандатному избирательному округу N16 от 13 августа 2016 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области шестого созыва по Томскому одномандатному избирательному округу N16, обязании принять решение о регистрации отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.