Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев дело по жалобе государственного инспектора Томской области по пожарному надзору Ш. на решение Тегульдетского районного суда Томской области от 08.08.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Главы Администрации Тегульдетского района Клишина И. А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Томской области по пожарному надзору Ш. N 39 от 03.06.2016 Глава Тегульдетского района Клишин И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказания в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Решением Тегульдетского районного суда Томской области от 08.08.2016 вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным решением, государственный инспектор Томской области по пожарному надзору Ш. обратился с жалобой в Томский областной суд, в которой просит отменить судебное решение.
В обоснование жалобы заявитель указал, что основанием привлечения Главы Тегульдетского района Клишина И.А. к административной ответственности явились многочисленные нарушения требований пожарной безопасности на территории Тегульдетского сельского поселения. Заявитель выражает несогласие с выводами судьи о том, что основанием для оставления протокола об административном правонарушении N 39 от 26.05.2016 послужили результаты внеплановой выездной проверки, результаты которой отражены в Акте N 7 от 21.04.2016. Заявитель настаивает, что основанием для составления указанного протокола послужил рапорт дознавателя отделения надзорной деятельности и профилактической работы Тегульдетского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Томской области Л. о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности на территории Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района в ходе проведения внеплановой выездной проверки, по итогам которой составлен Акт проверки N 7 от 21.04.2016. В связи с чем в данном случае не применимы положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ. По мнению заявителя, Глава Тегульдетского района Клишин И.А., вопреки выводам судьи, является субъектом выявленного административного правонарушения в силу положений Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N69-ФЗ и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ. Заявитель указывает, что в ст. 35 Устава Тегульдетского района Томской области прямо закреплена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах района.
Глава Тегульдетского района Клишин И.А. в суд не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело без его участия.
Государственный инспектор Томской области по пожарному надзору Ш. в суд не явился, подал заявление о рассмотрении дела без его участия.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. 3 - 8 настоящей статьи.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что в силу действующего законодательства, в том числе Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Глава муниципального образования "Тегульдетский район" Клишин И.А. не является лицом, ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Тегульдетском сельском поселении, в том числе в /__/, /__/, /__/, /__/ т.е. надлежащим субъектом выявленного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
По мнению суда второй инстанции, данный вывод судьи районного суда является обоснованным.
Согласно ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ субъектами указанного административного правонарушения могут быть руководители органов местного самоуправления.
Вместе с тем согласно п. 9 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Среди вопросов местного значения муниципального района, перечисленных в ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона, нет вопроса об обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
В обоснование своей позиции о виновности Клишина И.А. в совершении правонарушения должностное лицо ссылался на положения ч. 2 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем в указанной правовой норме речь идет об обладании органами местного самоуправления муниципального района полномочиями местного самоуправления поселения на межселенных территориях, а не на территории самих поселений.
Вместе с тем согласно Закону Томской области "О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Тегульдетского района" от 09.09.2004 N 197-ОЗ на территории Тегульдетского района отсутствуют межселенные территории.
Кроме того, нарушения требований пожарной безопасности были выявлены на территории Тегульдетского сельского поселения.
При этом ссылка заявителя на ст. 35 Устава Тегульдетского района Томской области в данном вопросе является несостоятельной. В п. 35 этой статьи указано, что Администрация Тегульдетского района осуществляет установленные действующим законодательством функции и полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Тегульдетского района. Однако данные функции и полномочия Администрация Тегульдетского района согласно действующему законодательству в силу требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ может осуществлять только на межселенных территориях либо согласно ч. 4 ст. 15 данного Федерального закона в случае заключения соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Сведений о заключении такого соглашения между Администрациями Тегульдетского района и Тегульдетского сельского поселения по вопросу обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории Тегульдетского сельского поселения в материалах дела не имеется.
Кроме того, суд считает несостоятельным довод заявителя о том, что основанием для составления протокола по об административном правонарушении N 39 от 26.05.2016 в отношении Клишина И.А. послужил рапорт дознавателя отделения надзорной деятельности и профилактической работы Тегульдетского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Томской области Л.
Так в ответе на запрос судьи районного суда заместитель начальника ГУ МЧС России по Томской области Р. 03.06.2016 сообщил, что указанный протокол об административном правонарушении составлен по итогам внеплановой выездной проверки в соответствие с поручением заместителя Председателя Правительства РФ Х. от 02.02.2016 N АХ-П4-471, а поводом для к составлению протокола послужил Акт N 7 от 21.04.2016. Данный ответ подготовлен Ш ... То есть заявитель Ш. в своей жалобе противоречит подготовленному им же письменному ответу от 03.06.2016.
Также в письменном ответе на запрос судьи районного суда 01.08.2016 Ш. указал на то, что нарушения требований пожарной безопасности были выявлены в результате рабочего профилактического выезда. Однако данное заявление Ш. противоречит самому протоколу об административном правонарушении, где имеется ссылка только на Акт проверки от 21.04.2016 N 7, фототаблицу к нему и рапорт о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности на территории Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района от 23.05.2016.
Соответственно, в протоколе не упоминается о результатах рабочего профилактического выезда. Вместе с тем материалах административного дела также нет и рапорта от 23.05.2016. Ни в суд первой, ни в суд второй инстанции он представлен не был, хотя судья районного суда предлагала должностному лицу сообщить об основаниях составления протокола об административном правонарушении и представить соответствующие документы.
Из материалов дела следует, что в период с 15.04.2016 по 21.04.2016 в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства РФ Х. от 02.02.2016 N АХ-П4-471 на основании распоряжения врио начальника ОНД Тегульдетского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Томской области от 13.04.2016 с участием Главы Администрации Тегульдетского сельского поселения Ж. проведена внеплановая выездная проверка обеспечения первичных мер пожарной безопасности в отношении Тегульдетского сельского поселения в населенных пунктах: /__/, /__/, /__/, /__/. По результатам проверки составлен Акт N 7 от 21.04.2016.
Указанный Акт составлен 21.04.2016 в 15 час. 00 мин., что соответствует дате и времени выявления правонарушения, указанного в протоколе об административного правонарушения.
Вместе с тем суд второй инстанции не соглашается с выводами судьи районного суда о нарушении должностным лицом положений ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ о месте рассмотрения дела. Юрисдикция ГУ МЧС России по Томской области распространяется на территорию всей Томской области, в связи с чем рассмотрение дела в г. Томске не противоречит требованиям ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ.
Также суд второй инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о недопустимости Акта N 7 от 21.04.2016 как доказательства в силу несоблюдения процедуры проведения проверки, регламентированной Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Указанная внеплановая выездная проверка проводилась в отношении Администрации Тегульдетского сельского поселения, и поэтому делать выводы о грубом нарушении процедуры проверки в отношении Администрации Тегульдетского района в силу положений п. 6 ч. 2 ст. 20 данного Федерального закона недопустимо.
Вместе с тем, как уже отмечалось выше, результаты данной внеплановой выездной проверки не могут быть признаны доказательством виновности Главы Администрации Тегульдетского района Клишина И.А. в совершении вмененного ему административного правонарушения в силу отсутствия у Администрации Тегульдетского района обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Тегульдетского сельского поселения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного постановления не усматривается.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого решения судьи не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение Тегульдетского районного суда Томской области от 08.08.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы Администрации Тегульдетского района Клишина И. А. оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Томской области по пожарному надзору Ш. - без удовлетворения.
Судья А.В. Еремеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.