Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Ждановой Е.А., Едигаревой Т.А.,
при секретаре Прозоровой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 04 августа 2016 года дело по апелляционной жалобе Исуповой Л.Н. на решение Слободского районного суда Кировской области от 16 мая 2016 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований Исуповой Л.Н.
Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия
установила:
Исупова Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Нагорского района Кировской области о признании права на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости. Указала, что "дата" обратилась в администрацию Нагорского района с заявлением о назначении ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости по ст. 5 Закона Кировской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области" как лицу, ранее замещавшему выборную должность органа местного самоуправления. В период с "дата" истец проработала три срока полномочий на выборных должностях, которые приравнены к муниципальным должностям и периоды работы в которых включены в стаж муниципальной службы. "дата" ответчиком в назначении доплаты отказано. В связи с изложенным Исупова Л.Н. с учетом уточнений просила суд признать за ней право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в размере 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности с "дата", включить вышеуказанный период работы на выборных должностях в стаж для назначения доплаты к пенсии.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
С решением суда не согласилась Исупова Л.Н., в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение. Полагает, что согласно действующему законодательству истец имеет право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии. Муниципальными правовыми актами предусмотрены расходные обязательства на выплату ежемесячной доплаты к пенсии. Права истца на получение пенсии в предусмотренном законом размере не могут быть нарушены ввиду ограниченных бюджетных возможностей муниципального образования.
Изучив апелляционную жалобу, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Исупова Л.Н. с "дата" является получателем пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с "дата" размер пенсии составляет "данные изъяты".
"дата" Исупова Л.Н. была избрана на должность заместителя председателя исполнительного комитета районного Совета народных депутатов, "дата" вновь избрана на ту же должность, "дата" вновь избрана на ту же должность, в которой проработала до "дата". Таким образом, истец в период с "дата" по "дата" проработала более 2 сроков на выборных должностях, которые приравнены к муниципальным должностям и включены в стаж муниципальной службы.
"дата" Исупова Л.Н. обратилась с заявлением в администрацию Нагорского района Кировской области о назначении ей ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости как лицу, ранее замещавшему выборную должность органа местного самоуправления. Решением комиссии по установлению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Нагорского района, от "дата" Исуповой Л.Н. отказано в установлении доплаты к пенсии.
Правильно установив по делу юридически значимые обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства, при верном применении норм материального права суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Исуповой Л.Н. о признании за ней права на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости.
В решении судом указано, что по своей правовой природе пенсионное обеспечение муниципальных служащих (в виде пенсии за выслугу лет либо ежемесячных доплат к пенсии) является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местных бюджетов помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
Частью 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Кировской области от 08.07.2008 N 257-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области" под лицами, замещающими муниципальные должности Кировской области, понимаются выборные лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе. В силу ст. 5 данного Закона лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости.
"дата" Решением Нагорской районной Думы Кировской области N утверждено Положение о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Лицу, замещающему муниципальную должность, гарантируется пенсионное обеспечение, иные гарантии осуществления полномочий в соответствии с Законом Кировской области от 08.07.2008 N 257-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области".
В п. 2 ст. 3 Положения указано, что доплата к пенсии назначается в размере 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой при замещении муниципальной должности в течение 2 и более сроков полномочий.
В ст. 18 Положения закреплено, что финансовое обеспечение расходов, предусмотренных настоящим Положением, осуществляется за счет средств бюджета МО Нагорский район Кировской области.
Положениями ч. 9 ст. 34, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления (ст. 86 БК РФ). Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Поскольку финансирование ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости муниципальному служащему осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе изменять порядок и условия выплаты такой доплаты, а также принимать решение и об отказе в ее назначении.
Согласно ст. 52 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Как следует из материалов дела, в бюджете муниципального образования Нагорский район расходные обязательства по финансированию доплат к трудовым пенсиям лицам, замещавшим ранее выборные муниципальные должности, не предусмотрены.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Исуповой Л.Н.
Доводы жалобы Исуповой Л.Н. по существу повторяют ее позицию, изложенную при рассмотрении дела в первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом, влияли бы на принятое решение.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.
Указание в отзыве на апелляционную жалобу на признание исковых требований Исуповой Л.Н. администрацией Нагорского района не является основанием для отмены, изменения состоявшегося судебного решения. Апелляционную жалобу на решение суда ответчик не подавал. Вынесенное судом первой инстанции решение по иску Исуповой Л.Н., настоящее апелляционное определение не является препятствием для назначения и выплаты Исуповой Л.Н. в последующем доплаты к пенсии по старости при принятии соответствующего решения полномочным органом местного самоуправления при наличии достаточного финансирования в местном бюджете.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Слободского районного суда Кировской области от 16 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Исуповой Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.