Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Аносовой Е.Н.,
судей Ждановой Е.А., Лысовой Т.В.
при секретаре Прозоровой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 07 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение Слободского районного суда Кировской области от 29 июня 2016 года, которым с Министерства финансов Кировской области за счет средств субъекта РФ "Кировская область" в пользу Бушмелевой Т.Г. в счет возмещения расходов на оплату коммунальных услуг за период с "дата" по "дата" взыскано "данные изъяты" руб.; в удовлетворении иска к муниципальному образованию "Слободской муниципальный район Кировской области" в лице администрации Слободского муниципального района Кировской области о взыскании денежных средств в счет возмещения расходов на оплату коммунальных услуг в виде отопления и электроснабжения за период с "дата" по "дата" отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Аносовой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Слободской межрайонный прокурор Кировской области в интересах Бушмелевой Т.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту финансов Кировской области, муниципальному образованию "Слободской муниципальный район Кировской области" в лице администрации Слободского муниципального района Кировской области о взыскании затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг. В обоснование заявления указано, что Бушмелева Т.Г., проживает в сельской местности по адресу: "адрес" с "дата" и по настоящее время работает в КОГКУЗ " "данные изъяты" дом ребенка" в должности воспитателя. В соответствии со ст. 63 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года, в редакции, действовавших до 01 января 2005 года, пункта 3 ст. 25 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ, пункта 7 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 27 марта 1986 года N 400 предусмотрено право на предоставление, находящихся в сельской местности квартир, с бесплатным отоплением и освещением, медицинским работникам дошкольных учреждений для детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии. Ответчиками указанные положения закона нарушаются. На основании изложенного, прокурор просил взыскать в пользу Бушмелевой Т.Г. с ответчиков в солидарном порядке излишне уплаченные денежные средства за коммунальные услуги в виде отопления и освещения за период с "дата" по "дата" в размере "данные изъяты" руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Кировской области просит решение суда отменить как незаконное. В обоснование жалобы указано, в соответствии с Законом Кировской области N 267-ЗО истцу ежемесячно выплачивалась частичная компенсация за услуги по отоплению и освещению, таким образом, свои обязательства перед истцом Кировская область выполнила. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлениях от 17 июня 2014 N 12-П и от 15 мая 2006 N5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъекта РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Следовательно, льготы должны предоставляться за счет средств Федерального бюджета.
В возражениях на жалобу Слободская межрайонная прокуратура Кировской области и администрация Слободского района просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав объясненияпрокурора Блиновой А.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для его отмены и изменения.
Пункт 7 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 27 марта 1986 года N400 "О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства" предусматривает советам Министров союзных республик, исполкома сельских и поселковых Советов народных депутатов предоставлять бесплатно руководящим, медицинским, педагогическим работникам, старшим мастерам и мастерам производственного обучения училищ-интернатов, техникумов-интернатов, профессионально-технических училищ, домов интернатов и дошкольных учреждений для детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии, находящихся в сельской местности и в поселках городского типа, и проживающих совместно с ними членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.
Право на бесплатные коммунальные услуги сохранялось за указанными работниками - пенсионерами, которые проработали в данных учреждениях, расположенных в сельской местности не менее 10 лет и проживают там.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22 утверждено Разъяснение "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", согласно которого право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за работниками детских домов и домов ребенка, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), стаж которых составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в объеме и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции до 01 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей также имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что РФ как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения.
Законом Кировской области от 03 ноября 2004 года N 267-ЗО педагогическим работникам организаций культуры, социального обслуживания населения, медицинских организаций; фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 20.1 Закона Кировской области от 11 февраля 2003 года N 133-3О "Об образовании в Кировской области" (действовавшего до 31 декабря 2013 года), пунктом 1 статьи 15 Закона Кировской области от 14 декабря 2013 г. N 320-ЗО "Об образовании в Кировской области" руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам образовательных учреждений (за исключением совместителей), работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, предоставлялась ранее и предоставляется в настоящее время бесплатная жилая площадь с отоплением и бесплатное электроснабжение путем компенсации 100 процентов расходов в виде ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 15 указанного выше Закона Кировской области от 14 октября 2013 г. N 320-ЗО компенсация в размере 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты предоставляется руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (за исключением совместителей) образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вышедшим на пенсию, при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они проработали не менее 10 лет в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, и пользовались (имели право пользоваться) бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением (электроснабжением), и продолжают проживать в указанных населенных пунктах.
Механизм предоставления указанной выше меры социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и электроснабжения педагогам, вышедшим на пенсию, определен Постановлением Правительства Кировской области от 11 сентября 2015 г. N 59/560 (ред. от 16 февраля 2016 г.) "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде ежемесячной денежной выплаты"
В соответствии с пунктом 2 выше указанного постановления компенсация расходов на оплату ЖКУ предоставляется кировскими областными государственными казенными учреждениями (управлениями социальной защиты населения в муниципальных образованиях) (далее - органы социальной защиты населения) гражданам по месту жительства в Кировской области: федеральным льготникам - в пределах средств федерального бюджета, выделяемых Кировской области, региональным льготникам - за счет средств областного бюджета.
Компенсация расходов на оплату ЖКУ предоставляется вышедшим на пенсию независимо от ее вида (по старости, инвалидности или за выслугу лет) и времени ее назначения педагогам-пенсионерам (пункт 2.1)
Судом установлено и следует из материалов дела, что Бушмелева Т.Г. имеет средне-специальное педагогическое образование, с "дата" по "дата" работала воспитателем в ясли - саде "данные изъяты" "адрес", с "дата" и по настоящее время работает в должности воспитателя в КОГКУЗ " "данные изъяты" Дом ребенка", которое находится в сельской местности по адресу: "адрес"
Согласно копии паспорта Бушмелева Т.Г с "дата" и по настоящее время проживает и зарегистрирована в сельской местности по адресу: "адрес"
Из справки КОГКУ "Управление социальной защиты населения в Слободском районе" от "дата" следует, что Бушмелева Т.Г. компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты по категории руководители, педагогические работники и иные специалисты, вышедшие на пенсию, в период с "дата" по "дата" не получала.
Апелляционным определением Октябрьского районного суда города Кирова от 13 июля 2012 года, решением мирового судьи судебного участка N 64 Октябрьского района г.Кирова Кировской области от 04 мая 2012 года, установлено, что до 01 января 2005 года Бушмелева Т.Г. пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг.
Указанные решения на основании ст. 61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение при рассмотрении данного гражданского дела.
Каких-либо доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, ответчиками не представлено, кроме того, данный факт подтвержден и справкой работодателя N 16 от 09 марта 2016 года.
Из пунктов 1.3, 1.5 устава КОГКУЗ " "данные изъяты" дом ребенка" следует, что учредителем интерната является департамент здравоохранения Кировской области. Интернат является некоммерческой организацией и не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Учреждение является получателем средств областного бюджета и по вопросам исполнения бюджета находится в ведении распорядителя средств областного бюджета.
Постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2015 N 44/316 (ред. от 08 декабря 2015 г.) утверждено Положение о министерстве финансов Кировской области, которое является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах, в сфере регулирования контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в указанных сферах, а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Поскольку в соответствии со ст. 16 Закона Кировской области "Об образовании" и п.2 Постановления Правительства Кировской области от 11 сентября 2015 года N 59/560 предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением указанного выше Закона по выплате компенсаций региональным льготникам, осуществляется за счет средств областного бюджета, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании понесенных Бушмелевой Т.Г. расходов с Министерства финансов Кировской области в размере "данные изъяты" руб. Сумма компенсации и алгоритм ее расчета судом проверен и признан верным, сторонами не оспаривается.
Судебная коллегия отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, а при недостаточности таких средств взыскание должно осуществляться с Российской Федерации. По смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17 июня 2004 г. N 12-П и от 15 июня 2006 г. N 5-П, в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, ответчик вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет федерального бюджета. Приведенные в апелляционной жалобе обстоятельства не влияют на законность оспариваемого решения и не опровергают выводы суда о наличии у Бушмелевой Т.Г. права на компенсацию министерством расходов по уплате коммунальных платежей.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено, оснований для отмены правильно принятого по существу решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Слободского районного суда Кировской области от 29 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.