Судья Кировского областного суда Костицына О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ОАО "Моломский ЛХЗ" Овсянникова А.А. на решение судьи Мурашинского районного суда Кировской области от 05 июля 2016 года по жалобе ОАО "Моломский ЛХЗ" на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области Никитиной С.В. от 13 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Моломский ЛХЗ",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области Никитиной С.В. от 13 мая 2016 года ОАО "Моломский ЛХЗ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Решением судьи Мурашинского районного суда Кировской области от 05 июля 2016 года, принятым по жалобе ОАО "Моломский ЛХЗ", постановление должностного лица от 13 мая 2016 года оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, генеральный директор ОАО "Моломский ЛХЗ" Овсянников А.А. просит решение судьи Мурашинского районного суда Кировской области от 05 июля 2016 года отменить. В обоснование жалобы указывает, чтов нарушение требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на составление протокола об административном правонарушениизаконный представитель Общества не приглашался, извещение о составлении указанного протокола в адрес Общества не поступало, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя Общества. В протоколе об административном правонарушении от 26 апреля 2016 года N 13-36/04-16, направленном в адрес Общества, описано событие административного правонарушение на одном объекте (полигон промышленных и бытовых отходов, расположенный "адрес"), в то время как к административной ответственности Общество привлечено за совершение административного правонарушения на другом объекте (промплощадка N 1).Доводам жалобы о допущенных административным органом нарушениях надлежащая оценка не дана, указанные доводы надлежащим образом не исследованы. Представленные на обозрение суда оригиналы протоколов об административных правонарушениях N 13-36/04-16 и N 13-36/08-16 аналогичных по содержанию, акт вскрытия почтового отправления N от 19 апреля 2016 года, составленный работниками ОАО "Моломский ЛХЗ", в должностные обязанности которых входит получение почтовой корреспонденции и ее хранение в соответствии с Инструкцией по делопроизводству, должную оценку не получили. Полагает, что указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носят существенный характер, не могут быть восполнены в судебном процессе и являются самостоятельным основанием для отказа в привлечении лица к административной ответственности.
В отзыве на жалобу руководитель Управления Росприроднадзора по Кировской области Г. указал на то, что факт направления и вручения заявителю уведомлений (извещений) о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении подтверждается сопроводительным письмом с указанием направляемых документов, почтовой квитанцией с указанием веса и стоимости почтового отправления. Достаточных доказательств неполучения уведомлений (извещений) о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении ОАО "Моломскйй ЛХЗ" не представлено. Акт вскрытия почтового отправления, представленный заявителем, не может служить доказательством его ненадлежащего уведомления, поскольку составлен заинтересованными лицами. Почтовым работником несоответствия почтового отправления при его выдаче адресату не зафиксировано. Также указал, что согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 08 апреля 2016 года N 10/6КИР-16 и другим материалам дела ОАО "Моломский ЛХЗ" осуществляет производственную и хозяйственную деятельность на двух промплощадках: производственная площадка N 2 (полигон), расположеная "адрес", и промплощадка N 1, расположенная "адрес". В ходе проверки Управлением было выявлено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления ОАО "Моломский ЛХЗ" на обеих промплощадках. По выявленным нарушениям на промплощадке N 2 - (полигон) государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Кировской области на юридическое лицо составлен протокол от 26 апреля 2016 года N 13/36/08-16 по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела направлены в Мурашинский районный суд для привлечения к административной ответственности. По выявленным нарушениям на промплощадке N 1 государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Кировской области на юридическое лицо составлен протокол об административном правонарушении от 26 апреля 2016 года N 13-36/04-16 по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания N 13-36/02-16 от 13 мая 2016 года. Рассматривая дело по существу, государственный инспектор установилвсе значимые для разрешения дела обстоятельства, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку в постановлении. В связи с указанным просит оставить постановление о назначении административного наказания от 13 мая 2016 года без изменения, а жалобу Общества без удовлетворения.
В судебном заседании защитник ОАО "Моломский ЛХЗ" Готовцева И.В. на доводах жалобы настаивала. Просила решение судьи районного суда и постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Кировской области отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области Никитина С.В. в судебное заседание не явилась. ПредставительУправления Росприроднадзора по Кировской области Шамрий А.А. поддержала доводы, изложенные в возражениях на жалобу. Просила оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, возражения, прихожу к следующему.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ.
Данным федеральным законом установлены требования в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
В пунктах 1, 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно пункта 7 статьи 18 Закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Моломский ЛХЗ" осуществляет хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления I - V классовопасности.
В период с 14 марта 2016 года по 08 апреля 2016 года Управлением Росприроднадзора по Кировской области проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО "Моломский ЛХЗ", в ходе которой установлено, что при осуществлении хозяйственной и производственной деятельности ОАО "Моломоский ЛХЗ" допущено:
- несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления на промплощадке N 1, расположенной "адрес", а именно: не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов от чистки оборудования реторного цеха (по инструкции ООС-7 - "грязь-пек"), отходов древесноугольной мелочи в смеси с опилками, отходов лома цветных металлов (стружка); не подтверждено отнесение к конкретному классу опасности отходов от чистки оборудования реторного цеха (по инструкции ООС-7- "грязь-пек") отходов древесноугольной мелочи в смеси с опилками, отходов лома цветных металлов (стружка); на отходы I-IV класса опасности не составлены паспорта в соответствии с формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV класса опасности"; за 2014 - 2015 годы не представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;
- несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления на полигоне промышленных и бытовых отходов, расположенного "адрес", а именно: не проведена инвентаризация отходов на объекте размещения отходов (полигон промышленных и бытовых отходов "адрес"; не проводится мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов (полигон промышленных и бытовых отходов "адрес") и в пределах его воздействия на окружающую среду; полигон промышленных отходов "адрес" не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. Не соблюдаются экологические требования при эксплуатации ОАО "Моломский ЛХЗ" полигона промышленных и бытовых отходов "адрес": эксплуатация полигона осуществляется не в соответствии с рабочим проектом "Полигон промышленных и бытовых отходов в "адрес"" (отсутствует хозяйственная зона полигона и площадка для мойки машин, не уплотняются и не изолируются грунтом промышленные и бытовые отходы); отсутствуют должностные лица, ответственные за прием отходов на полигон не установлены переносные сетчатые ограждения для задерживания легких фракций отходов на месте разгрузки отходов.
26 апреля 2016 года государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Кировской области в отношении ОАО "Моломский ЛХЗ" составлен протокол об административном правонарушенииN 13-36/04-16 по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (по факту выявленных нарушений на промплощадке N 1, расположенной "адрес") и протокол об административном правонарушении N 13/36/08-16 по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (по факту выявленных нарушений на полигоне промышленных и бытовых отходов, расположенного "адрес" (производственная площадка N 2)).
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушенииN 13-36/04-16от 26 апреля 2016 годагосударственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области Никитиной С.В. вынесено постановление о назначении административного наказания N 13-36/02-16 от 13 мая 2016 года.
Факт совершения и виновность Общества в совершенном административном правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 26 апреля 2016 года N 13-36/04-16; актом проверки от 08 апреля 2016 года N 10/6 КИР -16; актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N 1 от 15 марта 2016 года и фототаблицей к нему; актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N 2 от 15 марта 2016 года; протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды; заключением по результатам экспертизы N 8-о от 25 марта 2016 года; уставом ОАО "Моломский ЛX3"; приказом управления Росприроднадзора по Кировской области от 08 апреля 2013 года N 356 об утверждении и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО "Моломский ЛХЗ"; предписанием N 2-41/02-16 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 08 апреля 2016 года, другими.
Оценив доказательства в их совокупности на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, вынесшее постановление, и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ОАО "Моломский ЛX3" в совершении административного правонарушения и правильно квалифицировали действия Общества по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ОАО "Моломский ЛХЗ", осуществляя хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления, допустило нарушения требования пунктов 1, 2, 3 статьи 14, пункта 7 статьи 18, пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года, приказа Минприроды России от 01 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 года N 30 "Об утверждении порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)".
Доводы, которыми аргументирована жалоба генерального директора ОАО "Моломский ЛX3", сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьи районного суда, оснований не согласиться с которой не имеется.
Согласно части 1 и части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
По смыслу вышеуказанных правовых норм протокол об административном правонарушении составляется с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из протокола об административном правонарушении N 13-36/04-16 от 26 апреля 2016 года, послужившего основанием для вынесения оспариваемого постановления и представленного в материалы дела следует, что местом совершения административного правонарушения является промплощадка N 1, расположенная "адрес". Указаний на иное место совершения правонарушения протокол об административном правонарушении N 13-36/04-16 не содержит. Выявленные нарушения в области обращения с отходами производства и потребления на промплощадке N 1 полностью подтверждаются материалами проверки.
Оснований не доверять представленным документам не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что вышеназванный протокол об административном правонарушении полностью соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда правильно принял его в качестве допустимого доказательства по делу. Оснований для признания его ненадлежащим доказательством не имеется.
Каких- либо достоверных и достаточных доказательств того, что указанный протокол был переделан сотрудниками Управления Росприроднадзора, Обществом не представлено.
Иной протокол об административном правонарушении N 13-36/04-16 от 26 апреля 2016 года в материалах дела отсутствует.
Довод жалобы о том, что законный представитель ОАО "Моломский ЛХЗ" не был надлежащим образом уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении принят быть не может.
Как видно из материалов дела, уведомление (извещение) N 1 от 08 апреля 2016 года о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 26 апреля 2016 года в 13 час. 30 мин. по адресу: "адрес", было направлено в адресзаконного представителя ОАО "Моломский ЛХЗ" по месту нахождения Общества ( "адрес") и получено представителем Общества по доверенности 19 апреля 2016 года.
В назначенное время законный представитель юридического лица не явился, в связи с чем протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие представителя Общества, копия данного протокола была направлена в адрес Общества 26 апреля 2016 года.
Доводы жалобы о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствии законного представителя юридического лица, не извещенного о времени и месте его составления, были рассмотрены судьей районного суда и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в оспариваемом решении.
Судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что административным органом были приняты необходимые и достаточные меры по извещению привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в связи с чем порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Указание в жалобе на ненадлежащую оценку судьей районного суда представленных доказательств представляет собой субъективную оценку обстоятельств происшедшего, между тем, такое несогласие не может служить основанием для отмены вынесенных по делу постановлений.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не допущено.
Административное наказание назначено ОАО "Моломский ЛХЗ" в пределах санкции статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом конкретных обстоятельств по делу и в соответствии с правилами статей 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся по делу постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Мурашинского районного суда Кировской области от 05 июля 2016 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ОАО "Моломский ЛХЗ" Овсянникова А.А. - без удовлетворения.
Судья
Кировского областного суда О.М. Костицына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.