Судья Верховного Суда Республики Крым Хожаинова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на постановление судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 мая 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью "Янтарь-Агро" ФИО1 по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 мая 2016 года производство по делу об административном правонарушении по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью "Янтарь-Агро" ФИО1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым в Верховный Суд Республики Крым, просят об отмене судебного постановления, считая его незаконным, принятым с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указано, что судьей районного суда неполно выяснены все обстоятельства дела.
В судебное заседание 02.08.2016 г. представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым не явился, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили, не представили каких-либо доказательств невозможности явки в суд.
Директор ООО "Янтарь-Агро" ФИО1, его представитель, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили, не представили каких-либо доказательств невозможности явки в суд.
С учетом изложенных обстоятельств, считаю возможным рассмотреть жалобу на постановление судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 мая 2016 года в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ, отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; транспортирование отходов перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Положениями Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 210 ГК РФ предписывает, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу об административном правонарушении N 002088 от 31 марта 2016 года, 16 марта 2016 года в 11 часов 00 минут на территории Мирновского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, установлен факт несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: на земельном участке, расположенном между автодорогой "Джанкой-Воинка" и свинотоварной фермой, кадастровый номер земельного участка N (земли населенного пункта) "адрес", выявлена несанкционированная свалка отходов (отходы коммунальные твердые из жилищ не сортированные), площадью 14 кв.м., при этом данный участок находится в аренде у Общества с ограниченной ответственностью "Янтарь-Агро" для ведения подсобного сельского хозяйства, согласно Договору аренды земельного участка от 15 июля 2008 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора Общества с ограниченной ответственностью "Янтарь-Агро" ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
В обоснование вины директора ООО "Янтарь-Агро" ФИО1 в материалах дела приведены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении N 002051 от 31 марта 2016 года, копия приказа N1-к от 11 мая 2016 года, письмо Мирновского сельского совета от 21 марта 2016 года, копия договора аренды земельного участка от 15 июля 2008 года, план отвода земельного участка, объяснения ФИО1, фототаблица, план-схема, акт планового (рейдового осмотра, обследования).
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Исходя из положений указанных норм, данные обязанности возложены на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами.
Однако, материалы дела не содержат доказательств того, что ООО "Янтарь-Агро", директором которого является ФИО1, осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, наличия какого-либо производства, оказания Обществом услуг или выполнения работ, в результате чего могли бы образоваться отходы производства.
Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, не относятся к уставной деятельности ООО "Янтарь-Агро".
Владелец отходов, как и лица, допустившие несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов на указанной несанкционированной свалке, установлены не были, что также подтверждается письмом Мирновского сельского совета от 21.03.2016 г. N 129/02-12 (л.д.6).
Как усматривается из материалов дела, доказательств, подтверждающих наличие у ООО "Янтарь-Агро" работников, что свидетельствовало бы о возможном наличии отходов потребления, на земельном участке, арендуемом ООО "Янтарь-Агро", также не представлено. ООО "Янтарь-Агро" не производит отходы, не осуществляет их заготовку, переработку, как и не осуществляет другие работы по обращению с отходами.
Доводы жалобы нахожу не основанными на законе, поскольку они сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и доказательств, которым дана правильная оценка и сомнений у суда апелляционной инстанции не вызывают.
Рассматривая дело по существу, судья установилвсе фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении.
При этом все представленные в материалах дела доказательства были оценены судьей в совокупности.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
В соответствии с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления суда по основаниям, указанным в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ч.1 ст.29.10, ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 мая 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью "Янтарь-Агро" ФИО1 по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Крым О.В. Хожаинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.