Судья Калининградского областного суда
Корнюшенков Г.В.,
при секретаре Евлаховой Н.В. ,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области на не вступившее в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 01 июня 2016 г., которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Калининградской региональной общественной организации содействия развитию женского сообщества "Мир женщины" на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Заслушав объяснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области по доверенности - Коноваловой Е.А., поддержавшей жалобу, объяснения защитника Калининградской региональной общественной организации содействия развитию женского сообщества "Мир женщины" по доверенности - Рыбина С.А. и законного представителя данной организации - Базан Ю.В., возражавших против удовлетворения жалобы и просивших постановление по делу оставить без изменения, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В отношении юридического лица - Калининградской региональной общественной организации содействия развитию женского сообщества "Мир женщины" (далее - КРОО СРЖС "Мир женщины") заместителем начальника отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области Я. 07 декабря 2015 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях судьёй районного суда вынесено указанное выше постановление.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области на постановление судьи подана жалоба, в которой оно просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Калининграда.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из протокола об административном правонарушении деятельность КРОО СРЖС "Мир женщины" в 2014-2015 гг. осуществлялась с привлечением финансирования из иностранных источников, о чём свидетельствует заключение организацией 30 мая 2014 г. договора целевого финансирования N с "Информационным бюро Совета Министров северных стран в Санкт-Петербурге", 20 июля 2015 г. договора целевого финансирования N с Региональной общественной организацией помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр " К." (РОО К., г. Москва), получающей денежные средства от иностранных источников.
Кроме того, КРОО СРЖС "Мир женщины" осуществлялась политическая деятельность. 03 июня 2015 г. организовано и проведено в Калининградской областной библиотеке мероприятие на тему "Наш регион в преддверии предстоящих губернаторских выборов 13 сентября 2015 года". Проведение указанного мероприятия имело направленность на воздействие на органы государственной власти в целях принятия ими решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, в том числе внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, а также на формирование общественного мнения в целях воздействия на федеральные органы государственной власти.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организаций, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признаётся участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в её учредительных документах, она участвует (в том числе путём финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
В силу пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация, намеривающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении её в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включённой в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении требований действующего законодательства Российской Федерации о включении некоммерческой организации в государственный реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Судьёй районного суда в обжалуемом постановлении сделан правильный вывод о том, что поскольку административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ, является длящимся, согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом днём обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
При рассмотрении дела судьёй районного суда установлено, что правонарушение в данном деле было выявлено 03 июня 2015 г. В обоснование данного вывода указано на направление специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Ч. начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области служебной записки с информацией об организации и проведении 03 июня 2015 г. КРОО СРЖС "Мир женщины" в Калининградской областной библиотеке мероприятия на тему "Наш регион в преддверии предстоящих губернаторских выборов 13 сентября 2015 года", содержащего признаки политической деятельности. Информация о проведённом КРОО СРЖС "Мир женщины" мероприятии была размещена в сети "Интернет" 03 и 04 июня 2015 г.
Вынося обжалуемое постановление, судья руководствовался действовавшими на установленный им момент выявления правонарушения, положениями статьи 4.5 КоАП РФ о трёхмесячном сроке давности привлечения к административной ответственности.
Доводы жалобы административного органа сводятся к тому, что событие административного правонарушения установлено административным органом в ходе внеплановой проверки, завершённой 23 ноября 2015 г., срок давности для привлечения к административной ответственности КРОО СРЖС "Мир женщины" составляет один год.
Таким образом, вопрос об отмене обжалуемого постановления ставится в связи с неправильным, по мнению административного органа, применением судом первой инстанции срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд, исходя из материалов дела, полагает доводы жалобы о том, что факт совершения вменённого КРОО СРЖС "Мир женщины" административного правонарушения мог быть выявлен только в рамках внеплановой документарной проверки, проведённой в отношении КРОО СРЖС "Мир женщины" Управлением Министерства юстиции Российская Федерация по Калининградской области, которая была окончена 23 ноября 2015 г. (л.д.53-59), обоснованными.
Вместе с тем, суд исходит из того, что статья 30.7 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд вышестоящей инстанции при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
В пункте 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ закреплена возможность отмены постановления по делу об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы и возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящем Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость применённого административного наказания.
По настоящему делу, с учётом доводов жалобы, судом не установлено существенного нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которое могло бы послужить основанием для отмены судебного акта и возвращения дела на новое рассмотрение, о чём ставится вопрос в жалобе, в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
В иных случаях, в том числе и при неправильном применении судом первой инстанции норм материального права о сроке давности привлечения к административной ответственности, изменение постановления по делу об административном правонарушении согласно положениям статьи 30.7 КоАП РФ возможно только при условии, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Ставя вопрос об отмене постановления судьи районного суда, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области фактически ставит под угрозу правовой статус юридического лица, в отношении которого прекращено производство по делу за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, что не допустимо, поскольку ведёт к ухудшению его положения.
При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 01 июня 2016 г. следует оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 01 июня 2016 г. оставить без изменения, жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области - без удовлетворения.
Судья Калининградского
областного суда Г.В. Корнюшенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.