Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю.,
судей: Корнюшенкова Г.В., Кулешовой Е.А.,
при секретаре Самбуровой П.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Калининградской региональной общественной организации содействия развитию женского общества "Мир женщины" на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 02 июня 2016 г., которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Калининградской региональной общественной организации содействия развитию женского общества "Мир женщины" к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области, Министерству юстиции Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В., объяснения представителя Калининградской региональной общественной организации содействия развитию женского общества "Мир женщины" по доверенности - Рыбина С.А., законных представителей Калининградской региональной общественной организации содействия развитию женского общества "Мир женщины" - президента КРОО "Мир женщины" Прищеповой О.С. и вице-президента КРОО "Мир женщины" Базан Ю.В., поддержавших апелляционную жалобу, объяснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области по доверенности - Коноваловой Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калининградская региональная общественная организация содействия развитию женского общества "Мир женщины" (далее - Организация, КРОО "Мир женщины"), обратилась в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области, Министерству юстиции Российской Федерации, о признании незаконными результатов внеплановой документарной проверки, оформленных Актом проверки N от 23 ноября 2015 г., Распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации N от 11 декабря 2015 г. о включении КРОО "Мир женщины" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возложении обязанности отменить оспариваемое распоряжение и исключить организацию из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В обоснование иска указала, что на основании распоряжения заместителя начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области (далее - Управление Минюста) N от 07 октября 2015 г. проведена внеплановая документарная проверка КРОО "Мир женщины", по итогам которой составлен Акт проверки N от 23 ноября 2015 г. (далее - Акт проверки). По результатам проверки распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. N КРОО "Мир женщины" включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Организация полагает, что результаты проверки являются недействительными и подлежат отмене, а распоряжение незаконным. В ходе проверки Управление Минюста пришло к ошибочному выводу о том, что Организация осуществляла политическую деятельность, а именно 03 июня 2015 г. организовала и провела в Калининградской областной библиотеке мероприятие на тему: "Наш регион в преддверии предстоящих губернаторских выборов". На встрече обсуждалось законодательство, информация о мероприятии распространялась в Интернет. КРОО "Мир женщины" проводило указанную встречу не с политической целью, а с информационной, данная деятельность не может считаться политической, поскольку организация не имеет целью борьбу за власть и не участвует в политике. Законодательство устанавливает обязательное требование, что некоммерческая организация выполняет функции "иностранного агента" только в том случае, если именно она осуществляет деятельность, которую закон относит к политической. Однако Организация не осуществляла политическую деятельность, не размещала на сайтах, указанных Управлением Минюста информацию о мероприятии, указанные в акте сайты не принадлежат Организации и она не имеет возможности ни размещать информацию на них, ни управлять ими. Мероприятие носило частный характер и не предполагало доступа всех желающих лиц для участия в нем. Деятельность организации не осуществлялась в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Выводы Управления в Акте проверки о том, что организация осуществляла политическую деятельность противоречат части 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", не соответствуют пункту 3.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2014 г. и являются незаконными. При проведении проверки Управлением Минюста были допущены грубые нарушения, влекущие недействительность результатов проверки, оформленных актом N от 23 ноября 2015 г. Поскольку оспариваемое распоряжение Минюста России принято на основании Акта проверки Управления Минюста, оспариваемое Распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации также является незаконным и необоснованным, влечет незаконное возложение дополнительных обязанностей на организацию, нарушает права КРОО "Мир женщины", в связи с чем результаты проверки и Распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о внесении Организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, подлежат отмене.
Судом по административному делу в вынесено решение, изложенное выше.
В апелляционной жалобе на указанное решение КРОО "Мир женщины" просит его отменить полностью, принять по делу новое решение, удовлетворив в полном объёме требования "Мир женщины". Полагает, что решение суда не является законным, обоснованным и мотивированным; суд при вынесении решения неправильно применил нормы материального и процессуального права; обстоятельства, имеющие значение для дела и установленные судом первой инстанции, не доказаны; выводы суда, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Относительно апелляционной жалобы Управлением Минюста представлены письменные возражения, в которых оно просит в удовлетворении апелляционной жалобы Организации отказать, решение Центрального районного суда г. Калининграда от 02 июня 2016 г. оставить без изменений.
Рассмотрев апелляционную жалобу по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу статьи 226 КАС РФ, для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые решения, действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.
Вместе с тем, совокупности указанных условий по данному административному делу судебной коллегией, как и ранее судом первой инстанции, не выявлено.
Давая оценку доводам административного искового заявления Организации о допущенных Управлением Минюста нарушениях при проведении в отношении КРОО "Мир женщины" проверки, суд первой инстанции пришёл к выводу, что вопреки указанным доводам обжалуемый Организацией Акт проверки N от 23 ноября 2015 г. составлен уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда является обоснованным.
Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является, в том числе, поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении её в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области от 07 октября 2015 г. N с целью осуществления функций контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации в период с 26 октября 2015 г. по 23 ноября 2015 г. в отношении КРОО "Мир женщины" была проведена внеплановая документарная проверка (проверяемый период - с 2011 года по сентябрь 2015 года включительно). Основанием для проведения данной проверки явилась поступившая начальнику Управления Минюста служебная записка от 04 июня 2015 г. о проведении 03 июня 2015 г. КРОО "Мир женщины" в здании ГБУК "Калининградская областная библиотека" мероприятия с участием представителей общественности, лидеров депутатских фракций и объединений Калининградской областной Думы, где обсуждались предстоящие выборы губернатора Калининградской области и затрагивался вопрос отмены муниципального фильтра, а также письмо УФСБ России по Калининградской области от 01 сентября 2015 г. N о возможном финансировании Организации из-за рубежа, и необходимости проведения проверки Организации в части регулирования деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента.
Проверка в отношении Организации проведена в пределах компетенции Управления Минюста, с соблюдением установленного действующим законодательством порядка.
Доводы административного истца о нарушении при проведении проверки пункта 56 Административного регламента, утверждённого приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. N 456, в виде отсутствия указания какие документы прилагаются к Акту, проверены судом первой инстанции и отклонены как необоснованные.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда. Согласно распоряжению от 07 октября 2015 г. N при проведении проверки осуществлялся анализ представленных самой Организацией документов по уставной деятельности Организации, имеющихся у неё в наличии, печень которых приведён в пункте 11 распоряжения.
Из выводов Акта проверки N от 23 ноября 2015 г. следует, что в ходе проведённой проверки Управлением Минюста установлены факты, свидетельствующие об организации и участии КРОО "Мир женщины" в мероприятии в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях, установлен факт финансирования Организации за счет иностранных источников, что свидетельствует об осуществлении деятельности, подпадающей под определение политической деятельности в соответствии с положениями пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях". В нарушение требований абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзаца 3 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", при наличии иностранного финансирования до начала осуществления политической деятельности Организация не подала заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
В силу абзаца второго пункта 7 статьи 32 названного Федерального закона некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства, материалов дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение тот факт, что КРОО "Мир женщины" являясь российской некоммерческой организацией, в проверяемый период получала денежные средства от иностранных источников и осуществляла политическую деятельность на территории Российской Федерации, то есть выполняла функции иностранного агента.
Мотивы, по которым суд пришел к указанному выводу исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Судом первой инстанции установлено, что КРОО "Мир женщины" зарегистрирована при создании 30 ноября 2011 г. в качестве некоммерческой организации, включена в Единый государственный реестр юридических лиц. Источником финансирования Организации за проверяемый период, явились, в том числе, денежные средства, поступившие от иностранных инвесторов на основании заключенных Организацией договора целевого финансирования от 30 мая 2014 г. N с "Информационным бюро Совета Министров Северных Стран в Санкт-Петербурге", а также договора целевого финансирования от 20 июля 2015 г. N с Региональной общественной организацией помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр " А." (РОО А., г. Москва).
Доводы административного истца о том, что вышеуказанные договоры заключены с российскими некоммерческими организациями и Организация не могла знать о том, что в свою очередь указанные организации получают иностранное финансирование, установленный судом первой инстанции факт получения Организацией финансирования из иностранных источников не опровергают.
Также судом установлено, что в проверяемый период Организацией осуществлялась политическая деятельность. 03 июня 2015 г. КРОО "Мир женщины" организовано и проведено в Калининградской областной библиотеке мероприятие на тему: "Наш регион в преддверии предстоящих губернаторских выборов 13 сентября 2015 года". Информация о предстоящем проведении мероприятия распространялась Организацией - в том числе была направлена в адрес Калининградской областной библиотеки и размещена на её сайте, а также размещена руководством и членами Организации в социальных сетях. В ходе встречи её участниками неоднократно критиковались положения законодательства Российской Федерации, предусматривающие в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации необходимость получения поддержки со стороны от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах их глав, притом, что кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее, чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации (необходимость прохождения так называемого "муниципального фильтра").
С учётом указанных обстоятельств в Акте проверки Управления Минюста отмечено, что проведенное КРОО "Мир женщины" мероприятие на тему: "Наш регион в преддверии предстоящих губернаторских выборов 13 сентября 2015 года" имело направленность на воздействие на органы государственной власти в целях принятия ими решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, в том числе внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, а также на формирование общественного мнения в целях воздействия на федеральные органы государственной власти, что согласно пункту 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 10-П расценивается как политическая деятельность.
Вопреки доводам административного истца, а Акте проверки подробно указано, какая государственная политика, положения каких нормативных правовых актов стали объектом критики участников мероприятия как препятствующие, по их мнению, проведению справедливых выборов. Данные нормативные акты приняты Федеральным Собранием Российской Федерации и Калининградской областной Думой, подписаны соответственно Президентом Российской Федерации и Губернатором Калининградской области.
При этом отсутствие в Акте проверки указания на то, каких результатов в изменении существующей государственной политики Организация достигла, не имеет правового значения, поскольку действующее законодательство не требует наступления каких-либо последствий для признания деятельности некоммерческой организации политической.
Установив вышеуказанные обстоятельства (получение КРОО "Мир женщины", являющейся российской некоммерческой организацией, в проверяемый период денежных средств от иностранных источников и осуществление деятельности, носящей политический характер), суд первой инстанции обоснованно указал, что содержащиеся в обжалуемом Организацией Акте проверки Управления Минюста от 23 ноября 2015 г. выводы о выполнении Организацией функций иностранного агента являются правомерными.
В силу пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
Поскольку имелись достаточные данные, свидетельствующие об осуществлении Организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, Министерство юстиции Российской Федерации вправе было решить вопрос о включении КРОО "Мир женщины" в указанный реестр.
При таких обстоятельствах дела судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Организации, поскольку Акт проверки N от 23 ноября 2015 г. составлен уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, Распоряжение от 11 декабря 2015 г. N принято Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с законом, в пределах предоставленных полномочий, является законным и обоснованным, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, выводы суда мотивированы, не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно, и применён закон, подлежащий применению к данным правоотношениям.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права.
В отношении доводов административного истца о нарушении положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, судом первой инстанции обоснованно указано, что оспариваемые выводы Акта проверки и распоряжение о включении КРОО "Мир женщины" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не лишают заявителя возможности в полном объёме осуществлять свою уставную деятельность, и получать финансирование от иностранных источников, при обеспечении прозрачности самой деятельности, так и источников её финансирования.
Судебная коллегия, исходя их правовых позиций Европейского Суда по правам человека, также полагает необходимым отметить, что в данном деле вмешательство органов государственной власти в деятельность Организации, выразившееся в проведении проверки и последующем включении КРОО "Мир женщины" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, являлось законным, будучи основанным на доступных для административного истца требованиях национального законодательства, преследовало законную цель, поскольку соблюдение законодательства в сфере, регламентирующей деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, напрямую затрагивает вопросы национальной безопасности и общественного порядка, являлось необходимым в демократическом обществе, так как было продиктовано острой социальной необходимостью в выявлении организаций, нарушающих законодательство о некоммерческих организациях и об общественных объединениях. При этом, оно являлось пропорциональным, поскольку не нарушен баланс между законными интересами КРОО "Мир женщины" и общественными интересами.
Решение суда является законным и обоснованным. Предусмотренные статьёй 310 КАС РФ основания к отмене или изменению решения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 02 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской региональной общественной организации содействия развитию женского общества "Мир женщины" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.