Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю.,
судей Шкуратовой А.В., Кулешовой Е.А.,
при секретаре Самбуровой П.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Новоселова А.А. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 02 июня 2016 г., которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Новоселова А.А. к Калининградской областной таможне об оспаривании решения от 20 января 2016 года и понуждении передать транспортное средство без таможенного декларирования.
Заслушав доклад судьи Шкуратовой А.В., объяснения представителя Новоселова А.А. - Таюрского В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Калининградской областной таможни Шпаковой Н.Э., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новоселов А.А. обратился в суд с названным выше иском, указав, что вступившим в законную силу постановлением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 сентября 2015 года он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа за недекларирование транспортного средства (автовышки) марки " Я.", ДД.ММ.ГГГГ выпуска, VIN: N, при его убытии 20 ноября 2014 года с таможенной территории Таможенного союза на территорию иностранного государства. Ранее указанное транспортное средство было ввезено им на таможенную территорию таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны и принадлежит ему на праве собственности.
Указанным выше постановлением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 сентября 2015 года вещественное доказательство - транспортное средство было ему возвращено, однако, оспариваемым письмом начальника таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни от 20 января 2016 года N в его передаче было отказано.
Отказ передать принадлежащее ему транспортное средство обусловлен невыполнением им обязанности по его таможенному декларированию в тридцатидневный срок со дня вступления постановления в законную силу. Сославшись на то, что транспортное средство он обязан был задекларировать в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта до 20 ноября 2014 года, то есть до его вывоза с таможенной территории Таможенного союза, Новоселов А.А., полагая, что в настоящее время задекларировать спорное транспортное средство в соответствии с таможенной процедурой свободной экономической зоны он не имеет возможности, так как оно уже до вывоза задекларировано в соответствии с этой таможенной процедурой, просил суд признать незаконным отказ начальника таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни в передаче без таможенного декларирования ввезенного транспортного средства.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Новоселов А.А., продолжая настаивать на своей позиции, приводит в её обоснование те же доводы, что и в административном иске.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 27 марта 2015 года главным государственным таможенным инспектором ОСТП таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни М. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту совершения Новоселовым А.А. административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В тот же день в качестве предмета административного правонарушения транспортное средство марки " Я.", ДД.ММ.ГГГГ выпуска, белого цвета, государственный регистрационный знак N, идентификационный номер N, принадлежащее Новоселову А.А., арестовано и помещено на хранение на специализированную стоянку Калининградской областной таможни по протоколу ареста товаров, ТС и иных вещей.
Вступившим в законную силу 27 ноября 2015 года постановлением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 сентября 2015 года Новоселов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей, предмет административного правонарушения - транспортное средство " Я.", ДД.ММ.ГГГГ выпуска, белого цвета, государственный регистрационный знак N, идентификационный номер N, один ключ к нему, находящиеся на хранении специализированной стоянки Калининградской областной таможни по адресу: "адрес", а также свидетельство о регистрации транспортного средства серии N и паспорт транспортного средства серии N возвращены Новоселову А.А.
22 декабря 2015 года Новоселов А.А. обратился в Калининградскую областную таможню с заявлением о возвращении ему транспортного средства марки " Я.", ДД.ММ.ГГГГ выпуска, белого цвета, государственный регистрационный знак N, идентификационный номер N.
Оспариваемым письмом начальника таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни С. от 20 января 2016 года N Новоселову А.А. в передаче автомобиля отказано в связи с тем, что выдача иностранных товаров, являвшихся вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях, законным владельцам допускается только после совершения предусмотренных таможенным законодательством таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров, уплатой таможенных платежей, подтверждением соблюдением запретов и ограничений и иных действий, установленных законодательством.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, обоснованно исходил из того, что действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно было быть завершено Новоселовым А.А. при вывозе указанного выше транспортного средства с территории свободной экономической зоны Калининградской области, а потому при его повторном прибытии на таможенную территорию таможенного союза Новоселов А.А. должен был поместить данное транспортное средство под избранную им таможенную процедуру в соответствии с законодательством Таможенного союза.
Поскольку за неисполнение обязанности по декларированию товаров при перемещении транспортного средства через таможенную границу Новоселов А.А. был привлечен к административной ответственности, фактически получить транспортное средство административный истец может только после его таможенного декларирования, иное привело бы к перемещению товара через таможенную границу таможенного союза без осуществления контроля со стороны таможенных органов, что противоречит таможенному законодательству.
Действительно, находящийся в собственности Новоселова А.А. предмет правонарушения возвращен ему на основании постановления Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 сентября 2015 года, однако, согласно пп. 3, 4 ст. 185 ТК ТС таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Согласно ст. 4 ТК ТС таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами; таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Процедурой, предшествующей получению перемещенного через таможенную границу таможенного союза товара, является выпуск товара таможенным органом, то есть действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с заявленным таможенным режимом.
При таких обстоятельствах, когда административный истец в течение тридцати дней после вступления в законную силу решения судьи о привлечении его к административной ответственности не задекларировал вышеуказанной транспортное средство, явившееся предметом правонарушения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Новоселову А.А. правомерно отказано в выдаче перемещенного через таможенную границу таможенного союза транспортного средства, в связи с чем обоснованно оставил без удовлетворения административные исковые требования.
Товары, указанные в приведенном выше п. 3 ст. 185 ТК ТС, таможенная декларация в отношении которых не подана в установленный срок, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС.
Доводы представителя административного истца Новоселова А.А. - Таюрского В.А. об отсутствии обязанности декларировать ввезенное транспортное средство, ранее, до его вывоза помещавшееся под таможенную процедуру свободной экономической зоны, основаны на неправильном толковании таможенного законодательства.
В соответствие со ст. 15 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенному в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010 г., действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
В соответствии со ст. 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу, однако при этом должно соблюдаться таможенное законодательство таможенного союза и законодательство государств - членов таможенного союза.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 02 июня 2016 г оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.