Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шалиевой И.П.,
судей Родиной А.К., Марченко А.А.,
при секретаре Жарковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 сентября 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 24 июня 2016 года по иску прокурора Сосновского муниципального района Челябинской области в интересах Российской Федерации в лице Главного управления лесами Челябинской области к Башкировой С.Ф., Ялыгину В.В., Крохиной Л.В., Федорову В.И., администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, садоводческому некоммерческому товариществу "Лесное" о признании недействительным постановлений, договора купли-продажи земельного участка, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, прекращении права собственности, истребовании из незаконного владения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области по доверенности Аюповой Г.И., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Соколовой Н.Ф., представителя истца Главного управления лесами Челябинской области по доверенности Булыщенко В.И., возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Сосновского муниципального района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Главного управления лесами Челябинской области к Башкировой С.Ф., Ялыгину В.В., администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просит (л.д. 5-7 том 1):
признать недействительным постановление администрации Сосновского муниципального района Челябинской области N 8608 от 31 октября 2013 года "О предоставлении в собственность находящегося в государственной собственности земельного участка Ялыгину В.В.";
2
признать ничтожным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером **** от 15 января 2014 года, заключенный между Ялыгиным В.В. и Башкировой С.Ф.;
прекратить право собственности Башкировой С.Ф. на земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, расположенный по адресу: ****;
исключить из Единого государственного земельного кадастра запись о земельном участке с кадастровым номером ****;
истребовать из незаконного владения Башкировой С.Ф. земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, расположенный по адресу: ****.
В качестве основания иска указал, что на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, расположенный по адресу: ****. Первоначальным собственником земельного участка являлся Ялыгин В.В. на основании постановления главы администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 31 октября 2013 года N 8608. 15 января 2014 года между Ялыгиным В.В. и Башкировой С.Ф. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. Согласно материалам лесоустройства, описанию расположения, схеме лесничества, выписки из ЕГРП земельный участок с кадастровым номером **** образован из земель лесного фонда Смолинского лесничества ОГУ "Шершневское лесничество", право собственности на которое принадлежит Российской Федерации, незаконные действия по кадастровому учету спорного объекта и изменение категории земель нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда.
Прокурор Сосновского муниципального района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Главного управления лесами Челябинской области к Крохиной Л.В., администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просит (л.д. 5-7 том 2):
признать недействительным постановление администрации Сосновского муниципального района Челябинской области N 5826 от 22 июля 2009 года "О предоставлении в собственность находящегося в государственной собственности земельного участка Крохиной Л.В.";
прекратить право собственности Крохиной Л.А. на земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, расположенный по адресу: **** ****;
з
исключить из Единого государственного земельного кадастра запись о земельном участке с кадастровым номером ****;
истребовать из незаконного владения Крохиной Л.А. земельный участок с кадастровым номером **** **** кв.м, расположенный по адресу: **** ****.
В качестве основания иска указал, что на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером ****. Собственником земельного участка является Крохина Л.В. на основании постановления главы администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 22 июля 2009 года. Согласно материалам лесоустройства, описанию расположения, схеме лесничества, выписки из ЕГРП указанный земельный участок образован из земель лесного фонда Смолинского лесничества ОГУ "Шершневское лесничество", право собственности на которое принадлежит Российской Федерации, незаконные действия по кадастровому учету спорного объекта и изменение категории земель нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда.
Прокурор Сосновского муниципального района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Главного управления лесами Челябинской области с учетом уточнений (л.д. 77-78 том 3) к СНТ "Лесное", в котором просит (л.д. 3-4 том 3) исключить из Единого государственного земельного кадастра запись о земельном участке с кадастровым номером **** площадью **** кв.м по адресу: **** .
В качестве основания иска указал, что на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, расположенный по адресу: ****. Согласно материалам лесоустройства, описанию расположения, схеме лесничества указанный земельный участок образован из земель лесного фонда Смолинского лесничества ОГУ "Шершневское лесничество", право собственности на которое принадлежит Российской Федерации, незаконные действия но кадастровому учету спорного объекта и изменение категории земель нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда.
Прокурор Сосновского муниципального района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Главного управления лесами Челябинской области к Федорову В.И., администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просит (л.д. 5-6 том 4):
признать недействительным постановление администрации Сосновского муниципального района Челябинской области N 7665 от 30 сентября 2013 года "О предоставлении в собственность находящегося в
4
государственной собственности земельного участка Федорову В.И.";
прекратить право собственности Федорова В.И. на земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, расположенный по адресу: ****;
исключить из Единого государственного земельного кадастра запись о земельном участке с кадастровым номером ****;
истребовать из незаконного владения Федорова В.И. земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, расположенный по адресу: ****.
В качестве основания иска указано, что на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером ****. Собственником земельного участка является Федоров В.И. на основании постановления главы администрации Сосновского муниципального района Челябинской области N 7665 от 30 сентября 2013 года. Согласно материалам лесоустройства, описанию расположения, схеме лесничества, выписки из ЕГРП указанный земельный участок образован из земель лесного фонда Смолинского лесничества ОГУ "Шершневское лесничество", право собственности на которое принадлежит Российской Федерации, незаконные действия по кадастровому учету спорного объекта и изменение категории земель нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда.
Гражданские дела по вышеуказанным исковым заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Помощник прокурора Саренко О.Г. в суде первой инстанции исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исках.
Представитель Главного управления лесами Челябинской области в суде первой инстанции участия не принимал, представил письменные пояснения (л.д. 216-217 том 4).
Ответчики Башкирова С.Ф., Ялыгин В.В., Крохина Л.В., Федоров В.И. в суде первой инстанции при надлежащем извещении участия не принимали, просили дело рассмотреть без их участия.
Представитель ответчиков Башкировой С.Ф., Ялыгина В.В., Крохиной Л.В., Федорова В.И., СНТ "Лесное" Саширина Л.М. (л.д. 162, 169 том 1, л.д. 66 том 2, л.д. 166 том 4 - доверенности) в суде первой инстанции исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск (л.д. 67-
5
69, 122-124 том 2), по иску к Крохиной Л.В. просила применить срок исковой давности (л.д. 124-125 том 2).
Представитель ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области Аюпова Г.И. в суде первой инстанции исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск Крохиной Л.В. (л.д. 154-158 том 2), в котором просит применить срок исковой давности.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Челябинской области, ФГБУ "ФКП Управления Росреестра" по Челябинской области в суде первой инстанции при надлежаще извещении участия не принимали, просили дело рассмотреть без их участия, представили письменное мнение на иск (л.д. 122-123 том 1, л.д. 113-114 том 2, л.д. 118 том 3, л.д. 85-86 том 4, л.д. 126-127 том 1, л.д. 116 том 2, л.д. 113 том 3).
Представители третьих лиц администрации Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Челябинской области в суд первой инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований: признал недействительным постановление администрации Сосновского муниципального района Челябинской области N 8608 от 31 октября 2013 года "О предоставлении в собственность находящегося в государственной собственности земельного участка Ялыгину В.В.";
признал недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером **** от 15 января 2014 года, заключенный между Ялыгиным В.В. и Башкировой С.Ф.;
прекратил право собственности Башкировой С.Ф. на земельный участок с кадастровым номером ****;
снял с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ****;
истребовал земельный участок с кадастровым номером **** из незаконного владения Башкировой С.Ф. в собственность Российской Федерации;
признал недействительным постановление администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 30 сентября 2013 года N 7665 "О предоставлении в собственность находящегося в государственной собственности земельного участка Федорову В.И.";
6
прекратил право собственности Федорова В.И. на земельный участок с кадастровым номером ****;
снял с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ****;
истребовал земельный участок с кадастровым номером **** из незаконного владения Федорова В.И. в собственность Российской Федерации;
снял с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв.м по адресу: ****;
в удовлетворении исковых требований прокурора Сосновского муниципального района Челябинской области в интересах Российской Федерации в лице Главного управления лесами Челябинской области к Крохиной Л.В., администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании недействительным постановления от 22 июля 2009 года N 5826, прекращении права собственности Крохиной Л.В. на земельный участок с кадастровым номером ****, исключении из Единого государственного земельного кадастра записи об указанном земельном участке, истребовании из незаконного владения Крохиной Л.В. земельного участка с кадастровым номером **** отказал (л.д.256-264 т.4).
В апелляционной жалобе Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что кадастровый инженер при составлении заключения руководствовался материалами лесоустройства 1986,1998,2014 г.г., которые в соответствии с действующим законодательством не имеют юридической силы и носят лишь информационный характер (письмо Федерального Агентства Лесного хозяйства ФГБУ "Рослесинфорг" от 10.07.2015) и являются рабочими документами внутреннего пользования, на основании которых, после установления границ и соблюдения требований ст. 69 Лесного кодекса РФ принимается решение уполномоченного органа об отнесении лесных участков к землям Гослефонда, и после этого они проходят согласование границ и ставятся на учет в качестве таковых. Заключение кадастрового инженера от 25.04.2016 N020 составлено не относительно спорных земельных участков. Кадастровый инженер не указывает самозахват каких земель составляет **** га и в каких координатах, делает выводы, что спорные земельные участки полностью или частично расположены на земельном участке лесного фонда в квартале **** по материалам лесоустройства 1986 года, выводы основаны на предположениях, в настоящее время границы земель лесного фонда не установлены в соответствии с действующим законодательством. П.А.И. имеет квалификационный аттестат кадастрового инженера, а зарегистрирован в СРО только в конце июня 2016
7
года, в то время как заключения составлены 03.02.2016 и 25.04.2016. Полагает, что данные заключения являются недопустимыми доказательствами. Суд усмотрел, что спорные участки расположены в квартале **** выдел ****, согласно пояснениям истцов спорные земельные участки находились в квартале **** выдел **** в связи с тем, что была проведена перенумерация кварталов, однако таких доказательств о перенумерации кварталов материалы дела не содержат. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на лесной участок не содержит сведения о площади каждого квартала и выдела, ни планшет 1998г., ни материалы лесоустройства не содержат описание границ земельного фонда. Понятие "информационного слоя автоматизированной системы государственного кадастра недвижимости в ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" отсутствует. Истцом не доказан факт принадлежности спорных земельных участков к категории земель "земли лесного фонда". Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности, так как ГУ лесами Челябинской области с 1994 года знало о том, что спорные земельные участки отведены СНТ "Лесное". Не согласна с выводом суда о том, что оспариваемые постановления вынесены главой Сосновского района с превышением своей компетенции. В настоящее время спорные земельные участки относятся к категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения", категория спорных земельных участков в настоящее время не оспорена и не изменена. Заявителем не указано, какие права и законные интересы истца нарушила Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области. Исковые требования истца являются неисполнимыми, так как в просительной части иска истец просит исключить спорные земельные участки из Единого государственного земельного кадастра, тогда как понятие "Единый государственный земельный кадастр" отсутствует. Полагает, что суд вышел за рамки заявленного требования, самостоятельно определив требования в виде снятия с кадастрового учета спорных земельных участков (л.д.8-16т.5).
Ответчики Ялыгин В.В., Федоров В.И., Башкирова С.Ф., Крохина Л.В., представитель ответчика СНТ "Лесное", представители третьих лиц КУИЗО Сосновского муниципального района, ТУФАУГИ в Челябинской области, Управления Росреестра по Челябинской области, ФГБУ "ФКП Росреестра по Челябинской области, администрации Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителей сторон, прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления администрации муниципального района Челябинской области от 31 октября 2013 года N 8608 Ялыгину В.В. в собственность предоставлен бесплатно земельный участок с кадастровым номером **** из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", расположенный по адресу: **** для ведения садоводства площадью 956 кв.м (л.д. 12 том 1).
На основании договора купли-продажи Ялыгин В.В. продал Башкировой С.Ф. вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером **** (л.д. 15 том 1). В настоящее время собственником данного земельного участка является Башкирова С.Ф. право собственности которой зарегистрировано 21 января 2014 года (л.д. 10 том 1 -выписка из ЕГРП).
Земельный участок с КН **** поставлен на кадастровый учет 18 августа 2013 года на основании межевого плана, составленного кадастровым инженером И.О.В. от 07.07. 2013 (л.д. 17-29, 36, 73 том 1).
На основании постановления главы Сосновского района Челябинской области от 22 июля 2009 года N 5826 Крохиной Л.В. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с КН **** из категории земли сельскохозяйственного назначения по адресу: ****а (л.д. 12 т.2).
Право собственности Крохиной Л.В. зарегистрировано 07.08.2009 (л.д. 10 т.2).
Земельный участок с КН **** поставлен на кадастровый учет 03 апреля 2009 года, границы установлены на основании описания земельного участка ООО "Землеустроительного бюро "Мост" от 25.12.2008 (л. д. 17-33,43 -47 т.2).
9
Земельный участок с кадастровым номером **** поставлен на кадастровый учет на основании межевого плана И.О.В. от 07 октября 2013 года (л.д. 7-22, 38-46 том 3, право собственности на указанный участок не зарегистрировано (л.д. 5 том 5). Как пояснила представитель **** в суде первой инстанции, указанный участок сформирован как дорога общего пользования СНТ "Лесное".
Земельный участок с кадастровым номером **** площадью из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" по адресу: ****, принадлежит на праве собственности Федорову В.И. на основании постановления администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 30 сентября 2013 года N 7665 (л.д. 13 том 4), предоставлен бесплатно для ведения садоводства, право собственности Федорова В.И. зарегистрировано 05 декабря 2013 года (л.д. 10 том 4).
Земельный участок с кадастровым номером **** поставлен на кадастровый учет 17 августа 2013 года на основании межевого плана от 07 июля 2013 года, составленного кадастровым инженером И.О.В. (л.д. 15-34 том 4).
Представителем ГУ лесами Челябинской области в суд представлены таксационные описания Смолинского участкового лесничества Шершневского лесничества, материалы землеустройства, проведенного в 1981-1983, 1986, 1998 годах, результатом которого явились планшеты с указанием границы лесных земель, предъявлены планшеты 1986, 1998 и 2014 годов.
Согласно сведениям ЧОБУ "Шершневское лесничество", плана лесного участка границы спорных земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** налагаются на земли лесного фонда в квартале **** (л.д. 40-46 том 1). Указанные сведения подготовлены с использованием данных государственного кадастра недвижимости и рабочих материалов лесоустройства.
Согласно схемам расположения спорных земельных участков и границ земель лесного фонда, составленным филиалом ФГБУ "ФКП Управления Росреестра" по Челябинской области по запросу суда, земельные участки с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** полностью находятся в границах земель лесного фонда (л.д. 90 том 1, л.д. 41 том 2, л.д. 65 том 4).
По сведениям филиала ФГБУ "ФКП Управления Росреестра" от 16 марта 2016 года по Челябинской области сведения о границе лесного фонда внесены в качестве информационного слоя автоматизированной
10
информационной системы государственного кадастра недвижимости 11 ноября 2013 года на основании карты лесного фонда Челябинской области, переданной Управлением Росреестра по Челябинской области из сведений государственного фонда данных (л.д. 146 том 2).
Право собственности на земельный участок категория земель земли лесного фонда - ведение лесного хозяйства площадью **** кв.м с кадастровым (или условным) N **** и местоположением: **** зарегистрировано за Российской Федерацией (л.д. 151 -161 т.4).
На основании решений СМРФСР от 13 ноября 1985 года N 1604-р, РИК Сосновского района от 17 февраля 1988 года N 41/36, РИК от 17 мая 1988 года N 135/2, РИК от 10 ноября 1989 года N 825/9 СНТ "Лесное" выдан государственный акт о предоставлении в коллективную собственность **** га земельного участка для ведения садоводства (л.д. 135-139 том 1).
Согласно заключениям кадастрового инженера ООО "Землеустроительное бюро "Мост" П.А.И. от 03 февраля 2016 N 007 и от 25 апреля 2016 N 020, представленным истцом (л.д. 163-168 том 1, л.д. 190-201 т.4), спорные земельные участки находятся полностью или частично на землях лесного фонда в квартале **** по материалам лесоустройства 1986 года.
В пояснительной части заключения указано, что схема совмещенных границ, взаимное расположение лесных участков земель лесного фонда с границами спорных участков выполнено с использованием геодезических приборов, в качестве исходных данных использованы пункты государственной геодезической основы "Долгая", "Градский прииск", "Курортный", координаты которых определены в МСК-74, копия выписки из каталога координат, непосредственно на местности (с привязкой к характерным точкам на местности) содержащимся в составе Государственного акта на право собственности ****.
При сопоставлении расположения земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** с представленными документами (планшетами, схемами, таксационными описаниями, государственным актом) усматривается, что указанные земельные участки расположены в границах земель лесного фонда - выделе **** квартал **** (до 1998 года - **** квартал). Кроме того, указанные участки расположены за пределам границ земельного участка, предоставленного СНТ "Лесное" по государственному акту, что следует из заключения П.А.И.
11
Согласно решению Исполнительного комитета Сосновского районного совета народных депутатов Челябинской области от 17 февраля 1988 года N 41/3 из земель совхоза "Смолинский" земельный участок общей площадью **** га пашни передан в постоянное пользование коллективному саду "Лесной" под расширение сада.
Согласно решению Исполнительного комитета Сосновского районного совета народных депутатов Челябинской области от 17 мая 1988 года N 135/2 из земель совхоза "Смолинский" земельный участок общей площадью **** га (4-летние тополя) передан в постоянное пользование коллективному саду "Лесной" под расширение сада с выделением **** га для садоводов коллективного сада ****, выносимого из черты г. Челябинска, **** га для рабочих совхоза "Смолинский" с правом вырубки тополя.
Согласно заключению Главного управления лесами от 10 октября 1992 года по отводу земельных участков под расширение коллективного сада "Лесной" управление не возражает против изъятия из гослесфонда Челябинского лесхоза земельных участков площадью **** га, в том числе покрытых лесом на площади **** га, в лесах **** группы в квартале **** и передачи их под расширение коллективного сада "Лесной" с правом вырубки леса, на основании Указа Президента от 27 декабря 1991 года N 32 на отвод земельного участка необходимо получить разрешение правительства (л.д. 74 том 2).
Согласно распоряжению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1993 года N 2124-р в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в том числе в Челябинской области - **** га (л.д. 133 том 1).
В суд представлена копия акта на отвод земельных участков из государственного лесного фонда в постоянное пользование от 07 апреля 1994 года, согласно которому под расширение территории СНТ "Лесное" на основании вышеуказанного распоряжения от 22 ноября 1993 года предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью **** га, в том числе покрытый лесом **** га в квартале ****.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора к Крохиной Л.В., суд первой инстанции, руководствуясь ст. 195, 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что о факте пересечения границ земельного участка с КН **** ответчика Крохиной Л.В. и земель лесного фонда государство узнало после освоения
12
земельного участка ответчиком в 2009 году, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности.
В указанной части решение суда первой инстанции не обжалуется, а потому в силу требований ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции вышеприведенные выводы суда относительно земельного участка с КН **** не проверяет.
Учитывая, что решение суда обжалуется Администрацией только в части удовлетворения исковых требований прокурора, судебная коллегия полагает возможным проверить решение на предмет законности лишь в этой части.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора частично, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда и находятся в федеральной собственности, оборот которых ограничен законом, в связи с чем, предоставляя эти спорные участки, администрация Сосновского муниципального района Челябинской области в нарушение требований действующего законодательства распорядилась имуществом, которое ей не принадлежит.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, находит его верным по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли населенных пунктов (подпункт 2); земли лесного фонда (подпункт 5).
В зависимости от принадлежности земельного участка к одной из указанных категорий земель определяется его правовой режим, в том числе, оборотоспособность, субъектный состав, содержание правомочий собственника либо иного правообладателя такого земельного участка.
В силу ст. 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Права владения, пользования и распоряжения лесными участками из состава земель лесного фонда принадлежат Российской Федерации в силу ст. 209 ГК РФ и ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ.
13
Аналогичное по сути положение закреплено и в ст. 9 Земельного кодекса РФ, согласно которой Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Согласно ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ).
В силу пп. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
На землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (ч. 2 ст. 9 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ").
Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
Как усматривается из материалов дела согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на земельный участок с категорией земель - земли лесного фонда - ведение лесного хозяйства площадью **** кв.м. с кадастровый номером (или условным) номером **** и местоположением: **** зарегистрировано за Российской Федерацией 22.10.2009. Данное право возникло в силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ и зарегистрировано как право на лесной участок, входящий в состав земель лесного фонда.
При этом в силу п. 2 ст. 17 ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего на момент постановки указанных земель лесного фонда на
14
кадастровый учет) материалы лесоустройства, так же как и материалы иных обследований и изысканий, являлись основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке. Описание земельных участков лесного фонда, на основании которого осуществлен кадастровый учет, было изготовлено по материалам лесоустройства.
В соответствии с ч. 3 ст. 68 Лесного кодекса РФ при проведении лесоустройства местоположение границ лесничества, защитных лесов и лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ).
Статья 92 Лесного кодекса РФ определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения зарегистрированы в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. При этом, план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными (ч. 6 ст. 47 ФЗ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Учитывая положения ведомственных нормативных актов (Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Рослесхоза N265) основной лесной картой является лесоустроительный планшет, составленный на геодезической и топографической основе.
Следовательно, лесным участком признается земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69, 92 Лесного кодекса РФ, то есть по результатам проведения лесоустройства.
Материалы лесоустройства, находящиеся в материалах дела, подтверждают тот факт, что спорные земельные участки расположены на
15
землях лесного фонда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции установив, что спорные земельные участки по материалам лесоустройства относятся к землям лесного фонда, и являющихся в силу закона федеральной собственностью, пришел к обоснованному выводу, что земельные участки были образованы незаконно, в связи с чем, удовлетворил требования прокурора.
В силу вышеизложенного судебная коллегия отклоняет как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не доказан факт принадлежности спорных земельных участков к категории земель "земли лесного фонда", а также, что материалы лесоустройства 1986,1998,2014 г.г. в соответствии с действующим законодательством не имеют юридической силы и носят лишь информационный характер (письмо Федерального Агентства Лесного хозяйства ФГБУ "Рослесинфорг" от 10.07.2015), и являются рабочими документами внутреннего пользования, на основании которых, после установления границ и соблюдения требований ст. 69 Лесного кодекса РФ, принимается решение уполномоченного органа об отнесении лесных участков к землям Гослефонда, и после этого они проходят согласование границ и ставятся на учет в качестве таковых.
При этом ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ, в свою очередь, в подтверждение своих возражений на иск не представлено бесспорных доказательств тому, что спорные земельные участки не находится в пределах лесного фонда, а расположен в пределах границ СНТ "Лесное".
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами ****, ****, **** являются лесным участком и находятся в федеральной собственности, оборот которого ограничен законом. Следовательно, принимая постановления N 8608 от 31.10.2013, N 7665 от 30.09.2013 о предоставлении этих участков в собственность Ялыгину В.В., Федорову В.И. администрация Сосновского муниципального района в нарушение требований действующего законодательства распорядилась имуществом, которое ей не принадлежит.
Соответственно, в силу прямого указания закона, запрещающего передачу земельных лесных участков из состава земель лесного фонда напрямую в собственность граждан, судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о признании недействительными указанных выше постановлений главы администрации Сосновского муниципального района Челябинской области.
16
В этой связи подлежит отклонению несогласие апеллянта с выводом суда о том, что оспариваемые постановления вынесены главой Сосновского района с превышением своей компетенции, как основанное на неправильном толковании норм материального права и действующее лесное законодательство, а также Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления муниципальных районов полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки
Учитывая, что изначально право собственности у Ялыгина В.В. на земельный участок с КН **** возникло в отсутствие правовых оснований, с нарушением требований законодательства, запрещающего формирование, и какое-либо отчуждение земельных участков, принадлежащих к землям государственного лесного фонда, в связи с чем, последующие действия по постановке данного земельного участка на кадастровый учет, регистрации на него права собственности и по его отчуждению в пользу Башкировой С.Ф. в силу ст. 167 ГК РФ являются незаконными.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания ничтожной сделки купли-продажи спорного земельного участка, заключенной 15.01.2014 года между Ялыгиным В.В. и Башкировой С.Ф.
Верным является и вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора, заявленных в порядке ст. 301 ГК РФ, об истребовании спорных земельных участков из незаконного владения ответчиков Башкировой С.Ф. и Федорова В.И. в собственность Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что заключение кадастрового инженера от 25.04.2016 N020 составлено не относительно спорных земельных участков, кадастровый инженер не указывает самозахват каких земель составляет **** га и в каких координатах, делает выводы, что спорные земельные участки полностью или частично расположены на земельном участке лесного фонда в квартале **** по материалам лесоустройства 1986 года, выводы основаны на
17
предположениях, не влекут отмены решения суда, так как заключение кадастрового инженера от 25.04.2016 N020 составлено в отношении земельного участка СНТ "Лесной" по определению местоположения границ данного участка согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии ****, который выдан в том, числе и на основании распоряжения Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1993 года N 2124-р об отводе земель лесного фонда **** га, и который содержит чертеж местоположения земельного участка в условной системе координат с геоданными (л.д.98-103, 190-192 т.4). При совмещении границ территории СНТ "Лесное" с местоположением спорных земельных участков ответчиков, следует о расположении их за пределами территории СНТ "Лесное", а при совмещении с материалами лесоустройства - о расположении на землях лесного фонда.
Ссылка в жалобе на то, что П.А.И. имеет квалификационный аттестат кадастрового инженера, а зарегистрирован в СРО только в конце июня 2016 года, в то время как заключения составлены 03.02.2016 и 25.04.2016, в связи с чем полагает, что данные заключения являются недопустимыми доказательствами, является несостоятельной, так как специалист П.А.И. обладает специальными познаниями для проведения кадастровых работ, имеет высшее образование по специальности "прикладная геодезия", квалификационный аттестат кадастрового инженера, а при этом, согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции действующей при проведении кадастровых работ) кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции Закона N 452-ФЗ кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Положения Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" вступают в законную силу с 01.07.2016.
Указание в жалобе на то, что суд усмотрел, что спорные участки расположены в квартале **** выдел ****, согласно пояснениям истцов спорные земельные участки находились в квартале **** выдел **** в связи с тем, что была проведена перенумерация кварталов, однако таких доказательств о перенумерации кварталов материалы дела не содержат, не влияет на выводы суда о наложении спорных земельных участков на земли государственного лесного фонда, находящиеся в государственной
18 ^
собственности, так как согласно Планшету N6 лесоустройства 1986 года Челябинского Мехлесхоза спорные земельные участки расположены в ****, а по Планшету N3 Шершневского Смолинского участкового лесничества 1998 года находятся в квартале **** выдела ****. Об изменении нумерации кварталов свидетельствуют Проект организации и ведения лесного хозяйства Шершневского лесхоза Челябинского управления лесами том 1 пояснительная записка стр. 16 абз.5, и Проект организации и ведения лесного хозяйства Челябинского лесхоза Челябинского управления лесами том 1 пояснительная записка, стр.12 абз.4, согласно которым в соответствии с Положением Правительства Российской Федерации от 05.07.1994 года N 808 и по согласованию с правительством и Комитетом по управлению имуществом Челябинской области, на основании приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 18.12.1997 N 164, приказа Челябинского управления лесами от 24.12.1997 N 319 Челябинский лесхоз был реорганизован. В связи с реорганизацией Челябинского лесхоза изменились границы лесничества и нумерация квартальной сети в Смолинском лесничестве.
Судебная коллегия не принимает во внимание довод апелляционной жалобы о то, что истцом пропущен срок исковой давности, так как ГУ лесами Челябинской области с 1994 года знало о том, что спорные земельные участки отведены СНТ "Лесное", поскольку в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, однако ответчики не заявлял о применении срока исковой давности в суде первой инстанции в отношении требований прокурора, предъявленных к Ялыгину В.В., Федорову В.И., Башкировой С.Ф., СНТ "Лесное".
То обстоятельство, что в кадастровом паспорте спорного земельного участка в качестве категории земель указано "земли сельскохозяйственного назначения", правового значения для отнесения земельного участка к названной категории не имеет, поскольку доказательств его перевода из земель лесного фонда в порядке, предусмотрено действующим законодательством, в материалы дела не представлено.
Ссылка в жалобе на то, что исковые требования истца являются неисполнимыми, так как в просительной части иска истец просит исключить спорные земельные участки из Единого государственного земельного кадастра, тогда как понятие "Единый государственный земельный кадастр" отсутствует, суд вышел за рамки заявленного требования, самостоятельно определив требования в виде снятия с кадастрового учета спорных земельных участков, несостоятельны, так как с учетом положений п. 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 года N 42,
утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" надлежащей кадастровой процедурой при применении последствий недействительности сделок будет являться снятие земельного участка с кадастрового учета.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны возражениям на заявленный иск, по сути, направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку собранных по делу доказательств, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, оценка представленным сторонами доказательствам подробно изложена в мотивировочной части решения. Нарушений норм процессуального права судебной коллегией не установлено, в связи с чем, отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 24 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Сосновского муниципального района Челябинской области -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.