Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Баркаловой Т. И.
судей Мухортовой Л. И., Харебиной Г. А.
при секретаре Власенко П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Выблова В.Г., Науменко В.С., Кулика В.Я., Кривенченко Л.И., Сосниной Н.И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об оспаривании решения органа военного управления
по апелляционным жалобам Выблова В.Г., Науменко В.С., Кулика В.Я., Кривенченко Л,И., Сосниной Н.И.
на решение Грайворонского районного суда Белгородской области от 2 июня 2016 года
Заслушав доклад судьи Мухортовой Л.И., объяснения, судебная коллегия
установила:
Административные истцы Выблов В.Г., Науменко В.С., Кулик В.Я., Кривенченко Л,И., Соснина Н.И. обратились в суд с требованием о признании незаконным решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об отказе в признании их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, а также о возложении обязанности включить указанных лиц с учетом членов их семей в список граждан - участников подпрограммы.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что проживают на территории закрытого военного городка "данные изъяты" в служебных жилых помещениях, в связи с прекращением трудовых отношений утратили связь с военным ведомством и подлежат переселению из закрытого военного городка. При этом они подпадают под категорию граждан, указанных в пп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, однако ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ отказало в признании административных истцов участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы со ссылкой на несоответствие их требованиям, предусмотренным названной выше целевой программы.
В судебном заседании административные истцы Науменко В.С., Кривенченко Л.И. и Соснина Н.И. требования поддержали.
Административные истцы Выблов В.Г. и Кулик В.Я., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель административных истцов Буковцов А.И. просил административный иск удовлетворить.
Представитель Курского отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, исковые требования не признал.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционных жалобах административных истцов ставится вопрос об отмене постановленного решения по мотиву его необоснованности и принятии нового судебного акта о полном удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, выслушав представителя административных истцов Буковцова А.И., проверив материалы дела, приходит к следующему.
Уведомлением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ от 9 марта 2016 года истцам отказано в признании участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", поскольку они не относятся к категориям лиц, имеющих право на получение жилого помещения от Минобороны РФ.
Заявляя о своем праве на обеспечение жилым помещением посредством государственного жилищного сертификата, истцы основывались на положениях подп. "б" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (в редакции от 18.02.2013) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".
Согласно этой норме право на получение государственного жилищного сертификата имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Решением суда установлено и из материалов дела следует, что на основании ордера от 16 января 1972 года N Выблову В. Г., его супруге и детям предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес" (л. д. 10).
Согласно справке командира ФКУ "Войсковая часть ***" по состоянию на 12 апреля 2016 года Выблов В. Г. зарегистрирован и проживает в данном жилом помещении, которое принадлежит МО РФ, приватизации не подлежит и приватизировано не было (л. д. 9).
Из копии трудовой книжки, пенсионного удостоверения и справки об инвалидности следует, что Выблов В. Г. с 1962 года осуществлял трудовую деятельность в войсковой части N, уволен 3 апреля 2000 года в связи с выходом на пенсию, является инвалидом *** группы бессрочно (л. д. 11, 179, 180-183).
Кулику В. Я., его супруге и детям, в соответствии с ордером N от 18 сентября 1965 года, предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес" (л. д. 33).
Согласно справке командира ФКУ "Войсковая часть ***" по состоянию на 8 апреля 2016 года Кулик В. Я. зарегистрирован и проживает в данном жилом помещении, которое принадлежит МО РФ, приватизации не подлежит и приватизировано не было (л. д. 32).
В соответствии с пенсионным удостоверением и копией трудовой книжки Кулик В. Я. был принят на работу в войсковую часть N на должность электромонтера с 27 июля 1961 года и осуществлял трудовую деятельность в войсковой части до 2011 года, пенсия назначена с 1995 года (л. д. 34, 184-187).
Из копии ордера и копии свидетельства о заключении брака следует, что квартира "адрес" была предоставлена ФИО1, его супруге Науменко В. С. и дочери ФИО2 в 1972 году (л. д. 53. 54).
Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умер *** года (л. д. 52).
Из справок командира ФКУ "Войсковая часть ***" следует, что Науменко В. С. зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении с 8 ноября 1993 года по настоящее время. Была вселена в жилое помещение на территории военного городка в качестве члена семьи работающего в войсковой части ФИО1 (л. д. 55, 56, 176).
Из пенсионного удостоверения усматривается, что сама Науменко В. С. является пенсионером с 1999 года (л. д. 61).
Согласно представленным Кривенченко Л. И. документам, ей была предоставлена двухкомнатная квартира "адрес", в которой она проживает с 22 февраля 2001 года по настоящее время с сыном и дочерью, являющейся инвалидом *** группы, что подтверждается ордером N от 1 октября 2000 года, справкой командира ФКУ "Войсковая часть ***", справкой о составе семьи, справкой об инвалидности и пенсионным удостоверением дочери, выписным эпикризом из истории болезни, карточной квартиросъемщика (л. д. 81, 82, 83, 85, 86, 87, 88).
В справке ВрИО начальника филиала N2 ФГКУ "142 Военный госпиталь" МО РФ указано, что Кривенченко Л. И. была поселена на территории военного городка "данные изъяты", так как имела связь с Министерством обороны Российской Федерации в связи с работой в военном госпитале (л. д. 177).
Из пенсионного удостоверения усматривается, что Кривенченко Л. И. назначена пенсия по старости с 23 сентября 2012 года (л. д. 89).
Как следует из ордера N от 1 октября 2004 года, Сосниной Н. И. предоставлена служебная квартира, расположенная по адресу: "адрес" (л. д. 110).
Согласно справке командира ФКУ "Войсковая часть ***", справке о составе семьи и карточке квартиросъемщика Кривенченко Н. И. зарегистрирована и проживает в данном жилом помещении с 26 октября 2004 года по настоящее время с сыном ФИО3, жилое помещение принадлежит МО РФ, приватизации не подлежит и приватизировано не было (л. д. 109, 111).
Согласно справкам о трудовой деятельности, Соснина Н. И. состояла в трудовых отношениях с войсковой частью ***, и осуществляла трудовую деятельность в качестве гражданского персонала в федеральном государственном казенном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N" Министерства обороны Российской Федерации в должности бухгалтера (л. д. 174. 175).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что административные истцы осуществляли трудовую деятельность в войсковой части ***, зарегистрированы и проживают в "данные изъяты". Жилые помещения предоставлены войсковой частью в связи с трудовыми отношениями.
Военный городок "данные изъяты" Постановлением Правительства РФ N 752-р от 1 июня 2000 года включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. Данный факт сторонами не оспаривается.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что у истцов и членов их семей отсутствуют правовые основания для признания их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, поскольку в установленном законом порядке истцы не были признаны нуждающимся в жилых помещениях, также факт их проживания в военном городке не является самостоятельным основанием для признания их участниками подпрограммы, поскольку у государства перед ними не возникло обязательств по обеспечению жилым помещением.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153 (ред. от 23 сентября 2015 года), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 года N2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось, однако как пояснил представитель войсковой части, войсковая часть ведет подготовительную работу по отселению граждан из военного городка. Проведено собрание жильцов, которые предупреждены о выселении из военного городка.
Судебной коллегией установлено, что на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации истцы относились к числу лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании апелляционной инстанции установлено на основании представленных документов: указаний заместителя командира войсковой части N, сообщения командира Федерального казенного учреждения "Войсковая часть ***", пояснений представителя войсковой части ***" ФИО4 о том, что жилищный фонд войсковой части ***, является специализированным (п.п. 2 ч. 3 ст. 19 и ч. 1 ст. 92 ЖК РФ) и Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. N752-р входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности как "данные изъяты" за N.
Действовавшим на момент предоставления заявителям квартир приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 288 (аналогичные положения содержались в приказе Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80) было установлено, что гражданский персонал Вооруженных Сил обеспечивался на период работы в воинской части только служебными жилыми помещениями. В настоящее время получение ГЖС является для заявителей, подлежащих отселению из закрытого военного городка, единственным реальным способом быть обеспеченными постоянным жилым помещением за пределами закрытого военного городка. При непризнании заявителей Науменко В.С., Кулик В.Я., Кривенченко Л.И., Сосниной Н.И. и Выблова В.Г. участниками подпрограммы ГЖС, будут приняты меры к их выселению в судебном порядке.
Они являются пенсионерами, проработали в войсковой части ***, подразделениях Министерства обороны РФ более 10 лет. Ими собраны и представлены в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации все необходимые документы для участия в программе на получение ГЖС, предусмотренные пунктом 19 Правил.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. N189-ФЗ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьёй 108 ЖК РСФСР (в пункте 9 предусмотрены пенсионеры по старости, персональные пенсионеры). Заявители не могут быть выселены из жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
Так, проживание в закрытых военных городках является самостоятельным основанием для участия граждан в указанной выше подпрограмме (подп. "б" и. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153). Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 2050, который также содержит аналогичные положения. При этом, в указанном случае отсутствуют дополнительные основания для реализации такого права, как признание нуждающимся в получении жилья и предъявления требования на выселение, достаточно изъявить желание квартиросъёмщику па участие в данной программе. Согласно п. 19 вышеназванных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в подп. "б" п. 5 Правил, вместо выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) предоставляют справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка), данная справка ими была предоставлена в отделение (территориальное, г. Курск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, отсутствие предъявления требования на выселение к ним и членам их семей не является основанием для отказа в признании участником подпрограммы категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил и решение, принятое начальником отделения (территориальное, г. Курск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Будаевой Т.В. уведомлениями об отказе в признании Выблова В.Г., Науменко В.С., Кулик В.Я., Кривенченко Л.И., Сосниной Н.И. и членов их семей участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации является незаконным.
В соответствии с ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда обстоятельствам дела, и неправильное применение норм материального права.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворения исковых требований о признании за заявителями права на переселение из закрытого военного городка, возложении обязанности на ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации по включению истцов в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, как граждан, подлежащих переселению с территории закрытого военного городка, подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении данных требований.
Руководствуясь ст. ст. 308-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Грайворонского районного суда Белгородской области от 2 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Выблова В.Г., Науменко В.С., Кулика В.Я., Кривенченко Л.И., Сосниной Н.И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об оспаривании решения органа военного управления отменить.
Признать незаконным отказ ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Выблову В.Г. с составом семьи, Науменко В.С., Кулик В.Я., Кривенченко Л.И., Сосниной Н.И. в признании их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по Министерству обороны РФ.
Обязать ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ включить указанных выше граждан с учетом их членов семей в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по Министерству обороны РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.