Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Аняновой О.П.,
судей Самыгиной С.Л., Щербаковой Ю.А.
при секретаре Фироновой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Архиповой О.А. об оспаривании Постановления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 28.04.2016 N1386
по апелляционной жалобе Архиповой О.А.
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 17.06.2016.
Заслушав доклад судьи Самыгиной С.Л., объяснения административного истца Архиповой О.А. и ее представителя Науменко О.П., поддержавших доводы жалобы, представителя административного ответчика администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Цветанова С.С., считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
23.08.2002 Щербинина О.А. (до вступления в брак - Бычкова) принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 1 человек.
На основании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 25.04.2007 Щербинина О.А. признана нуждающейся в жилом помещении в составе семьи из 3-х человек: Щербинина О.А., ее супруг Щ.А.Н. и дочь Щ.Е.А.
18.04.2008 между ОАО Сбербанк России" и Щербининой О.А., Щ.А.Н., Щ.Н.В. и Б.Т.И. заключен ипотечный кредит по программе "Молодая семья", по условиям которого созаемщикам предоставлен кредит в сумме *** руб. под ***% годовых на приобретение квартиры "адрес"
12.05.2008 зарегистрировано право общей долевой собственности Щербининой О.А., ее супруга Щ.А.Н. и дочери Щ.Е.А. на названную ранее квартиру общей площадью 44,34 кв.м, приобретенную на основании договора купли-продажи от 18.04.2008, по 1/3 доли за каждым.
В связи с расторжением брака между супругами 19.11.2008 и подачей заявления Щербининой О.А. от 20.04.2009 решением комиссии по жилищным вопросам от 14.05.2009 состав семьи был изменен на 2 человека.
Постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 24.06.2009 N2990 Щербинина О.А. в составе семьи из 2-х человек снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации (в связи с подачей заявления о снятии с учета).
На основании Постановления главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 28.12.2011 N5694 "О включении в состав участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Старооскольского городского округа" на 2011-2015 Щербинина О.А. в составе семьи из 2-х человек включена в состав участников данной долгосрочной целевой программы на предоставление социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011.
18.04.2016 семья Щербининой О.А., включенная в список претендентов на получение свидетельства для получения социальной выплаты в 2016 году составом семьи из 2-х человек (Щербинина О.А. и ее дочь Щ.Е.А.), была уведомлена о необходимости предоставления документов, подтверждающих соответствующее право.
Из предоставленного пакета документов следовало, что состав семьи Щербининой О.А. изменился: 29.08.2014 она заключила брак с А.С.В. (ей присвоена фамилия Архипова), 17.03.2016 у супругов родилась дочь А.М.С.
При этом ранее Архипова О.А. сведений об изменении состава ее семьи в уполномоченный орган не предоставляла.
Постановлением администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 28.04.2016 N1386 семье Архиповой О.А. отказано в выдаче свидетельства для получения социальной выплаты ввиду несоответствия жилого помещения, приобретенного с помощью заемных средств, требованиям пункта 64 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской обл. от 10.11.2014 N410-пп (далее - Порядок); семья Архиповой О.А., состоящая из 2-х человек (Архипова О.А. и ее дочь Щ.Е.А.) исключена из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в связи с несоответствием молодой семьи условиям, указанным в пункте 6 Порядка.
20.05.2016 Архипова О.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать Постановление администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 28.04.2016 N1386 незаконным и отменить его; обязать администрацию Старооскольского городского округа выдать ей свидетельство на получение социальной выплаты на состав семьи из 2-х человек: Архиповой О.А. и Щ.Е.А.
Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 17.06.2016 в удовлетворении административного иска было отказано.
В апелляционной жалобе Архипова О.А. просит отменить судебный акт как постановленный при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Администрацией Старооскольского городского округа относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлены письменные возражения.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления в соответствии со статьей 308 КАС Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия признает отсутствие правовых оснований для отмены по существу правильного решения суда.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое Постановление принято администрацией Старооскольского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Указанный вывод суда мотивирован, основан на законе и обстоятельствах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Являются неубедительными доводы Архиповой О.А. о том, что она никогда не являлась участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, из которой ее семья была исключена, поскольку была включена в число участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Старооскольского городского округа" на 2011-2015 годы. В связи с чем ее семья из 2-х человек, включенная в список претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году, и приобретенное жилье должны отвечать требованиям, которые были предусмотрены программой Старооскольского городского округа на 2011-2015.
Действительно, как следует из материалов дела, семья Архиповой О.А. в составе из двух человек (она и ее дочь Щ.Е.А.) была участником долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Старооскольского городского округа" на 2011-2015 годы.
Названная программа была утверждена во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050, утвердившего федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы", а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
В 2015 году федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области" на 2011-2015 годы и, как следствие, долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей Старооскольского городского округа" на 2011-2015 годы прекратили свое действие.
В настоящее время действует подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015- 2020 годы (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 N889).
Вопреки мнению апеллянта, ее семья не могла быть включена органом местного самоуправления в списки претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году на условиях прекратившей свое действие программы "Обеспечение жильем молодых семей Старооскольского городского округа" на 2011-2015 годы.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению законодательство, действующее на момент рассмотрения уполномоченным органом вопроса о предоставлении семье Архиповой О.А. соответствующей социальной выплаты.
Суд первой инстанции правильно применил положения утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, которые действуют с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 N889 (далее - Правила).
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотрело и специальные условия для получения выплаты.
В частности, условие о соответствии молодой семьи (в составе по состоянию на дату рассмотрения вопроса о предоставлении выплаты) всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе критерию нуждаемости в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, предусматривающим учет суммарного размера общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи, а также условие о соответствии приобретаемого за счет социальной выплаты жилого помещения установленным требованиям, в том числе к его общей площади (абзац 3 пункта 38 Правил в редакции, действующей после принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 25.08.2015 N889).
Таким образом, возможность приобретения семьей Архиповой О.А. субъективного права на получение социальной выплаты в 2016 году, в том числе в период неправомерного исключения ее семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в текущем году, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и другими обстоятельствами.
Такое регулирование, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определения от 29.03.2016 N699-О, от 26.05.2016 N1047-О).
Судом первой инстанции правильно установлено, что семья Архиповой О.А. в составе из 4-х человек не является нуждающейся в жилом помещении, поскольку на каждого члена семьи приходится по 24,14 кв.м общей площади всех жилых помещений, находящихся в их пользовании и собственности.
Архипова О.А. и ее дочери Щ.Е.А. и А.М.С. зарегистрированы в квартире N общей площадью 44,34 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", собственниками которой в равных долях по 1/3 доли каждый являются Архипова О.А., ее дочь Щ.Е.А. и бывший супруг Щ.А.Н.
Супруг А.С.В. зарегистрирован в квартире N общей площади 61,63 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", где ? доли принадлежит ему. Он также является собственником квартиры N общей площадью 36,2 кв.м, расположенной по адресу: "адрес"
Таким образом, уровень обеспеченности семьи Архиповой О.А. общей площадью жилого помещения осуществлен административным ответчиком правильно, с учетом требований подпункта "б" пункта 6 Правил, а также пункта 6 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской области от 10.11.2014 N410-пп в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - Порядок).
Вывод в оспариваемом Постановлении администрации Старооскольского городского округа о несоответствии приобретенного семьей Архиповой О.А. жилого помещения требованиям к его общей площади для получения социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредиту от 18.04.2008 основан на положениях абзаца 3 пункта 38 Правил, пункта 64 Порядка, предусматривающими, что общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома.
Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 07.04.2011 N560 учетная норма площади жилого помещения в Старооскольском городском округе установлена в размере 14 кв.м общей площади жилого помещения, приходящейся на 1 человека.
Общая площадь приобретенной квартиры N расположенной по адресу: "адрес" составляет 44,34 кв.м, в то время как на состав семьи из 4-х человек она должна быть не менее 56 кв.м.
Администрация Старооскольского городского округа как орган местного самоуправления, которому пунктом 33 Правил делегированы полномочия по организации работы по проверке сведений, содержащихся в документах, предоставляемых молодыми семьями - претендентами на получение социальных выплат, был уполномочен принимать оспариваемое решение об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Пункт 27 Правил предусматривает, что порядок исключения из списка молодых семей - участников подпрограммы устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 28 упомянутого ранее Порядка решение об исключении молодой семьи из числа нуждающихся в жилых помещениях принимается органом местного самоуправления, принявшим решение о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия решения об исключении молодой семьи из числа нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, Администрация Старооскольского городского округа, принимая решение об исключении семьи Архиповой О.А. из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, действовала в пределах предоставленных ей полномочий.
Решение является постановленным в соответствии с нормами процессуального права; обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно; выводы суда, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела; материальный закон, регулирующий спорное правоотношение, понят и истолкован судом верно, вследствие чего судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отказе в удовлетворении заявления Архиповой О.А.
Изложенные в жалобе доводы не опровергают выводы суда, поскольку направлены на иную оценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и основаны на неверном истолковании действующего законодательства.
Оснований, которые в соответствии со статьей 310 КАС Российской Федерации могут повлечь отмену решения суда, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 309, статьей 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 17.06.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архиповой О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.