08 июля 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Шубиной И.И.
судей Мареевой Е.Ю., Новиковой Е.А.,
при секретаре Сусловой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Новиковой Е.А. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента городского имущества г.Москвы на решение Гагаринского районного суда города Москвы от *******года, которым постановлено:
Обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с ******* Р.В., ******* Е.Н. и членами его семьи договор социального найма жилого помещения в виде отдельной комнаты N ******* в квартире N *******по адресу: *******, с правом последующей приватизации.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с ******* Е.П. и ******* А.С. договор социального найма жилого помещения в виде отдельной комнаты N******* в квартире N ******* по адресу: *******, с правом последующей приватизации.
установила
Истец ******* Р.В. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества г.Москвы об обязании ответчика заключить с ней и ее сыном ******* Е.Н. договор социального найма на комнату N*******, площадью *******кв.м., расположенную в квартире N ******* по адресу: *******, ссылаясь на то, что она проживает в данной комнате с ******* года, была вселена на основании ордера вместе с сыном. В данной комнате зарегистрированы и проживают также ее внуки ******* А. ******* года рождения, ******* А. ******* года рождения, ******* К. и ******* Т. ******* года рождения. В настоящее время спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность. С целью реализации своего права на приватизацию занимаемого жилого помещения истец обращалась в Департамент городского имущества г.Москвы, в приватизации ей было отказано, поскольку спорная комната числится как служебное помещение, однако фактически статус служебного помещения утрачен и она не может быть выделена под служебное жилое помещение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений". Другим жильцом той же квартиры приватизирована занимаемая им комната.
Истец ******* Е.П. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества г.Москвы об обязании заключить с ней и сыном ******* А.С. договор социального найма на комнату N*******, площадью ******* кв.м., расположенную в квартире N ******* по адресу: *******, ссылаясь на то, что в ******* году на основании ордера она была вселена в спорную комнату вместе с сыном, с которым постоянно проживает в данной комнате и несет бремя ее содержания. В настоящее время спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность. С целью реализации своего права на приватизацию занимаемого жилого помещения истец обращалась в Департамент городского имущества г.Москвы, в приватизации ей было отказано, поскольку спорная комната числится как служебное помещение, однако фактически статус служебного помещения утрачен и она не может быть выделена под служебное жилое помещение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений". Другим жильцом той же квартиры приватизирована занимаемая им комната.
Определением суда от ******* года гражданские дела объединены в одно производство.
Представитель истцов ******* Р.В., ******* Е.П. по доверенности ******* Л.А. в судебном заседании в суде первой инстанции исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представил в материалы дела письменные возражения на иски, в которых ссылается на то, что при передаче жилого фонда в муниципальную собственность статус спорных жилых помещений не изменился, оснований для заключения с истцами договоров социального найма на занимаемые ими жилые помещения, в соответствии с Положением о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 г. N711-ПП, не имеется, ввиду отсутствия у истцов 10-летнего стажа работы в организации, предоставившей жилое помещение.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик Департамент городского имущества г.Москвы, в лице представителя по доверенности ******* С.В., по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Представитель истцов ******* Р.В., ******* Е.П. по доверенности ******* Л.А. в заседании судебной коллегии с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истцов ******* Р.В., ******* Е.П. по доверенности ******* Л.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения, в силу следующего.
Из материалов дела следует, что на основании решения Октябрьского районного совета народных депутатов г. Москвы от ******* года ******* Р.В., работающей в Октябрьском производственном жилищно-ремонтном объединении на семью из двух человек (она, сын ******* Е.Н.) выдан ордер на право занятия служебной жилой площади - комнаты площадью ******* кв.м., расположенной в коммунальной квартире N ******* по адресу: г. ******* (л.д.*).
Согласно справке ГБУ МФЦ гор. Москвы района Гагаринский от ******* года ордер был утерян в связи с реорганизацией предприятия (л.д.*).
В настоящее время в спорной комнате зарегистрированы и проживают - ******* Р.В., сын ******* Р.В. - ******* Е.Н., внуки ******* Р.В. - ******* А.Е., ******* А.Е., ******* К.Е., ******* Т.Е. (л.д. *******).
Согласно ответу Департамента городского имущества г.Москвы на запрос суда, спорная комната N *******, площадью ******* кв.м.), отнесена к собственности г. Москвы (л.д. *******).
На основании решения Октябрьского районного совета народных депутатов г.Москвы от ******* года N ******* ******* Е.П., работающей с ******* года дворником *******, на семью из двух человек (она, сын ******* А.С.) предоставлена комната N ******* площадью ******* кв.м., расположенная в коммунальной квартире N ******* по адресу: *******, являющаяся служебным жилым фондом Октябрьского производственного ремонтного объединения Исполкома Октябрьского Районного Совета народных депутатов г.Москвы, (л.д. *******).
Согласно справке ГБУ МФЦ г.Москвы района Гагаринский от *******, ордер был утерян в связи с реорганизацией предприятия (л.д. *******).
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст.5, ст.6 ЖК РСФСР (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) спорные служебные жилые помещения относились к государственному жилищному фонду.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 ЖК РСФСР).
К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100 настоящего Кодекса (ст.106 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст. 54 ЖК РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Согласно ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Верховный Суд РФ, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года, разъяснил, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Из изложенного следует, что служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Постановление Правительства Москвы N 711-ПП от 05 августа 2008 года "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" принято в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и в целях урегулирования правоотношений по дальнейшему использованию жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или служебному ордеру, регулирует отношения только в отношении жилых помещений, принадлежащих на момент предоставления субъекту Российской Федерации - городу Москве и применяется по отношению к жилым помещениям, находящимися в собственности города Москвы, но не на момент возникновения спорных отношений, а на момент предоставления жилого помещения как служебного или в субаренду от субъекта РФ - города Москвы.
Поскольку на момент предоставления спорных жилых помещений они относились к государственному жилищному фонду и не являлись собственностью города Москвы, к спорным правоотношениям не применимы положения постановления Правительства Москвы N 711-ПП, на которые ссылался ответчик в своем отказе, об отсутствии у истцов 10-летнего стажа работы в организациях, финансируемых за счет бюджета г.Москвы, необходимого для заключения договоров социального найма.
Суд обосновано пришел к выводу о том, что истцы занимают спорное жилое помещение на законных основаниях, это право возникло у них до введения в действие Жилищного кодекса РФ и возложил на Департамент городского имущества города Москвы обязанность по заключению с ******* Р.В., с учетом членов ее семьи, договора социального найма жилого помещения в отношении комнаты N ******* в квартире N******* по адресу: *******, а с ******* Е.П., с учетом члена ее семьи - в отношении комнаты N******* в квартире N ******* по адресу: *******, с правом последующей приватизации, поскольку на момент предоставления спорной жилой площади истцам, она являлась не муниципальной, а государственной собственностью, жилые помещения предоставлялись истцам в связи с трудовыми отношениями в Октябрьском производственном ремонтном объединении Исполкома Октябрьского Районного Совета народных депутатов г.Москвы, истцы длительное время живут и пользуются спорной жилой площадью, зарегистрированы по месту жительства, оплачивают жилищно-коммунальные услуги.
При вышеизложенном, ошибочный вывод суда о возникновении у истцов права на заключение с ними договора социального найма в соответствии с п.п. 4 п. 3 Положения "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору аренды, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру", как с работниками, отработавшими в указанных выше организациях более 10 лет, не является основанием для отмены правильного по существу решения.
В соответствии с ч.6 ст.330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований, в соответствии со ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда не содержат, направлены на переоценку выводов суда, повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, при этом не содержат данных, которые имели бы существенное значение для разрешения спора или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила
Решение Гагаринского районного суда города Москвы от ******* года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.