Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Грицких Е.А.,
Судей Карпушкиной Е.И., Бузуновой Г.Н.,
при секретаре Румянцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бузуновой Г.Н.,
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" - Бахаевой Н.В. на решение Таганского районного суда города Москвы от 09 февраля 2016 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в виде неорганизации охраны органами внутренних дел Российской Федерации помещений для хранения оружия, расположенных в зданиях по адресам: _
Обязать ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать охрану органами внутренних дел Российской Федерации помещений для хранения оружия Санкт-Петербургского отряда ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации, расположенных в зданиях по адресам: _.
установила:
Санкт-Петербургский транспортный прокурор, действующий в интересах РФ, обратился в суд с иском к ФГП ВО ЖДТ России о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий и просил суд признать незаконным бездействие ФГП ВО ЖДТ России в виде не организации охраны органами внутренних дел РФ помещений хранения оружия, расположенных в зданиях по адресам: _.; обязать ФГП ВО ЖДТ России организовать охрану органами внутренних дел Российской Федерации помещений для хранения оружия Санкт-Петербургского отряда ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ, расположенных в зданиях по адресам: _.
В обоснование иска истец указал на то, что Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой проведена проверка информации начальника УМВД по Невскому району г. Санкт-Петербурга о неисполнении Санкт-Петербургским отрядом ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации, осуществляющего свою деятельность на полигоне Октябрьской железной дороги - филиале ОАО "РЖД" требований законодательства, регламентирующего порядок хранения оружия на объектах, подлежащих обязательной охране полицией.
В соответствии с п. 1.4 Устава ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", данное предприятие находится в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1753-р и является ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта в соответствии с Положением о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 года N 540.
ФГУП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" относится к юридическим лицам с особыми уставными задачами и подпадает под требование п. 7 Распоряжения Правительства от 02 ноября 2009 года N _.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что в оружейной комнате стрелково-пожарной команды Отряда на ст. _., г. Санкт-Петербург хранение вооружения (пистолеты Макаров 9 мм - 108 ед., автомат Калашникова модернизированный - 08), в оружейной комнате стрелково-пожарной команды Отряда СК-10 на ул. _. хранение оружия (пистолеты Макаров 9 мм - 7 ед., автоматы Калашникова - _) осуществляется в нарушение п. 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации с учетом положения п. 7 Распоряжения Правительства от 02 ноября 2009 года N _., а именно комнаты хранения оружия органами внутренних дел не охраняется.
Представитель истца по доверенности помощник Московско-Курского транспортного прокурора Гридунов И.Н. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ФГП ВО ЖДТ России по доверенности Бахаева Н.В. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, возражала против удовлетворения иска в полном объеме по доводам письменного отзыва.
Представитель третьего лица Главное управление вневедомственной охраны в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте слушания дела извещен.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" - Бахаева Н.В. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции явились представитель ответчика Бахаева Н.В., которая подержала доводы апелляционной жалобы, представитель истца Санкт - Петербургского транспортного прокурора - Родькина С.И. и представитель третьего лица Главного управления вневедомственной охраны Щипалкин А.В., которые возражали против доводов апелляционной жалобы.
Выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой в сентябре 2015 года проведена проверка информации начальника УМВД по Невскому району г. Санкт-Петербурга о неисполнении Санкт-Петербургским отрядом ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации, осуществляющего свою деятельность на полигоне Октябрьской железной дороги - филиале ОАО "РЖД", требований законодательства, регламентирующего порядок хранения оружия на объектах, подлежащих обязательной охране полицией.
В ходе проверки установлено, что 13.07.2015 года в адрес Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" поступило уведомление от 01.07.2015 N _. о расторжении договора на осуществление охраны оружейных комнат стрелковых команд Санкт-Петербургского отряда ведомственной охраны - филиала ФГП ВО ЖДТ России на Октябрьской железной дороге, расположенных в зданиях по адресам: _.
Из письма начальника Санкт-Петербургского отряда N _. от 11.08.2015 года о причинах расторжения договора следует, что в соответствии с пунктом 169.6 "Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия, и патронов к нему на территории Российской Федерации", утвержденной приказом МВД России N _. от 12.04.99 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814" Охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны, и как следствие, и.о. начальника Санкт-Петербургского отряда ведомственной охраны - филиала ФГП ВО ЖДТ России на Октябрьской железной дороге считает нецелесообразным оборудовать комнаты хранения оружия техническими средствами наблюдения с выводом на пульты централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны полиции, так как предприятие обеспечивает надлежащую сохранность служебного оружия и боеприпасов.
На момент проверки в оружейной комнате стрелково-пожарной команды Отряда на _, осуществляется хранение следующего вооружения: пистолетов Макарова 9 мм - 108 ед., Автомат Калашникова модернизированный - 08. В оружейной комнате стрелково-пожарной команды Отряда СК-10 на ул. _.. осуществляется хранение пистолетов Макарова 9 мм - 7 ед., Автоматов Калашникова - 19, что является нарушением п. 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации с учетом положения п. 7 Распоряжения Правительства от 02.11.2009 N _.р, а именно вышеуказанные комнаты хранения оружия органами внутренних дел не охраняются.
В целях устранения выявленных нарушений заместителем Санкт-Петербургского транспортного прокурора в адрес начальника Санкт-Петербургского отряда ведомственной охраны - филиала ФГП ВО ЖДТ России на Октябрьской железной дороге 07.09.2015 внесено представление N _. об устранении нарушений законодательства в рассматриваемой сфере.
Согласно ответа на данное представление от 28.10.2015 N _. требования прокурора не удовлетворены, договор на осуществление охраны вышеуказанных оружейных комнат органами внутренних дел Российской Федерации не заключен.
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" основано в соответствии с Распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30 января 2003 года N _. "О совершенствовании структуры управления ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации".
Предприятие ответчика создано в целях удовлетворения потребностей юридических и физических лиц, эксплуатирующих объекты транспортной инфраструктуры независимо от того, находятся они в их собственности или используются на ином законном основании, в охране перевозимых грузов, объектов железнодорожного транспорта подвижного состава, а также осуществления деятельности по предупреждению и тушению пожаров на объектах, в грузовом и пассажирском подвижном составе и железнодорожном транспорте Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ "Об оружии", гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 58 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 N 814, требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел РФ.
Согласно п. 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814", комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
В соответствии с п. 7 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 02 ноября 2009 года N _., обязательной охране полицией подлежат комнаты хранения оружия органов и организаций МВД России, юридических лиц с особыми уставными задачами.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", на полицию возлагается обязанность на договорной основе охранять имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.
Статьи 22, 28 Федерального закона РФ от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288, Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", Распоряжение Правительства РФ от 02 ноября 2009 года N 1629-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации", предписывают, что комнаты хранения оружия должны быть оборудованы средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание то, что указанные требования к хранению оружия и боеприпасов ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" не выполнены, а подключение охранно-пожарной сигнализация комнаты хранения оружия на объекте на пульт собственного подразделения, не создает условий, обеспечивающих сохранность оружия и безопасность хранения, исключающих доступ к нему посторонних лиц, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, пришел к правильному выводу о том, что необеспечение охраны органами внутренних дел помещений для хранения оружия, расположенных в зданиях по адресам: г_., является незаконным, в связи с чем, правомерно удовлетворил исковые требования.
Оснований для иного вывода не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не принимаются, поскольку из смысла ст. ст. 22 и 28 ФЗ "Об оружии", п. 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814), Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288), п. 10 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 N 587, п. 7 Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утв. распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р следует, что служебное оружие и патроны к нему должны храниться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в специально оборудованных для этих целей изолированных помещениях, оснащенных техническими средствами охраны. При этом комнаты хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами должны быть оборудованы средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено возможности осуществления охраны комнат по хранению оружия собственными силами и средствами юридических лиц, получивших разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", исполнение требований решения суда не представляется возможным, судебная коллегия отклоняет, поскольку на правильность выводов суда они не влияют. Указанный Федеральный закон, на который ссылается ответчик в жалобе, принят после состоявшегося обжалуемого решения суда.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичны доводам возражений на исковое заявление, которые были рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, исходя из установленных судом обстоятельств и требований закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Таганского районного суда города Москвы от 09 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" - Бахаевой Н.В.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.