Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Грицких Е.А.,
Судей Карпушкиной Е.И., Бузуновой Г.Н.,
при секретаре Румянцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бузуновой Г.Н.,
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" - Бахаевой Н.В. на решение Таганского районного суда города Москвы от 04 сентября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в виде неорганизации охраны органами внутренних дел помещения для хранения оружия - склада-гаража, расположенного по адресу_. Ярославского отряда филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации на Северной железной дороге".
Обязать Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать охрану помещения для хранения оружия - склада-гаража, расположенного по адресу: _., Ярославского отряда филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации на Северной железной дороге",
установила:
Ярославский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФГП "Ведомственная охрана транспорта Российской Федерации" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по организации охраны помещений для хранения оружия, указывая в обосновании иска, что Ярославской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению начальника ФГКУ УВО УМВД России по Ярославской области о нарушении стрелковой командой по охране базы N _ (_.) Ярославского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге требований законодательства об оружии, в ходе которой выявлены нарушения законодательства.
В соответствии с п. 1.4 Устава ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" данное предприятие находится в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N _. и является ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта в соответствии с Положением о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 года N 540.
ФГУП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" относится к юридическим лицам с особыми уставными задачами и подпадает под требование п. 7 Распоряжения Правительства от 02 ноября 2009 года N _
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что стрелковой командой по охране базы N _, расположенной по адресу: _., Ярославского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге хранение оружия (7,62 мм. пистолеты обр. 1033 г. ТТ - 6 единиц, 7,62 мм. автомата АКМ - 8 единиц, 7,62 мм. автоматы АКМС - 6 единиц) осуществляется в нарушение п. 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации с учетом положения п. 7 Распоряжения Правительства от 02 ноября 2009 года N _., а именно комната хранения оружия органами внутренних дел не охраняется.
Охранно-пожарная сигнализация комнаты хранения оружия стрелковой команды подключена лишь на пульт собственного подразделения.
На основании изложенного, истец просил суд признать незаконным бездействие ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в виде не организации охраны органами внутренних дел помещения для хранения оружия стрелковой команды по охране базы N _ расположенной по адресу: _. Ярославского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге; обязать ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать охрану помещения для хранения оружия стрелковой команды по охране базы N _, расположенной по адресу: _. Ярославского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге.
Истец Ярославский транспортный прокурор в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" по доверенности Бахаева Н.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" - Бахаева Н.В. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции явились представитель ответчика Бахаева Н.В., которая поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель истца Ярославского транспортного прокурора - Артамонова О.Н., которая возражала против доводов апелляционной жалобы.
Выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Ярославской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению начальника ФГКУ УВО УМВД России по Ярославской области о нарушении стрелковой командой по охране базы N _ (_.) Ярославского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге требований законодательства об оружии.
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" основано в соответствии с Распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30 января 2003 года N 109р "О совершенствовании структуры управления ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации".
Предприятие ответчика создано в целях удовлетворения потребностей юридических и физических лиц, эксплуатирующих объекты транспортной инфраструктуры независимо от того, находятся они в их собственности или используются на ином законном основании, в охране перевозимых грузов, объектов железнодорожного транспорта подвижного состава, а также осуществления деятельности по предупреждению и тушению пожаров на объектах, в грузовом и пассажирском подвижном составе и железнодорожном транспорте Российской Федерации.
В обоснование своих требований Ярославский транспортный прокурор указал, что необеспечение ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" охраны органами внутренних дел помещения для хранения оружия является незаконным, поскольку стрелковой командой по охране базы N _, расположенной по адресу: _., Ярославского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге хранение оружия (7,62 мм. пистолеты обр. 1033 г. ТТ - 6 единиц, 7,62 мм. автомата АКМ - 8 единиц, 7,62 мм. автоматы АКМС - 6 единиц) осуществляется в нарушение п. 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации с учетом положения п. 7 Распоряжения Правительства от 02 ноября 2009 года N _., а именно комната хранения оружия органами внутренних дел не охраняется. Охранно-пожарная сигнализация комнаты хранения оружия стрелковой команды подключена лишь на пульт собственного подразделения.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ "Об оружии", гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 58 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 N 814, требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел РФ.
Согласно п. 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814", комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
В соответствии с п. 7 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 02 ноября 2009 года N _., обязательной охране полицией подлежат комнаты хранения оружия органов и организаций МВД России, юридических лиц с особыми уставными задачами.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", на полицию возлагается обязанность на договорной основе охранять имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.
Статьи 22, 28 Федерального закона РФ от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288, Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", Распоряжение Правительства РФ от 02 ноября 2009 года N 1629-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации", предписывают, что комнаты хранения оружия должны быть оборудованы средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание то, что указанные требования к хранению оружия и боеприпасов ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" не выполнены, а подключение охранно-пожарной сигнализация комнаты хранения оружия на объекте на пульт собственного подразделения, не создает условий, обеспечивающих сохранность оружия и безопасность хранения, исключающих доступ к нему посторонних лиц, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, пришел к правильному выводу о том, что необеспечение охраны органами внутренних дел помещения для хранения оружия стрелковой команды по охране базы N _., расположенной по адресу: _., Ярославского отряда филиала ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации на Северной железной дороге", является незаконным, в связи с чем, правомерно удовлетворил исковые требования.
Оснований для иного вывода не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не принимаются, поскольку из смысла ст. ст. 22 и 28 ФЗ "Об оружии", п. 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814), Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288), п. 10 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 N 587, п. 7 Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утв. распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 N _ следует, что служебное оружие и патроны к нему должны храниться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в специально оборудованных для этих целей изолированных помещениях, оснащенных техническими средствами охраны. При этом комнаты хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами должны быть оборудованы средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено возможности осуществления охраны комнат по хранению оружия собственными силами и средствами юридических лиц, получивших разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичны доводам возражений на исковое заявление, которые были рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, исходя из установленных судом обстоятельств и требований закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", исполнение требований решения суда не представляется возможным, судебная коллегия отклоняет, поскольку на правильность выводов суда они не влияют. Указанный Федеральный закон, на который ссылается ответчик в жалобе, принят после состоявшегося обжалуемого решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в тексте решения суда указано помещение для хранения оружия - склад - гараж, между тем в _ у ответчика склада - гаража не имеется, судебная коллегия отклоняет, поскольку они свидетельствуют лишь о наличии описок в решении суда, не влияющих на правильность выводов суда, и подлежат устранению в порядке ст. 200 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Таганского районного суда города Москвы от 04 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" - Бахаевой Н.В.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.