08 августа 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В., Рачиной К.А.,
при секретаре Филатовой Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Лукьянова В.В. на решение Тверского районного суда города Москвы от 07 апреля 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Лукьянова В.В. к Правительству Москвы об оспаривании отказа в приеме на государственную службу отказать,
установила:
Лукьянов В.В. 24.02.2015 обратился в суд с иском к Правительству Москвы об оспаривании бездействия управления государственной службы и кадров ответчика, выразившегося в необоснованном отказе в принятии на государственную службу, в результате чего нарушено конституционное право истца на равный доступ к государственной службе.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск.
07.04.2015 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Лукьянов В.В. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии истец Лукьянов В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал; ответчик Правительство Москвы в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом (л.д. 96).
Выслушав истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы от *** N *** Лукьянов В.В., *** года рождения, включен в кадровый резерв Аппарата Мэра и Правительства Москвы в главную группу должностей государственной гражданской службы города Москвы на основании протокола заседания Конкурсной комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы города Москвы.
Лукьянов В.В. неоднократно обращался в Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы, к Мэру Москвы по вопросу его принятия на государственную гражданскую службу и реализации приказа о кадровом резерве; в ответах истцу сообщалось о том, что замещение вакантных должностей по соответствующему профилю, категории и группе должностей гражданской службы не планируется, а также разъяснялось право поиска работы в организациях бюджетной сферы.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств и представленных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе города Москвы, утвержденного Указом Мэра Москвы от 28.08.2012 N 55-УМ, на основании ст. 56 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку прием на государственную службу и заключение служебного контракта является исключительной компетенцией представителя нанимателя, осуществляющего полномочия нанимателя от имени субъекта Российской Федерации, который в целях эффективной деятельности и рационального управления самостоятельно принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение государственных гражданских служащих) и заключает служебные контракты с конкретным лицом, состоящем в кадровом резерве с учетом его квалификационных, профессиональных и личностных качеств, а действующее законодательство не содержит норм, обязывающих государство обеспечить занятие гражданином конкретной должности, равно как заполнять вакантные должности немедленно по мере их возникновения.
Указанные выводы основаны на правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации.
Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 07.07.2016 N 1416-О указано, что в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основной целью создания кадровых резервов в системе государственной службы является поиск и подбор наиболее достойных и квалифицированных специалистов для замещения должностей государственной гражданской службы. По смыслу указанных законоположений, формирование кадровых резервов направлено на обеспечение реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и повышение эффективности функционирования государственного аппарата. Кадровый резерв федерального государственного органа формируется как из граждан, изъявивших желание поступить на государственную гражданскую службу, по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа либо конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, так и из государственных гражданских служащих. Данное правовое регулирование, предусматривая в исключение из общего правила о замещении должности государственной гражданской службы по результатам конкурса особый порядок назначения на должность государственной гражданской службы лиц, состоящих в кадровом резерве, не означает возникновение права на замещение конкретной вакантной должности у включенного в кадровый резерв федерального государственного органа лица, поскольку такие правовые последствия включения в кадровый резерв Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусмотрены. Гарантированные Конституцией РФ право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе не предполагают обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности.
Доводы истца о нарушении ответчиком требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не влекут отмену судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца с учетом правоотношений сторон, регулируемых Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства РФ, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено; доводы апелляционной жалобы Лукьянова В.В. не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тверского районного суда города Москвы от 07 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лукьянова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.