10 августа 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю.
и судей Климовой С.В., Дегтеревой О.В.,
при секретаре Клименко И.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Осадчего Ю.И. на решение Басманного районного суда города Москвы от 24 февраля 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Осадчего Ю.И. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании права на получение социальной карты в городе Москве отказать,
установила:
Осадчий Ю.И. 16.10.2015 обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - ДТСЗН г. Москвы), в котором просил установить факт его места жительства на территории г. Москвы с 30.09.2012 и признать право на получение социальной карты города Москвы, мотивируя обращение тем, что в течение длительного времени проживает в городе Москве, однако в силу объективных причин не имеет регистрации по месту жительства в городе Москве, неоднократно обращался к ответчику и в его территориальные подразделения по вопросу получения социальной карты в городе Москве, в чем ему было отказано именно ввиду отсутствия соответствующей регистрации, что истец полагает незаконным, нарушающим его права.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представитель ДТСЗН г. Москвы в судебном заседании против удовлетворения требований возражала.
Третье лицо ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица определением от 27.01.2016 (л.д. 41), в судебное заседание не явилось.
24.02.2016 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Осадчий Ю.И. по доводам своей апелляционной жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Осадчего Ю.И., поддержавшего жалобу, представителя ответчика ДТСЗН г. Москвы по доверенности Пантелеева А.В., возражавшего против ее удовлетворения, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Осадчий Ю.И., *** года рождения, уроженец г. ***, гражданин Российской Федерации, не зарегистрированный по месту жительства и месту пребывания в городе Москве (и на территории Российской Федерации), является инвалидом *** группы и с *** получает пенсию по инвалидности и единовременную денежную выплату (ЕДВ), которые производятся ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области; также в исковом заявлении истец указывает о получении им в УСЗН района Измайлово города Москвы, где он состоит на учете, региональной социальной доплаты к пенсии.
Из приложенного к исковому заявлению ответа УСЗН района Измайлово города Москвы от 04.03.2015 следует, что Осадчий Ю.И. обратился в указанный территориальный орган защиты населения с заявлением об оформлении социальной карты москвича для реализации бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте, в чем ему было отказано ввиду того, что с 01.01.2005 на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ натуральные льготы для инвалидов, в том числе по проезду городским пассажирским наземным транспортом, заменены ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), а оснований для предоставления истцу дополнительных мер социальной поддержки, установленных в городе Москве для отдельных категорий граждан на основании Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" в виде бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте в городе Москве, не имеется ввиду того, что он жителем Москвы не является.
Постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве", которое принято в целях совершенствования предоставления в городе Москве государственных и иных услуг с использованием социальных карт утвержден Порядок выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве, Порядок участия банков в выпуске социальной карты, размещения и обслуживания банками расчетного приложения на социальной карте и Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты.
В соответствии с п. 1.2. Порядка выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве (далее - Порядок), социальная карта - материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о держателе социальной карты и обеспечивающий доступ к информации, используемой для подтверждения права держателя социальной карты на получение мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и льгот (при наличии информации о держателе социальной карты в Едином реестре социальных льготников), а также для предоставления услуг держателям социальных карт.
Получателем социальных льгот является гражданин, имеющий право на получение мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и социальных льгот, указанных в пунктах 1.7.3-1.7.7 настоящего Порядка (п. 1.3.6 Порядка), держателем социальной карты - гражданин, являющийся получателем социальных льгот, имеющий место жительства в городе Москве, а также обучающийся на территории города Москвы по очной форме обучения в имеющей государственную аккредитацию образовательной деятельности государственной, муниципальной образовательной организации или частной образовательной организации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, в государственной или частной профессиональной образовательной организации, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее - образовательные организации высшего образования), независимо от места жительства, сведения о котором включены в Единый реестр социальных льготников (ЕРСЛ), а также совершеннолетний гражданин, имеющий место жительства в городе Москве, не являющийся получателем социальных льгот и получающий социальную карту по желанию (п. 1.3.7 Порядка).
Согласно п. 1.7 Порядка социальная карта обеспечивает: приобретение (получение) держателем социальной карты товаров (услуг) со скидками, установленными акцептантами приложений; получение медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования; получение мер социальной поддержки в виде отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой; получение мер социальной поддержки в виде отпуска бесплатно по заключению врачей медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы продуктов питания; получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения; получение мер социальной поддержки в виде проезда по льготному тарифу на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения; получение единовременного пособия в связи с беременностью, рождением ребенка, ежемесячных денежных выплат на детей; получение адресной социальной помощи и социальных услуг с использованием электронного социального сертификата; получение иных возможностей, определяемых электронными приложениями социальной карты.
Согласно п. 1.8 Порядка меры социальной поддержки, государственной социальной помощи и льготы предоставляются с использованием социальной карты при наличии актуальной информации о держателе социальной карты в Едином реестре социальных льготников (ЕРСЛ) как о получателе социальных льгот; указанное требование не применяется при приобретении (получении) держателем социальной карты товаров (услуг) со скидками, установленными акцептантами приложений.
В п. 1.9. Порядка предусмотрено, что в целях выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации, определяющие статус граждан в качестве получателей социальных льгот, обеспечивают, в том числе с использованием информационных систем города Москвы, предоставление информации, определяющей статус каждого получателя социальных льгот в соответствии с категориями, указанными в Перечне категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты (приложение 3 к настоящему постановлению), в Единый реестр социальных льготников (ЕРСЛ) и своевременную актуализацию указанной информации.
Согласно разделу 3 Порядка социальная карта содержит следующие обязательные электронные приложения: идентификационное, медицинское, транспортное, расчетное и электронный социальный сертификат.
Таким образом, сама по себе социальная карта города Москвы является материальным носителем определенной информации о ее держателе, и способом обеспечения доступа к получению соответствующих мер социальной поддержки.
Учитывая, что ответ УСЗН района Измайлово города Москвы от 04.03.2015, на который ссылается истец в обоснование нарушения своих прав по отказу в выдаче социальной карты, содержит сведения об обращении истца именно за ее получением в целях реализации бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте, и отсутствие сведений об отказе в выдаче истцу социальной карты в целях реализации иных мер социальной поддержки, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Осадчий Ю.И. является получателем ЕДВ, выплачиваемой ему как инвалиду на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, которым с 01.01.2005 произведена замена натуральных льгот, в том числе по проезду городским пассажирским транспортом, и получение которой истцом не оспаривалось, а оснований для предоставления ему дополнительных мер социальной поддержки, установленных субъектом Российской Федерации - городом Москвой, в Законе города Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г. Москвы", не имеется, учитывая, что истец не является жителем города Москвы.
Так, согласно Преамбуле указанный Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти города Москвы мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Москвы; его действие распространяется на граждан, имеющих место жительства в городе Москве и отнесенных к определенным категориям (ст. 1).
Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, определил в принятом им Законе города Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" категории граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые наряду с предусмотренными федеральным законодательством, именно жителям Москвы; такое правовое регулирование, направленное по повышенную социальную защиту отдельных категорий граждан - жителей Москвы, не может рассматриваться как имеющее целью какое бы то ни было ущемление конституционных прав иных лиц, не проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
Учитывая отсутствие у истца каких-либо сведений о его регистрационном учете в пределах города Москвы для определения его статуса как жителя города Москвы, вывод суда об отсутствии условий для предоставления ему социальной карты по заявленным в иске основаниям, является правильным; само по себе фактическое проживание в любом субъекте Российской Федерации основанием для получения мер социальной поддержки, установленных в этом субъекте Российской Федерации, имеющих целевое назначение для определенного круга лиц, не является.
При этом судебная коллегия учитывает, что в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен именно в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
При таких данных, доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом не рассмотрен вопрос об установлении факта его проживания в городе Москве с 30.09.2012, не влечет отмену решения суда, поскольку в силу положений ст.ст. 264, 265, 267 ГПК РФ факты, имеющие юридическое значение, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, могут устанавливаться только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов, что в данном случае отсутствует. Учитывая, что оснований для удовлетворения требований истца о признании права на получение социальной карты города Москвы по заявленным в иске основаниям судом не установлено, то условий для установления такого факта у суда не имелось.
Иные доводы апелляционной жалобы Осадчего Ю.И. повторяют доводы его искового заявления, основаны на неправильном толковании и применении действующего законодательства или иной оценке собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут являться основанием к отмене судебного решения.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Доводы апелляционной жалобы Осадчего Ю.И. не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Басманного районного суда города Москвы от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Осадчего Ю.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.