18 августа 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Рачиной К.А., Лобовой Л.В.,
при секретаре Данильчик Ю.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области на решение Люблинского районного суда города Москвы от 06 апреля 2016 года, которым постановлено:
иск Михеева С.И. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить досрочную пенсию удовлетворить,
решение комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области от *** N *** об отказе Михееву С.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным,
обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области назначить Михееву С.И. досрочную трудовую пенсию по старости с даты первичного обращения в пенсионный фонд за ее назначением, то есть с ***, включив в его специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в должностях бортпроводника, старшего бортпроводника, бортпроводника-инструктора методиста Открытого акционерного общества "Авиационная компания "Трансаэро" с 16 марта по 06 мая 2004 года и с 15 апреля 2008 года по 30 июня 2015 года,
установила:
Михеев С.И. 01.02.2016 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 4 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области), в котором просил признать незаконным решение ответчика N *** от *** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды его работы в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" с 16.03.2004 по 01.10.2015 бортпроводником, бортпроводником-инструктором и назначить ему пенсию по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" с момента обращения за ее назначением, т.е. с ***, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный трудовой стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представители ответчика в судебном заседании против удовлетворения требований возражали.
06.04.2016 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы от 07.04.2016, подписанной представителем по доверенности Епифановой М.А.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 4 по Москве и Московской области по доверенности Епифанова М.А. доводы апелляционной жалобы поддержала; представитель истца Михеева С.И. по доверенности Стерлигов А.В. против удовлетворения жалобы возражал.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Михеев С.И., *** года рождения, *** обратился в ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 4 по Москве и Московской области (протокол N ***) от *** в назначении досрочной страховой пенсии по старости Михееву С.И. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы в летном составе гражданской авиации, поскольку право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" имеют члены экипажа из числа летного состава, должность бортпроводника, занимаемая истцом, входит в состав кабинного экипажа, а не летного экипажа, кроме того, должность бортпроводника предусмотрена Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, в связи с чем истец не обладает правом на досрочное назначение пенсии на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Кроме того, комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан рассмотрен вопрос о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", в чем ему отказано в связи с отсутствием необходимого специального и страхового стажа, а также возраста, специальный стаж составил 03 года 11 месяцев 08 дней.
Как следует из трудовой книжки, Михеев С.И. работал в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" с 16.03.2004 по 06.05.2004 бортпроводником-стажером службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса, с 07.05.2004 по 30.09.2006 - бортпроводником службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса, с 01.10.2007 по 14.04.2008 - бортпроводником третьего отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 15.04.2008 по 27.11.2008 - бортпроводником старшим третьего отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 28.11.2008 по 14.06.2011 - бортпроводником-инструктором третьего отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 15.06.2011 - бортпроводником-инструктором-методистом группы разработки процессов по конструкции ВС летно-методического отдела службы бортпроводников департамента сервиса, где продолжал работать на момент обращения к ответчику за назначением пенсии.
Как указано в справке о налете, выданной ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" на основании летной книжки бортпроводника, общий налет в составе экипажа воздушного судна с начала летной работы по октябрь 2015 года составляет 6979 часов 36 мин., из них: в качестве бортпроводника и старшего бортпроводника - 3713 часов 48 мин., бортпроводника-инструктора - 3265 часов 48 мин. (л.д. 16-17).
В соответствии со справкой N *** от ***, выданной ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" на основании приказов о приеме на работу, переводах, летной книжки, лицевых счетов, Михеев С.И. 16.03.2004 принят на должность бортпроводника-стажера службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса; находился в отпусках без сохранения заработной платы с 16.02.2009 по 20.02.2009, с 23.03.2009 по 27.03.2009, с 12.11.2014 по 12.11.2014, с 17.11.2014 по 17.11.2014, с 12.01.2015 по 12.01.2015, с 15.01.2015 по 15.01.2015, с 22.01.2015 по 22.01.2015, с 01.02.2015 по 01.02.2015, с 04.02.2015 по 04.02.2015, с 05.02.2015 по 05.02.2015, с 27.02.2015 по 27.02.2015, учебных отпусков, отпусков по уходу за ребенком не было; был занят на работе полный рабочий день, полную рабочую неделю, работы с сокращенным рабочим днем, а также совмещения профессий не было; справка выдана в отдел социального обеспечения по месту жительства для включения в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение согласно Постановлению Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 и ПСМ РСФСР от 02.10.1991 N 517 по Списку N 1 раздел XXI (транспорт) позиция "12003000-11217 Бортпроводники" (л.д. 18).
Разрешая требования Михеева С.И. о включении в специальный трудовой стаж периодов его работы в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" с 16.03.2004 по 06.05.2004 бортпроводником-стажером, с 15.04.2008 по 27.11.2008 старшим бортпроводником, с 28.11.2008 по 14.06.2011 бортпроводником-инструктором, с 15.06.2011 по 30.06.2015 бортпроводником-инструктором-методистом, суд исходил из того, что занимаемые истцом в спорные периоды работы должности в силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ относятся к кабинному экипажу, который в совокупности с летным экипажем образует экипаж воздушного судна, а также они предусмотрены Списком N 1, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.1991 N 10, и пришел к выводу об их соответствии требованиям п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Списку должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров от 04.09.1991 N 459, в связи с чем удовлетворил требования истца.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на законе.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, в указанном составе гражданской авиации.
В соответствии с подп. "з" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В силу п. 3 указанного Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров от 04.09.1991 N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено членам экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
П. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников); состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п.2).
Конституционный Суд РФ в Определении от 19.03.2009 N 260-О-О разъяснил, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Исходя из вышеизложенного должность бортпроводника не входит в летный состав гражданской авиации, как того требуют положения п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, следовательно, у суда не имелось оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с данным пунктом, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене.
Кроме того, придя к такому выводу, судебная коллегия учитывает, что должность бортпроводника предусмотрена Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (раздел XXI. Транспорт, подраздел "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217), в связи с чем работа в указанной должности дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях труда на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ при условии соблюдения требований, предусмотренных данной нормой, а именно мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет, а в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
Поскольку оснований для удовлетворения требований о включении спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", судебной коллегией не установлено, то решение суда в части обязания ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области назначить Михееву С.И. досрочную страховую пенсию с *** также подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Люблинского районного суда города Москвы от 06 апреля 2016 года отменить,
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Михеева С.И. к ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.