Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Дегтеревой О.В.,
судей Зыбелевой Т.Д., Мызниковой Н.В.,
при секретаре Прутян О.В.,
с участием прокурора Храмовой О.П.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Зыбелевой Т.Д., дело по апелляционной жалобе истца Кузнецовой Н.И.
на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 11 ноября 2015 года
по гражданскому делу по иску Кузнецовой Н.И. к Региональному таможенному управлению радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры о признании приказа незаконным, восстановлении на службе, взыскании ежемесячной компенсационной выплаты, признании характеристики и представления не соответствующими действительности,
установила:
Истец Кузнецова Н.И. обратилась в суд с иском к ответчику Региональному таможенному управлению радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, в котором просила признать приказ о ее увольнении незаконным, восстановить на службе в должности оперуполномоченного специального отдела N 3 службы N 5, взыскать ежемесячную компенсационную выплату, признать характеристики и представления не соответствующими действительности.
В обоснование заявленных требований истец указала, что проходила службу в таможенных органах Российской Федерации, 01 августа 2014 г. ответчиком с ней заключен служебный контракт сроком на 1 год. По окончании срока службы, предусмотренного контрактом, с учетом отрицательной характеристики непосредственного руководителя, посчитавшего нецелесообразным продление с ней служебного контракта, она уволена со службы, однако, увольнение произведено в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Увольнение по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, истец считает незаконным, ссылаясь на то, что ответчиком нарушен запрет на увольнение женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, установленный ст. 261 ТК РФ, немотивированно отказано в продлении контракта на новый срок, отрицательная характеристика непосредственного руководителя о нецелесообразности продления контракта является необъективной и не соответствует действительности, поскольку ранее при заключении контрактов всегда выдавались положительные характеристики, при увольнении в отношении нее допущена дискриминация.
В суде первой инстанции представитель истца Кузнецовой Н.И. - по доверенности Кузнецов И.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - по доверенности Смирнов В.В. возражал против удовлетворения исковых требований.
Мещанским районным судом г. Москвы 11 ноября 2015 года постановлено решение, которым отказано в удовлетворении иска.
На решение суда принесена апелляционная жалоба, в которой истец Кузнецова Н.И. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя истца - по доверенности Кузнецова И.В., просившего об отмене решения, заключение прокурора Храмовой О.П., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом при рассмотрении данного дела не допущено.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что истец Кузнецова Н.И. проходила службу в таможенных органах с 19 июня 2006 года на основании неоднократно заключенных срочных контрактов.
По истечении срока очередного контракта, между сторонами заключен 01 августа 2014 года контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации сроком на один год в должности оперуполномоченного специального отдела N 3 службы N 5 Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры.
Приказом N (_) от 23 января 2014 г. Кузнецовой Н.И. с 12 февраля 2014 г. по 18 ноября 2016 г. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Уведомлением, полученным истцом 22 апреля 2015 г., последняя поставлена в известность об окончании срока действия контракта о службе в таможенных органах 31 июля 2015 г. и о возможном увольнении со службы в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Согласно служебной характеристике, подготовленной начальником специального отдела N 3 службы N 5, заключение контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации на новый срок с Кузнецовой Н.И. признано нецелесообразным.
Со служебной характеристикой Кузнецова Н.И. ознакомлена под подпись 18 мая 2015 г. и выразила несогласие с ней.
Приказом N (_) от 23 июля 2015 г. Кузнецова Н.И. уволена со службы 31 июля 2015 г. в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).
В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 ст. 10 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" установлено, что контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.
Порядок заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и условия заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации на должностях сотрудников таможенных органов, предусмотренных штатными расписаниями таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее - таможенные органы), права и обязанности граждан Российской Федерации и сотрудников таможенных органов при заключении контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации определяются Положением, утвержденным приказом ФТС России от 01.12.2008 N 1504.
Пунктом 19 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации предусмотрено, что не позднее чем за три месяца до истечения срока контракта сотрудник должен быть письменно предупрежден об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона.
В соответствии с п. 21 Положения при решении о незаключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по основанию окончания срока службы, предусмотренного контрактом.
Исследовав представленные сторонами и полученные судом доказательства, оценив их по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь нормами материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, при этом суд правомерно исходил из того, что пунктом 1 ст. 10 и пунктом 5 ст. 10 Федерального закона "О службе в таможенных органах РФ" предусмотрено, что истечение срока действия контракта является основанием для прекращения служебных отношений, обстоятельством, не зависящим от воли сторон, заключение контракта о службе в таможенных органах с сотрудником на новый срок является правом руководителя таможенного органа, а не его обязанностью.
Установив, что с истцом заключен 01 августа 2014 года служебный контракт сроком на один год, суд правильно указал, что по окончании срока ответчик обоснованно произвел увольнение истца, при этом, о предстоящем увольнении истец предупреждена письменно в установленный срок.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции.
Кроме этого, судом правомерно отказано в удовлетворении иска о взыскании ежемесячной компенсационной выплаты, со ссылкой на прекращение трудовых отношений между сторонами и в части признания необъективными и несоответствующими действительности представления и служебной характеристики.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о неправильном применении судом норм права, касающихся запрета на увольнение в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, не влекут отмену решения суда, поскольку содержат ошибочное толкование норм материального права, так как ни таможенное законодательство, ни нормы трудового права не содержат запрета на увольнение работника в период его нахождения в отпуске по уходу за ребенком, если трудовые отношения между сторонами носили срочный характер и этот срок истек.
Увольнение в связи с истечением срока трудового договора (контракта) не является увольнением по инициативе работодателя, так как истечение срока действия срочного служебного контракта является событием, наступление которого не зависит от воли работодателя, а потому увольнение служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта.
Иные доводы, изложенные в жалобе, также не влекут отмену решения суда, поскольку не содержат правовых оснований, опровергающих выводы суда, а также не содержат обстоятельств, которые не установлены судом первой инстанции и которые могут повлечь отмену решения суда.
Юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, выводы суда мотивированы и соответствуют материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 11 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.