Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Чубаровой Н.В.,
судей Карпушкиной Е.И., Левшенковой В.А.,
при секретаре Золотых В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Карпушкиной Е.И по апелляционной жалобе ФГУП "Почта России" на решение Бутырского районного суда города Москвы от 12 апреля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Муравьевой Ольги Владимировны к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" о возложении обязанности выдать почтовые уведомления о вручении и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Возложить на федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" обязанность выдать Муравьевой Ольге Владимировне надлежащим образом оформленное почтовое уведомление о вручении корреспонденции Писареву В.И. (РПО N 12754987072769).
Возложить на федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" обязанность выдать Муравьевой Ольге Владимировне надлежащим образом оформленное почтовое уведомление о вручении корреспонденции Николаевой Л.И. (РПО N 12500987067904).
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в пользу Муравьевой Ольги Владимировны денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Муравьевой Ольги Владимировны к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" о компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 900 (девятьсот) рублей 00 копеек.
установила:
Муравьева О.В. обратилась в суд с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" о возложении обязанности выдать почтовые уведомления о вручении и компенсации морального вреда, ссылаясь на следующие обстоятельства. 11 сентября 2015 года и 02 ноября 2015 года истец воспользовалась услугами ФГУП "Почта России", направив в город Омск заказные письма с простым и заказным уведомлениями, которые были заполнены надлежащим образом и оплачены в общей сумме 151 рубль 26 копеек, однако вплоть до 01 декабря 2015 года уведомления в адрес истца не поступали, в связи с чем Муравьева О.В. была вынуждена обратиться в ФГУП "Почта России" с заявлением о розыске уведомлений о вручении заказных писем, которые были доставлены адресатам 19 сентября 2015 года и 11 ноября 2015 года, что отражено в движении почтовых отправлений на сайте ФГУП "Почта России". 29 декабря 2015 года Муравьева О.В. получила заказное служебное письмо с ответом на ее заявление о розыске, однако заказное уведомление истцу вручено не было со ссылкой на его отсутствие у почтальона и в отделе доставки. 30 декабря 2015 года Муравьева О.В. повторно обратилась в почтовое отделение, после чего 12 января 2016 года ей было вручено повторное заказное уведомление, на котором стояли штампы оправки из почтового отделения города Омска 11 ноября 2015 года и поступления в почтовое отделение 127576 в городе Москве 12 января 2016 года, однако не были указаны адрес, фамилия, имя, отчество адресата, при этом простого уведомления истец так и не получила. Кроме того, сотрудники ФГУП "Почта России" нарушили сроки доставки писем адресатам. На основании изложенного, истец, с учетом уточнений, просила суд возложить на ФГУП "Почта России" обязанность оказать оплаченную услугу, предоставив безвозмездно простое и заказное уведомления о вручении заказных писем, отправленных в город Омск 11 сентября 2015 года и 02 ноября 2015 года, оформленные надлежащим образом, а именно, с указанием фамилий, имен, отчеств и адресов отправителя и получателей, а также взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей 00 копеек.
Истец Муравьева О.В. в суде первой инстанции заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Елисеева Т.В. в суд явилась, заявленные требования не признала, возражала против их удовлетворения, с доводами истца о нарушении ФГУП "Почта России" сроков пересылки почтовых отправлений представитель ответчика согласилась и просила суд в случае удовлетворения исковых требований определить размер денежной компенсации морального вреда с учетом принципов разумности и соразмерности последствиям нарушения ответчиком своих обязательств.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое ФГУП "Почта России" просит отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ссылается на допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе.
В судебную коллегию представитель ФГУП "Почта России" Бронников В.В. явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Муравьева О.В. считала доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению. Полагала, что решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части размера взысканной компенсации морального вреда подлежит изменению, в остальной части не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Установлено, что 11 сентября 2015 года Муравьева О.В. обратилась в ФГУП "Почта России" для отправки в город Омск заказного письма с простым уведомлением, которому был присвоен почтовый идентификатор 12500987067904, уплатив за услуг 90 рублей 97 копеек.
02 ноября 2015 года Муравьева О.В. обратилась в ФГУП "Почта России" для отправки в город Омск письма с заказным уведомлением, которому был присвоен почтовый идентификатор 12754987072769, уплатив за услугу 60 рублей 29 копеек.
Согласно выписке с сайта ФГУП "Почта России", почтовое отправление N12500987067904 с заказным уведомлением было вручено адресату в городе Омске 19
сентября 2015 года.
Согласно выписке с сайта ФГУП "Почта России", почтовое отправление N
12754987072769 с простым уведомлением было вручено адресату в г. Омске 11 ноября 2015 года.
01 декабря 2015 года Муравьева О.В. обратилась в почтовое отделение 127576 города Москвы с заявлением о розыске уведомлений о вручении заказных писем, в ответ на которое 18 декабря 2015 года получила ответ, из которого следует, что в результате проведенной проверки по розыску заказного письма N 127549870072769, отправленного 02 ноября 2015 года, установлено, что заказное письмо поступило в отделение почтовой связи N 644076 города Омска 08 ноября 2015 года и было вручено лично адресату 11 ноября 2015 года.
Заказное уведомление было направлено Муравьевой О.В. 11 декабря 2015 года за N 64407694008080 и получено истцом, что последней не оспаривалось, при этом в нем не указан адрес получателя и отправителя, а также наименование отправителя.
Из ответа ФГУП "Почта России" на заявление Муравьевой О.В. по розыску простого уведомления за заказное письмо N 12500987067904, отправленное 11 сентября 2015 года из отделения почтовой связи N 125009 города Москвы в адрес 644023, г. Омск, на имя Николаевой Л.П., следует, что проведенной проверкой был установлен факт поступления вышеуказанного отправления в отделение почтовой связи 644023 г. Омска 19 сентября 2015 года и его вручение лично адресату 19 сентября 2015 года; простое уведомление было направлено в адрес Муравьевой О.В. 21 сентября 2015итодш. Провести проверку неполучения простого уведомления не представляется возможным, так как почтовое отправление, пересылаемое в категории "простое", не регистрируется на всем этапе прохождения и вручается адресату через исправную ячейку абонентского шкафа .
21 декабря 2015 года Муравьева О.В. обратилась в Управление Роскомнадзора по Омской области по вопросу качества оказания услуг почтовой связи, которое в результате проверки выявило нарушения лицензионных условий и обязательных требований в области почтовой связи и возбудило в отношении ФГУП "Почта России" дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушения "Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)".
По вопросу неполучения уведомлений о вручении заказных писем Управлением было установлено, что в соответствии с полученной информацией на лицевой и оборотной стороне бланка заказного уведомления ф.119 были указаны данные получателя заказного письма; после уточнения адреса назначения уведомления заказное уведомление о вручении заказного письма было направлено 12 декабря 2015 года и вручено истцу 17 декабря 2015 года. Простые уведомления о вручении почтовых отправлений направляются без приписки к сопроводительным документам и в соответствии с п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 года N 234, опускаются в соответствии с указанными на них адресами в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов. В случае неполучения простого уведомления, уведомление о вручении может быть затребовано в течение шести месяцев после сдачи на предприятие связи регистрируемого почтового отправления. Такое уведомление называется последующим и может быть подано на любое предприятие связи с предъявлением квитанции о приеме почтового отправления (л.д. 17-18).
Порядок предоставления услуг почтовой связи определен нормами Федерального закона от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон), согласно которому к услугам почтовой связи относятся действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, в том числе писем (ст. 2 Закона). К пользователям данных услуг относятся граждане, которым эти услуги оказаны.
Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений по своему почтовому адресу (ст. 16 Закона)
В соответствии с положениями ст. 2 Закона операторами почтовой связи являются организации почтовой связи, в том числе юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности, к которым относятся и организации федеральной почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения).
Права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом. Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 19 Закона).
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение услуг почтовой связи, либо исполнение их ненадлежащим несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.
Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку почтовых отправлений, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи (ст. 34 Закона).
Возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 38 Закона).
В соответствии со ст. 139 Почтовых правил (приняты Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.92) (в ред. от 14.11.92) ( простые отправления, кроме правительственных, выдаются почтальонам в доставку без расписки.
Заказные отправления, в том числе международные, правительственные (простые и заказные), заказные уведомления о вручении, ... на предприятиях связи в городах выдаются почтальонам под расписку в книге ф. 23.
Согласно ст. 330 Правил прием и вручение почтовых отправлений с уведомлением о вручении осуществляется в порядке, установленном для соответствующих видов почтовых отправлений, с учетом дополнений, изложенных в настоящей главе.
В силу ст. 331 Правил при желании получить уведомление почтой отправитель заполняет бланк уведомления ф. 119 на свое имя или на имя лица, которому надлежит послать уведомление после вручения почтового отправления адресату. В верхней части лицевой стороны уведомления указывается способ его пересылки (простым, заказным). На оборотной стороне уведомления отправитель указывает: вид пересылаемого почтового отправления, дату подачи, адрес, по которому направлено почтовое отправление и наименование получателя. В необходимых случаях указывается сумма оценки и наложенного платежа.
В соответствии со ст. 335 Правил на предприятиях связи мест назначения при записи поступивших почтовых отправлений с уведомлением о вручении в книгу ф. 8 и в контрольный журнал ф. 20 делается отметка "С уведомлением" и каким именно. В левом нижнем углу оборотной стороны уведомления ставится оттиск календарного штемпеля с датой поступления почтового отправления.
Согласно ст. 336 Правил при поступлении почтового отправления без бланка уведомления ф. 119 предприятие связи места назначения обязано по имеющимся на отправлении сведениям составить дубликат уведомления с отметкой "Служебное".
В случае получения уведомления, оформленного предприятием места приема почтового отправления с нарушением правил, недостающие сведения вносятся в уведомление предприятием связи места назначения на основании данных, указанных на почтовом отправлении.
В соответствии со ст. 337 Правил уведомления ф. 119 почтальону в доставку не выдаются. Исключение составляют уведомления, вложенные в бандероли в полиэтиленовых оболочках, и уведомления о вручении писем, почтовых карточек с отметками "Вручить лично" и "Судебная повестка".
В соответствии со ст. 346 Правил в правом нижнем углу адресной стороны уведомлений проставляется оттиск календарного штемпеля с датой их поступления. Перед выдачей в доставку руководитель предприятия связи (цеха, участка, отделения) должен тщательно проверить правильность оформления уведомлений. По неоформленным или неправильно оформленным уведомлениям немедленно направляется телеграфный запрос для уточнения необходимых данных, которые вносятся в уведомления.
Категорически запрещается вручать отправителям неоформленные или неправильно оформленные уведомления.
Согласно ст. 348 Правил при обращении отправителя на предприятие связи, принявшее почтовое отправление, с заявлением на неполучение уведомления, предприятие связи обязано при истечении контрольных сроков прохождения почтового отправления и уведомления принять меры к быстрейшему выяснению даты вручения отправления и результат сообщить заявителю.
В соответствии со ст. 349 Правил уведомление о вручении может быть затребовано в
течение шести месяцев после сдачи на предприятие связи регистрируемого отправления.
Такое уведомление называется последующим и может быть подано на любое предприятие
связи с предъявлением квитанции о приеме почтового отправления. Независимо от вида
регистрируемого отправления последующее уведомление отправитель составляет на
бланке ф. 119. Вверху бланка делается отметка "Последующее". Такие уведомления принимаются к пересылке по почте (заказные) и по телеграфу. Оплачиваются
последующие уведомления в соответствии с прейскурантом N 125 "Тарифы на услуги
связи".
Принимая последующее уведомление, работник связи, кроме проверки,
предусмотренной в ст. 333 настоящих Правил, сверяет указанные на нем данные с предъявленной квитанцией, на которой делает отметку: "Затребовано почтовое (или телеграфное) уведомление число, месяц, год)", подписывает ее. Почтовое уведомление посылается начальнику предприятия места выдачи отправления в заказном , служебном письме. На конверте делается отметка "Последующее заказное уведомление".
В соответствии со ст. 352 Правил по получении последующего почтового уведомления предприятие связи места назначения выясняет, кому и когда вручено отправление, и делает об этом отметку на полученном последующем уведомлении, которое затем оформляется и высылается по назначению порядком, предусмотренным в статьях 341 и 343.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в
соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 ст. 27 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300-1 исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
Согласно п, 2 ст. 27 Закона срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы
(оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к
выполнению работы (оказанию услуги).
В соответствии с приложением к нормативам частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольным срокам пересылки письменной корреспонденции, установленные постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской федерации, а именно из города Москвы в город Омск установлен в четыре дня.
Поскольку направленное Муравьевой О.В. 11 сентября 2015 года письмо с простым уведомлением было доставлено адресату лишь 19 сентября 2015 года, а письмо с заказным уведомлением, направленное 02 ноября 2015 года, было вручено адресату лишь 11 ноября 2015 года, тогда как срок доставки почтовой корреспонденции из Москвы в город Омск, установленный постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", составляет четыре дня, суд пришел к правильному выводу, что ответчиком при оказании истцу услуг по доставке почтовой корреспонденции были нарушены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт выдачи Муравьевой О.В. заказного уведомления, оформленного ненадлежащим образом, а именно, в нарушение п. 331 Правил без указания адреса и наименования отправителя, адреса получателя, а также факт невручения простого уведомления и необоснованного отказа в выдаче последующего простого уведомления, что предусмотрено п. 349 Правил.
Учитывая, что до настоящего времени в адрес отправителя Муравьевой О.В. не поступили оформленные надлежащим образом простое и заказное уведомления о получении адресатами почтовой корреспонденции, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Муравьевой О.В. и возложении на ФГУП "Почта России" обязанности выдать последней надлежащим образом оформленное почтовое уведомление о вручении корреспонденции Писареву В.И. (РПО N 12754987072769), а также надлежащим образом оформленное почтовое уведомление о вручении корреспонденции Николаевой Л.И. (РПО N 12500987067904).
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300-1 моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ч. 2 ст. 15 названного Закона).
Суд первой инстанции взыскал компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Однако, с данным размером компенсации судебная коллегия не может согласиться и полагает возможным исходя из принципа разумности и справедливости, принимая во внимание характер и объем причиненных потребителю нравственных страданий, стоимости отправлений,- считает возможным взыскать с ФГУП "Почта России" в пользу Муравьевой О.В. денежную компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей 00 копеек.
Поскольку истец в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 333.36/НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, то с ответчика
судом правильно взысканию государственная пошлина в бюджет города Москвы в размере 900 рублей 00 копеек.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, основаны на оценке представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется
Доводы апелляционной жалобы ФГУП "Почта России" о том, ответчик не несет ответственности за выбранную услуги, в том числе и получение простого уведомления, которое не регистрируется, а вручается через исправную ячейку абонентского шкафа, не могут служить основаниями для отмены решения суда, поскольку суд первой инстанции правильно исходил, что простые уведомления о вручении почтовых отправлений направляются без приписки к сопроводительным документам и в соответствии с п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 года N 234, опускаются в соответствии с указанными на них адресами в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов. В случае неполучения простого уведомления, уведомление о вручении может быть затребовано в течение шести месяцев после сдачи на предприятие связи регистрируемого почтового отправления. Такое уведомление называется последующим и может быть подано на любое предприятие связи с предъявлением квитанции о приеме почтового отправления (л.д. 17-18).
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Бутырского районного суда города Москвы от 12 апреля 2016 года в части размера компенсации морального вреда изменить.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в пользу Муравьевой Ольги Владимировны денежную компенсацию морального вреда в размере 1 000 (одну тысячу) рублей 00 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.