Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дегтеревой О.В.
и судей Нестеровой Е.Б., Пильгановой В.М.
с участием прокурора Левенко С.В.
при секретаре Прутян О.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В.,
дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества г.Москвы на решение Пресненского районного суда города Москвы от 18 апреля 2016 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным Приказ Департамента городского имущества г. Москвы N*** л/с от 22.12.2015 г. "Об увольнении Ащеуловой О.А.".
Восстановить Ащеулову О.А. в должности начальника отдела *** Управления городским имуществом в Северном административном округе Департамента городского имущества г. Москвы.
Решение в части восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу Ащеуловой О.А. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 23 декабря 2015 года по 18 апреля 2016 года в размере *** руб.** коп., компенсацию морального вреда в размере *** рублей. В остальной части иска отказать.
установила:
Ащеулова О.А. обратилась в суд с иском Департаменту городского имущества г. Москвы о признании комиссии по проведению служебной проверки неправомочной, заключение служебной проверки от 07 декабря 2015 года N *** недействительным, признании увольнения приказом N***л/с от 22.12.2015 г. п.6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что работала в Департаменте на должности начальника отдела *** Управления городским имуществом в Северном административном округе Департамента городского имущества г. Москвы. Полагает ее увольнение с указанной должности произведено без законных оснований, поскольку она не допускала однократного грубого нарушения своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу или нарушений законодательства РФ, заключение по итогам служебной проверки не соответствует действующему законодательству, доказанный факт совершения истцом дисциплинарного проступка отсутствует, заключение комиссии составлено с нарушением п.2 ч.9 ст.59 Закона N79-ФЗ, так как выборный профсоюзный орган или его представитель к участию в проведении служебной проверки не допускались.
Истец и его представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание явился, исковые требования не признал по основаниям изложенных в возражениях.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик Департамент городского имущества г.Москвы по доводам апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей Департамента городского имущества г.Москвы Семенюта Н.В., Жилину Т.А. поддержавших доводы апелляционной жалобы, истца Ащеулову О.А. и ее представителя, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ащеулова О.А., работала в Департаменте городского имущества г.Москвы на должности начальника отдела *** Управления городским имуществом в Северном административном округе Департамента городского имущества г. Москвы.
Приказом N *** л/с от 22.12.2015 г. Ащеулова О.А. освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с однократным грубым нарушением гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", основанием в приказе указано заключение N *** комиссии по проведению служебных проверок и подготовке предложений по привлечению к дисциплинарной ответственности гражданских служащих Департамента от 07 декабря 2015 года.
Как следует из данного заключения, служебная проверка проведена в соответствии с приказом Департамента городского имущества г. Москвы N *** л\с от 04.12.2015г "О проведении служебной проверки" на основании Распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы N Р*** от 21.04.2015 г. "О предоставлении *** (на одну) жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.", Законом города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В ходе проверки установлено и подтверждается материалами дела, что квартира N266 расположенная по адресу: г. Москва, ***, была предоставлена вдове, инвалиду 1-й группы, участнику Великой Отечественной Войны *** с нарушением ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части предоставления жилой площади, непригодной для постоянного проживания и несоответствующую санитарным и техническим требованиям. Начальник отдела *** Управления городским имуществом в Северном административном округе Ащеулова О.А. была ответственным лицом за организацию работы, в части своей компетенции, за подбор жилого помещения, следовательно, должна была взять на особый контроль проведение ремонта вышеуказанной квартиры.
Также из материалов дела следует, что начальник отдела *** Управления городским имуществом в Северном административном округе Ащеулова О.А. была ответственным лицом за организацию работы, в части своей компетенции, за подбор жилого помещения.
Ащеуловой О.А. было согласовано решение о выделении квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, *** **, однако указанная квартира на момент предоставления не отвечала требованиям законодательства.
На заседании комиссии по проведению служебных проверок, Ащеулова О.А. подтвердила, что ей было известно, что на момент предложения *** жилья, квартира не была отремонтирована, при этом ею было согласовано распоряжение от 21.04.15 NР***"О предоставлении *** (на одну) жилого помещения по договору социального найма", и не было предпринято каких действий по взаимодействию с Префектурой САО г. Москвы в целях проведения ремонта вышеуказанной квартиры
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан не только исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (п.2), но и соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, институции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение (п.1), соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций (п.4).
Кроме того, как в должностном регламенте от 19.06.2013 г. подписанном истцом, так и в должностном регламенте от 28.04.2015 г., содержатся квалификационные требования к сотруднику, согласно которым, сотрудник в своей работе должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, Положением о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и несет ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Таким образом, начальником отдела *** Управления городским имуществом в Северном административном округе Ащеуловой О.А. при исполнении своих должностных обязанностей было допущено нарушение законодательства при согласовании проекта распоряжения о предоставлении квартиры, не отвечающей требованиям Закона города Москвы от 27.01.2010 N2 "Основы жилищной политики города Москвы"; а также положений Постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 N157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" и осуществления должного взаимодействия с Префектурой Северного административного округа города Москвы в целях осуществления ремонтных работ в разумные сроки.
Специфика государственной гражданской службы Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, установление которого осуществляется федеральным законодателем, имеющим право посредством специального правового регулирования определять для данной категории лиц соответствующие права, обязанности, ограничения и гарантии с учетом специфики задач, принципов организации и функционирования государственной гражданской службы.
Пункт 4 части 1 статьи 33 и пункт 6 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предоставляют представителю нанимателя право расторгнуть служебный контракт с государственным гражданским служащим, допустившим грубое нарушение своих должностных обязанностей, что является одним из способов поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы и ее эффективного функционирования. При этом названным Федеральным законом закреплен ряд положений, направленных на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств с целью предотвращения необоснованного увольнения (статьи 58 и 59).
Статьей 58 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания, предусматривающий, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Согласно статье 59 указанного Федерального закона служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
Как видно из материалов дела, комиссией по проведению служебных проверок и подготовке предложений о привлечении к дисциплинарной ответственности гражданских служащих (Комиссия) Департамента от 07.12.2005 г. было предложено применить дисциплинарное взыскание - увольнение по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N79-ФЗ (далее - Закон о гражданской службе) к Ащеуловой О.А. - начальнику отдела *** Управления городским имуществом в Северном административном округе, с заключением комиссии истец ознакомлена.
Ссылка истца в исковом заявлении о том, что она состоит на профсоюзном учете в Первичной профсоюзной организации Мэрии и Правительства Москвы Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и служебная проверка проведена подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров без участия выборного профсоюзного органа, не свидетельствуют о незаконности проведения проверки ответчиком, и не влекут удовлетворение требований истца в части признания комиссии неправомочной и заключения от 07.12.2015 г. недействительным, поскольку проверка была проведена с целью установления фактических обстоятельств нарушения выявления виновных лиц, выводы комиссии носили рекомендательный характер в соответствии со ст. 59 ФЗ N79 "О государственной гражданкой службе Российской Федерации".
Кроме того, в суде первой инстанции достоверно установлено, что служебная проверка была проведена в полном соответствии с ч. 4 ст. 59 ФЗ РФ N79 ФЗ: в составе комиссии участвовала ***, являющаяся заместителем начальника управления, начальником отдела кадрового обеспечения Управления государственной службы и кадров, и членом профсоюза, а также в комиссию были включены квалифицированные специалисты, что не противоречит закону, и не дает оснований сомневаться в компетентности комиссии с учетом предмета проверки.
Отсутствие в комиссии представителя профсоюзного комитета, не свидетельствует о порочности заключения служебной проверки в целом, поскольку не повлияло при рассматриваемых обстоятельствах на полноту, объективность и законность служебной проверки.
При этом, удовлетворяя требования Ащеуловой О.А. о восстановлении на службе, суд исходил из того, что приказ об увольнении истца не содержит данных, позволяющих его идентифицировать, в нем не указано конкретно в чем заключалось нарушение, допущенное работником, а также дата и время совершения проступка, послужившего к применению дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, поскольку они не основаны на положениях действующего законодательства, и не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Приказом N *** л/с от 22.12.2015 г. Ащеулова О.А. освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с однократным грубым нарушением гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", основанием в приказе указано заключение N *** комиссии по проведению служебных проверок и подготовке предложений по привлечению к дисциплинарной ответственности гражданских служащих Департамента от 07 декабря 2015 года.
Так, в соответствии п. 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 11 Закона г. Москвы "О государственной гражданской службе города Москвы" (далее соответственно Закон г. Москвы), гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, Устав города Москвы, законы и иные нормативные правовые акты города Москвы и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций и др.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона г. Москвы, служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами города Москвы, актами государственного органа и со служебным контрактом.
Учитывая, что в качестве грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации или его заместителем следует расценивать неисполнение возложенных на них трудовым договором обязанностей, судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего дела в представленных ответчиком доказательствах, не доверять которым оснований не имеется, полностью нашел свое подтверждение факт нарушения Ащеуловой О.А. служебных обязанностей, установленных заключением служебной проверки N*** от 07.12.2015 г., послуживших основанием для привлечения ее к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по пункту 6 части 1 статьи 37 Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку в соответствии с должностным регламентом нарушен порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма вследствие отсутствия дальнейшего усиленного контроля со стороны истца, что в последствие повлекло за собой нарушение положений законодательства о проведении ремонтных работ в жилом помещении предоставленном инвалиду и участнику Великой Отечественной войны.
Учитывая исключительную компетенцию работодателя (в данном случае представителя нанимателя) на выбор конкретного вида применяемого дисциплинарного взыскания, а также то обстоятельство, что совершение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", однократного грубого нарушения своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации, изначально является законодательно установленным основанием к увольнению такого лица, судебная коллегия полагает, что ответчиком был соблюден принцип соразмерности наложенного взыскания тяжести совершенного Ащеуловой О.А. проступка.
При таким положении, оценив собранные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая все вышеизложенное, руководствуясь положениями статьи 394 Трудового кодекса РФ, судебная коллегия считает, что заявленные Ащеуловой О.А. требования о признании увольнения незаконным, восстановления в прежней должности, оплате времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
С учетом вышеизложенного, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Ащеуловой О.А. в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 18 апреля 2016 года отменить, принять по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований Ащеуловой О.А. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании комиссии по проведению служебной проверки неправомочной, заключение служебной проверки от 07 декабря 2015 года N 91/15 недействительным, признании увольнения приказом N*** л/с от 22.12.2015 г. незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.