Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Канивец Т.В., Дементьевой Е.И.,
при секретаре Левиной В.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя истцов Анисимовой Т.Б. и Анисимовой А.Х. по доверенности Шаталова А.Б. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 29 марта 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Анисимовой Т*Б*, Анисимовой А*Х* к Департаменту городского имущества города Москвы о признании нуждающимися в жилых помещениях и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказать - отказать,
установила:
Анисимова Т.Б., Анисимова А.Х. обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилищном помещении либо в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений с помощью города, признать место пребывания истцов - г.Москву - местом их жительства, а регистрацию по месту пребывания - их регистрацией по месту жительства, признать истцов малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признать истцов нуждающимися в жилых помещениях.
Требования мотивированы тем, что истец Анисимова Т.Б. с *** года по *** год проходила службу в правоохранительных органах СССР и Республики ***, а с *** года по *** год проходила военную службу в ФПС РФ в Республике ***. *** года Анисимова Т.Б. уволена в запас без обеспечения жилым помещением. Согласно предписанию войсковой части *** от 02 июля 2002 года, Анисимова Т.Б. совместно с дочерью Анисимовой А.Х. 10 июля 2002 года прибыли в г.Москву и с 14 ноября 2003 года зарегистрированы по месту пребывания по адресу: ***. С 30 марта 2005 года истцы проживали и были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: ***. С 20 апреля 2006 года по настоящее время зарегистрированы по месту пребывания и проживают по адресу: ***. Поскольку истцы постоянно проживают в г.Москве более 10 лет, недвижимого имущества не имеют, 04 сентября 2014 года они обратились в ДЖП и ЖФ г.Москвы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Однако в удовлетворении заявления им было отказано, поскольку регистрация по месту жительства в г.Москве у истцов отсутствует. Полагая свои права нарушенными, истцы просили суд признать незаконным отказ ДЖП и ЖФ г.Москвы в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилищном помещении либо в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений с помощью города, признать место пребывания истцов - г.Москву - местом их жительства, а регистрацию по месту пребывания - их регистрацией по месту жительства, признать истцов малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признать их нуждающимися в жилых помещениях.
Истцы Анисимова Т.Б., Анисимова А.Х. в судебное заседание не явились, направили в суд своего представителя по доверенности Шаталова А.Б., который в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Ортега-Хиль М.И. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковые требования.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, по доводам апелляционной жалобе просит представитель истцов Анисимовой Т.Б. и Анисимовой А.Х. по доверенности Шаталов А.Б.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истцов Анисимовой Т.Б. и Анисимовой А.Х. по доверенности Шаталова А.Б., представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Юрову А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что *** года истец Анисимова Т.Б. уволена в запас Вооруженных Сил РФ без обеспечения жилым помещением. Согласно предписанию войсковой части *** от 02 июля 2002 года, Анисимова Т.Б. совместно с дочерью Анисимовой А.Х. 10 июля 2002 года прибыли в г.Москву.
С 14 ноября 2003 года Анисимова Т.Б., Анисимова А.Х. проживали и были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: ***.
С 30 марта 2005 года истцы проживали и были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: ***.
С 20 апреля 2006 года по настоящее время истцы зарегистрированы по месту пребывания и проживают по адресу: ***, на основании договоров безвозмездного пользования квартирой, заключенных с собственником жилого помещения.
Также судом в ходе рассмотрения дела установлено, что регистрации по месту жительства в г.Москве истцы Анисимова Т.Б., Анисимова А.Х. не имеют и не имели.
04 сентября 2014 года истцы обратились в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Письмом Заместителя начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в ЮАО от 26 сентября 2014 истцам разъяснен порядок и основания принятия граждан на жилищный учет в г.Москве, а также то, что с учетом отсутствия регистрации по месту жительства в г.Москве, оснований для признании истцов нуждающимися в жилом помещении либо в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений с помощью города не имеется.
В соответствии ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, и нуждающимся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ установлен Законом г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения".
В соответствии с п.3 ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ является проживание в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Частями 1,2,4,5 статьи 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения", предусмотрено:
Для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Заявитель вправе представить иные документы, свидетельствующие о его жилищной обеспеченности, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые, по его мнению, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.п.1, 3 ч. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя либо представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции руководствовался указанными нормами права и пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные истцами требования удовлетворению не подлежат.
Признавая, что отсутствуют основания для установления факта постоянного проживания истцов в г. Москве в течение 10 лет для цели постановки на жилищный учет, суд исходил из того, что истцы Анисимова Т.Б. и Анисимова А.Х. постоянной регистрации в г.Москве по месту жительства не имеют, имеют лишь временную регистрацию по месту пребывания общим сроком с 14 ноября 2003 года по настоящее время, при этом представленные истцами договоры безвозмездного пользования квартирой по адресу: ***, составленные в простой письменной форме на период с 2006 года по 2015 год, доказательством их проживания в г.Москве по месту жительства на законных основаниях более 10 лет признаваться не могут.
Не принимая во внимание доводы истцов о наличии трудовой деятельности в г.Москве и учебы в образовательных учреждениях, суд указал, что данные обстоятельства свидетельствуют только о месте пребывания истцов и также не являются основаниями для установления факта постоянного проживания истцов в г. Москве более 10 лет.
Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что требования истцов в части признания их нуждающимися в жилых помещения и обязании Департамента городского имущества города Москвы поставить их на жилищный учет удовлетворению не подлежат.
Отказывая в удовлетворении требований о признании истцов малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, суд учел, что с заявлением по данному вопросу в установленном законом порядке истцы не обращались, отказ в признании их малоимущими уполномоченным органом не выносился, тем самым право истцов не предполагается нарушенным.
Разрешая требования истцов о признании места их пребывания в г.Москве местом жительства и о признании их регистрации по месту пребывания регистрацией по месту жительства, суд первой инстанции исходил из того, что данные понятия разделены законодателем и трактовка истцов данных понятий как тождественных основана на ошибочном толковании закона, в связи с чем пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требования в данной части также не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства гражданина признается дом, квартира, служебное помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно - является местом пребывания.
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилого фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилое помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 3 вышеуказанного закона установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 года N 713, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Право гражданина быть признанным нуждающимся в предоставлении жилья Закон г.Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города на жилые помещения" связывает именно с вышеприведенным понятием места жительства, которое не просто устанавливает связь между гражданином и определенным жилым помещением, где он фактически находится, но содержит указание на то, что фактическое проживание должно быть основано на конкретном юридическом акте (свидетельство о собственности, договор найма, аренды, иные законные основания) с регистрацией по месту жительства.
Как объективно установлено судом первой инстанции Анисимова Т.Б. и Анисимова А.Х. регистрации по месту жительства в занимаемых ими жилых помещениях не имеют.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание отсутствие у истцов в собственности какого-либо недвижимого имущества, а также постановку Анисимовой Т.Б. в г.Москве на воинский учет согласно предписанию командира войсковой части ***, на правильность выводов суда не влияют, поскольку правового значения не имеют и факт проживания истцов по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет не подтверждают.
Кроме того, указанное предписание командира войсковой части *** (л.д.15), вопреки доводам жалобы, сведений об убытии Анисимовой Т.Б. в г.Москву на постоянное место жительства не содержит.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции не являются основаниями к отмене постановленного решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и произвольному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке исследованных судом доказательств у судебной коллегии не имеется.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что Анисимова Т.Б. является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года, без наличия обстоятельств, перечисленных в Законе г. Москвы от 14.06.2006 года N 29, не порождает субъективного права на получение истцами мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет города Москвы.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 29 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов Анисимовой Т.Б. и Анисимовой А.Х. по доверенности Шаталова А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.