Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Михалиной С.Е.
судей Леоновой С.В., Шерстняковой Л.Б.,
при секретаре Калмыковой А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалиной С.Е.
дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 18 января 2016 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение ДГИ г. Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги по признанию Бисеровой Е.О. и Бисерова Е.С., *** г.р., малоимущими в целях, установленных ЖК РФ и нуждающимися в жилых помещениям, предоставляемых по договору социального найма;
Признать незаконным бездействие ДГИ г. Москвы, выражающееся в невыполнении требований закона о признании Бисеровой Е.О. и Бисерова Е.С., *** г.р., малоимущими в целях, установленных ЖК РФ и нуждающимися в жилых помещениям, предоставляемых по договору социального найма;
Признать Бисерову Е.О. и Бисерова Е.С., *** г.р., малоимущими в целях, установленных ЖК РФ и нуждающимися в жилых помещениям, предоставляемых по договору социального найма;
Обязать ДГИ г. Москвы принять Бисерову Е.О. и Бисерова Е.С., *** г.р., на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениям в г. Москве,
установила:
Бисерова Е.О. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы от 21 сентября 2015 г. об отказе в признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признании незаконным бездействия Департамента городского имущества города Москвы, выражающегося в невыполнении требований закона, признании Бисеровой Е.О. и ее несовершеннолетнего сына Бисерова Е.С., *** г. рождения, малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении на Департамент городского имущества г. Москвы обязанности по принятию Бисеровой Е.О. и ее несовершеннолетнего сына Бисерова Е.С. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Москве.
В обоснование своих требований истец указала, что обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о признании ее и ее несовершеннолетнего сына Бисерова Е.С., *** г. рождения, малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. 26 октября 2015 г. она получила уведомление, датированное 21 сентября 2015 г., согласно которому в удовлетворении ее заявления отказано в связи с не представлением сведения об алиментах, получаемых членами семьи Бисеровой Е.О. Истец полагает, что принятое Департаментом городского имущества города Москвы решение не соответствует требованиям Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" и Закона г. Москвы "О порядке признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
В судебном заседании представитель истца Молодых А.В. заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента городского имущества города Москвы, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Ковалева В.Е., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Выслушав представителя Департамента городского имущества г. Москвы Киселеву Е.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца по доверенности Молодых А.В., изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по основаниям, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Бисерова Е.О. обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о признании ее и ее несовершеннолетнего сына Бисерова Е.С., *** г. рождения, малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Указанное заявление подано ею 01 июня 2015 г. через Многофункциональный центр предоставления государственных услуг города Москвы. Вместе с заявлением Бисеровой Е.О. были представлены следующие документы: выписка из домовой книги, справка об отсутствии финансового лицевого счета, копия паспорта, копия свидетельства о расторжении брака, копия свидетельства о рождении, копия вкладыша о наличии гражданства РФ, копия трудовой книжки, копии справок 2-НДФЛ, справка о пособии, справка об иных выплатах, копия паспорта транспортного средства, справка БТИ, договор найма служебного помещения.
Уведомлением от 21.09.2015 г. Бисеровой Е.О. сообщено о принятии Департаментом городского имущества решения об отказе в предоставлении государственной услуги города Москвы "Признание граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма" в связи с представлением неполного пакета документов, а именно в связи с отсутствием сведений об алиментах, получаемых членами семьи (за 2013 - 2014 г. на Бисерова Е.С.).
Разрешая спор и удовлетворяя иск Бисеровой О.Е., суд первой инстанции исходил из того, что вышеприведенное решение Департамента городского имущества города Москвы в виде уведомления от 21 сентября 2015 года не основано на законе и противоречит требованиям ст. 11 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" и ст. 7 Закона г. Москвы от 25 января 2006 г. N 7 "О порядке признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", поскольку ответчик, принимая решение об отказе в удовлетворении заявления Бисеровой Е.О., не привел фактов, свидетельствующих о получении истцом алиментов.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными в решении суда первой инстанции выводами, послужившими основанием для удовлетворения иска, поскольку данные выводы основаны на неправильном применении норм материального права. При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" малоимущие граждане (заявители) - жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены законом города Москвы.
Жители города Москвы, признанные нуждающимися в жилых помещениях, согласно п. 8 ст. 1 указанного Закона, - жители города Москвы, принятые на жилищный учет после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 11 указанного выше Закона для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Заявление в силу п. 2 ст. 11 данного Закона заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с п. 3 указанной статьи заявление подается в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя либо через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее - многофункциональный центр). Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы и многофункционального центра определяется заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.
Согласно п. 4 ст. 11 вышеназванного Закона с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в документах, прилагаемых к заявлению, а также в документах, получаемых по межведомственным запросам, и после проверки их полноты и достоверности принимает решение о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом (п. 7 ст. 11 указанного Закона).
Ст. 12 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предусмотрено, что отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (в ред. Закона г. Москвы от 19.06.2013 N 31);
2) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 11 настоящего Закона, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2 в ред. Закона г. Москвы от 19.06.2013 N 31);
3) представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 3 введен Законом г. Москвы от 19.06.2013 N 31);
4) не истек предусмотренный частью 1 статьи 10 настоящего Закона срок (п. 4 введен Законом г. Москвы от 19.06.2013 N 31).
Постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 N 115-ПП (ред. от 09.12.2014) утвержден Регламент рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ".
Пунктом 2.1 указанного Регламента заявители вправе обратиться в службу "одного окна" по месту жительства с заявлением о признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), согласно приложению 1 к настоящему Регламенту.
Согласно подп. 17 п. 2.1 Регламента с заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих , в том числе, следующие сведения: справка с места работы лица, обязанного к уплате алиментов, о размере взыскиваемых алиментов либо соглашение об уплате алиментов или решение суда об установлении размера алиментов.
Учитывая вышеприведенные положения, непредставление Бисеровой Е.О. документов, свидетельствующих о получении ею алиментов на Бисерова Е.С. в 2013-2014 г.г., в силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" является основанием для отказа в признании истца нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Поскольку решение об отказе в признании истца нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях было принято Департаментом городского имущества города Москвы в соответствии с Законом г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", у суда не имелось оснований для удовлетворения требований Бисеровой Е.О.
Довод истца о том, что алименты на несовершеннолетнего Бисерова Е.С. она не получает, и при отсутствии доказательств получения алиментов Департамент городского имущества г. Москвы требовать представления документов, касающихся получения алиментов, был не вправе, несостоятелен, поскольку противоречит вышеприведенному положению Регламента, предусматривающего обязанность заявителя представить сведения относительно алиментов в пользу лица, имеющего в соответствии с семейным законодательством право на их получение. В случае неполучения алиментов истец не лишена была представить справку с места работы лица, обязанного к уплате алиментов, подтверждающую, что выплата алиментов на несовершеннолетнего Бисерова Е.С. не производится.
Кроме того, при вынесении решения судом не было учтено, что в силу п. 1 ст. 11 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" решение о признании жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях принимается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которым согласно Положению о Департаменте городского имущества города Москвы", утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП, является Департамент городского имущества города Москвы.
Решение суда в части признания Бисеровой О.Е. и Бисерова Е.С., *** г.р., малоимущими в целях, установленных ЖК РФ и нуждающимися в жилых помещениям, предоставляемых по договору социального найма, и возложении на ДГИ г. Москвы обязанности принять Бисерову Е.О. и Бисерова Е.С., *** г.р., на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Москве, принято судом без проверки всех обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении вопроса о признании гражданина малоимущим и в целях, установленных ЖК РФ и нуждающимся в жилых помещениям, предоставляемых по договору социального найма.
Принимая во внимание, что при разрешении спора суд первой инстанции не применил нормы материального права, подлежащие применению, что привело к вынесению незаконного решения, решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований истца по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 18 января 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Бисеровой Е.О. о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги по признанию малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признании незаконным бездействия Департамента городского имущества города Москвы, признании Бисеровой Е.О. и ее несовершеннолетнего сына Бисерова Е.С., малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении на Департамент городского имущества г. Москвы обязанности по принятию Бисеровой Е.О. и ее несовершеннолетнего сына Бисерова Е.С. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Москве.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.