Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Салтыковой Л.В.,
и судей Дорохиной Е.М., Канивец Т.В.,
при секретаре ТИ.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В. дело по апелляционным жалобам представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы на решение Пресненского районного суда города Москвы от 30 марта 2016 года и на дополнительное решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 июня 2016 года, которыми постановлено:
Исковые требования ***** - удовлетворить.
Признать распоряжение заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы N ***** от 17.12.2015 года Щербакова И.А., которым отказано *****, ***** в признании малоимущими гражданами в целях установленных ч. 2 ст. 59 ЖК РФ - незаконным.
Обязать ДГИ г. Москвы повторно рассмотреть заявление ***** о признании ***** и ***** малоимущими в целях установленных ч. 2 ст. 59 ЖК РФ.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу *****судебные расходы: по оплате услуг представителя в сумме ***** рублей, по оформлению доверенности в размере ***** рублей, по оплате госпошлины в сумме ***** рублей.
установила:
***** обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании Распоряжения N 24233 от 17.12.2015 года об отказе в признании малоимущими незаконным, в котором просила также обязать ответчика признать её и ***** малоимущими.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылалась на то, что ею 25.11.2014 года были поданы в ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЮАО все необходимые документы для признания ёе семьи малоимущей, что подтверждается описью бумаг, находящихся в материалах учетного дела N *****, в связи с чем вынесенное распоряжение N ***** от 17.12.2015 года является незаконным.
В ходе судебного разбирательства представитель истца по доверенности ***** поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель ДГИ г. Москвы по доверенности ***** возражала против удовлетворения требований, представила суду письменные возражения на иск, пояснила, что заявителям было отказано в приеме заявления на основании наличия у заявителей неполного комплекта документов, определенного Регламентом.
Ответчик Правительство Москвы явку своего представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Судом постановлены изложенное выше решение и дополнительное решение, об отмене которых по доводам апелляционных жалоб просит представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы.
Законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения и дополнительного решения проверена в апелляционном порядке.
В заседание судебной коллегии явилась представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности *****, которая поддержала доводы апелляционных жалоб.
Истец ***** в заседание судебной коллегии не явилась, ее представитель ***** в заседание судебной коллегии явился, с решением суда согласен.
Представитель ответчика Правительства Москвы в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения и дополнительного решения не имеется, так как они постановлены в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ***** и ***** зарегистрированы по месту жительства по адресу: *****, где на основании договора купли-продажи комнаты от 09.07.2004 года занимают комнату N 2, площадью жилого помещения 26,0 кв.м., в трехкомнатной коммунальной квартире, что следует из жилищных документов.
25.11.2014 года истец обратилась с заявлением о признании их малоимущими в целях, установленных частью 2 ст. 59 ЖК РФ.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 18.11.2014 года N Р55-10572 "О предоставлении *****, ***** свободного жилого помещения по договору купли-продажи по рыночной стоимости", *****, ***** предоставлена в равнодолевую собственность комната N 1, площадью жилого помещения 33,5 кв.м., в коммунальной квартире по адресу: г. Москва, ***** по договору купли-продажи по рыночной стоимости.
Распоряжением Департамента от 30.12.2014 года N У55-17016 "Об отказе в признании малоимущими в целях, установленных частью 2 ст. 59 ЖК РФ", *****, ***** отказано в признании малоимущими в целях, установленных частью 2 ст. 59 ЖК РФ, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более нормы предоставления.
Симоновский районный суд города Москвы 14.05.2015 года вынес решение об отмене распоряжения от 30.12.2014 года N У55-17016 "Об отказе в признании малоимущими в целях, установленных частью 2 ст. 59 ЖК РФ", об обязании устранить допущенные недостатки, обязал повторно рассмотреть заявление *****, ***** о признании их малоимущими в целях, установленных частью 2 ст. 59 ЖК РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.09.2015 года решение Симоновского районного суда г. Москвы от 14.04.2015 года оставлено без изменения.
Судом также установлено, что во исполнение решения Симоновского районного суда города Москвы от 14.04.20145 года, вступившего в законную силу 16.09.2015 года, на основании постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и на основании ст. 6, п. 1 ст. 8 Закона города Москвы N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", распоряжением Департамента от 17.12.2015 года N ***** отменено распоряжение Департамента от 30.12.2014 года N ***** "Об отказе в признании малоимущими в целях, установленных ч. 2 ст. 59 ЖК РФ", *****, ***** было отказано в признании их малоимущими в целях, установленных ч. 2 ст. 59 ЖК РФ, в связи с тем, что указанные заявители не представили документы, необходимые для определения размера имущественной обеспеченности (отсутствуют копии трудовых книжек и сведения о доходах за 2014 год *****, *****, сведения о наличии имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению).
В силу ст. 10 Конституции РФ вопрос о признании граждан малоимущими в компетенцию суда не входит.
Порядок признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы или муниципального жилищного фонда в соответствии с положениями главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается Законом города Москвы от 25.01.2006 года N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Согласно ст. 2 Закона города Москвы от 25.01.2006 года N 7 "О порядке признании жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях":
1. Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
2. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.
3. Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.
4. Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности.
В соответствии со ст. 4 вышеуказанного Закона, расчет дохода членов семьи за расчетный период определяется как произведение количества месяцев в расчетном периоде и среднего ежемесячного дохода всех членов семьи за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения на каждого члена семьи, установленного Правительством Москвы и действующего на дату обращения жителей города Москвы в уполномоченный орган для признания их малоимущими. Средний ежемесячный доход семьи определяется как сумма среднемесячного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения с заявлением о признании гражданина малоимущим.
В силу ст. 8 Закона города Москвы от 25.01.2006 года N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", заявитель и члены его семьи не признаются малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если:
1) не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные;
2) имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека;
3) размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме на каждого члена семьи.
Рассмотрение заявлений жителей города Москвы о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 04 апреля 2011 года N 115-ПП, которым утвержден Регламент рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п. 2.1 Регламента заявители вправе обратиться в службу "одного окна" по месту жительства с заявлением о признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), согласно приложению 1 к настоящему Регламенту. С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), в том числе сведения, подтверждающие виды и размер доходов за последние два года, а также сведения об имеющемся имуществе.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался указанными нормами права, проверил доводы сторон, дал представленным доказательствам правовую оценку, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Проверяя доводы представителя ответчика о том, что заявителям было правомерно отказано в приеме документов на основании п. 2.4.3 Регламента, поскольку ими представлен неполный комплект документов, определенных Регламентом, суд признал, что истцом 25.11.2014 года были переданы в ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЮАО, в том числе, следующие документы: сведения о доходах семьи, справка на *****, выписка из приказа N 79, выписка из лицевого счета *****, выписка из лицевого счета *****, копия трудовой книжки, что подтверждается описью бумаг, находящихся в деле N *****.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том признал, что ДГИ г. Москвы необоснованно отказал в удовлетворении заявления истца со ссылкой на непредставление документов, поскольку в поданном истцами заявлении о признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, такие документы присутствовали.
Суд первой инстанции правомерно признал, что принятое распоряжение ДГИ г. Москвы от 17.12.2015 года N 24233 об отказе в признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, нарушает законные права, свободы и интересы истцов, в связи с чем обязал ДГИ г. Москвы повторно рассмотреть заявление ***** от 25 ноября 2014 года о признании её и ***** малоимущими в целях, установленных ЖК РФ.
Применив положения ст.ст. 94, 98, 100 ГПК РФ, суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах в сумме ***** рублей, а также расходы на оформление доверенности в размере ***** рублей и оплату госпошлины в сумме ***** рублей.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы повторяют обстоятельства, установленные судом, были предметом подробного изучения суда первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда, что не является основанием к отмене постановленного решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжение от 17.12.2015 года об отказе в признании малоимущими является законным, не состоятельны, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке исследованных судом доказательств у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представителем истца в момент вынесения судом решения не было заявлено требование о взыскании судебных расходов, а также что документы, подтверждающие, что истцом понесены судебные расходы представлены после вынесения судом решения, не являются основаниями к отмене постановленного дополнительного решения суда, поскольку в силу положений ст. 201 ГПК РФ, если судом не разрешен вопрос о судебных расходах по делу, по которому решение суда не вступило в законную силу, то суд вправе вынести дополнительное решение.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, влияющих на правильность выводов суда первой инстанции и направлены на иное толкование норм права и иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 30 марта 2016 года и дополнительное решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.