Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Савиной С.А., Снегиревой Е.Н.,
при секретаре Микаэлян К.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 19 мая 2016 года, которым постановлено:
"Административные исковые заявления Общества с ограниченной ответственностью "Весенино", Общества с ограниченной ответственностью "Земельные инвестиции", Общества с ограниченной ответственностью "Коттеджи Подмосковья" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190415:11, общей площадью 224 537 кв.м, расположенного по адресу: город Москва, поселение Первомайское, вблизи пос. Первомайское, определённую по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 578 385 621 (пятьсот семьдесят восемь миллионов триста восемьдесят пять тысяч шестьсот двадцать один) рубль.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190415:14, общей площадью 271 076 кв.м, расположенного по адресу: город Москва, поселение Первомайское, вблизи пос. Первомайское, определённую по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 698 269 235 (шестьсот девяносто восемь миллионов двести шестьдесят девять тысяч двести тридцать пять) рублей.
Датой подачи заявлений Общества с ограниченной ответственностью "Весенино", Общества с ограниченной ответственностью "Земельные инвестиции", Общества с ограниченной ответственностью "Коттеджи Подмосковья" о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0190415:11, 50:26:0190415:14 считать 30 октября 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости названных земельных участков, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки",
установила:
ООО "Весенино", ООО "Земельные инвестиции", ООО "Коттеджи Подмосковья" обратились в суд с заявлениями, в которых с учетом уточнений просили установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером 50:26:0190415:11, общей площадью 224 537 кв. метра, расположенного по адресу: город Москва, поселение Первомайское, вблизи пос. Первомайское (далее также земельный участок 1), в размере 578 385 621 рублей; с кадастровым номером 50:26:0190415:14, общей площадью 271 076 кв. метра, расположенного по адресу: город Москва, поселение Первомайское, вблизи пос. Первомайское (далее также земельный участок 2), в размере 698 269 235 рублей.
В обоснование требований административные истцы указали, что по результатам государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Москвы 21.11.2014 N 687-ПП, установлена кадастровая стоимость земельного участка 1 в размере 802 627 714, 83 рублей, земельного участка 2 в размере 962 929 721 рублей.
Установленная кадастровая стоимость земельных участков, по мнению административных истцов, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административных истцов, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ООО "Весенино" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190415:11, общей площадью 224 537 кв. метра, расположенного по адресу: город Москва, поселение Первомайское, вблизи пос. Первомайское (земельный участок 1), и земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190415:14, общей площадью 271 076 кв. метра, расположенного по адресу: город Москва, поселение Первомайское, вблизи пос. Первомайское (земельный участок 2). До 21 июля 2015 года собственником земельного участка 1 являлось ООО "Земельные инвестиции". До 20 августа 2015 года собственником земельного участка 2 являлось ООО "Коттеджи Подмосковья".
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП утверждена кадастровая стоимость на 01 января 2014 года земельного участка 1 в размере 802 627 714, 83 рублей, земельного участка 2 - в размере 962 929 721 рублей.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административные истцы представили отчёты об оценке от 12 октября 2015 года N---, N----, N----, подготовленные ООО "----", согласно которым рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2014 года земельного участка 1 составляет 533 171 000 рублей, земельного участка 2 - 630 355 000 рублей.
На отчеты об оценке получено положительное экспертное заключение.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением суда от 29 марта 2016 года по ходатайству административных истцов назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "---".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N --- от 21 апреля 2016 года отчёты об оценке от 12 октября 2015 года N---, N--- и N----, подготовленные ООО "----", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. Рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2014 года определена для земельного участка 1 в размере 578 385 621 рублей, для земельного участка 2 в размере 698 269 235 рублей
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельных участков в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского городского суда от 19 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.