Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Савиной С.А., Юдиной А.М.,
при секретаре Мещеряковой Е.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 07 июля 2016 года, которым постановлено:
"Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006001:241, общей площадью 1 600 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское ш. (транспортная развязка за дорогой на Шереметьево-1) в размере его рыночной стоимости 43 688 000 рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003021:19, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, вл.25, стр 2 в размере его рыночной стоимости 39 750 000 рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003014:10, общей площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Рубцовская наб., вл. 2А, стр. 1 в размере его рыночной стоимости 71 550 000 рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024009:2027, общей площадью 897 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Москва, ул. Новослободская, вл. 64, в размере его рыночной стоимости 36 386 805 рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021000:3, общей площадью 741 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Москва, Рижская пл. влад.3 в размере его рыночной стоимости 26 454 441 рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003028:16, общей площадью 1 000 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское ш. влад 45 в размере его рыночной стоимости 34 333 000 рублей.
Принятое решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названных земельных участков считать 24.12.2015 г.
Взыскать с ЗАО "ТрансАЗС" в пользу ООО "Бюро Оценки Бизнеса" оплату проведения судебной экспертизы в сумме 400000 рублей",
установила:
ЗАО "ТрансАЗС" обратилось в суд с заявлением, в котором с учетом уточнений просило установить кадастровую стоимость земельных участков, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года:
с кадастровым номером 77:09:0006001:241 в размере 43 688 000 рублей;
с кадастровым номером 77:01:0003021:19 в размере 39 750 000 рублей;
с кадастровым номером 77:01:0003014:10 в размере 71 550 000 рублей;
с кадастровым номером 77:02:0024009:2027 в размере 36 386 805 рублей;
с кадастровым номером 77:02:0021000:3 в размере 26 454 441 рублей;
с кадастровым номером 77:09:0003028:16 в размере 34 333 000 рублей.
В обоснование требований административный истец указал, что по результатам государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Москвы 21.11.2014 N 687-ПП, установлена кадастровая стоимость земельных участков, арендатором которых является общество.
Установленная кадастровая стоимость земельных участков, по мнению административного истца, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные заинтересованные лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя ЗАО "ТрансАЗС", проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ЗАО "ТрансАЗС" является арендатором земельных участков:
с кадастровым номером 77:09:0006001:241, общей площадью 1 600 кв.м., расположенного по адресу: Россия, г. Москва, Ленинградское ш. (транспортная развязка за дорогой на Шереметьево-1);
с кадастровым номером 77:01:0003021:19, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, вл.25, стр. 2;
с кадастровым номером 77:01:0003014:10, общей площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: Россия, г. Москва, Рубцовская наб., вл. 2А, стр. 1;
с кадастровым номером 77:02:0024009:2027, общей площадью 897 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Москва, ул. Новослободская, вл. 64;
с кадастровым номером 77:02:0021000:3, общей площадью 741 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Москва, Рижская пл. влад.3;
с кадастровым номером 77:09:0003028:16, общей площадью 1 000 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Москва, Дмитровское ш. влад. 45.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП утверждена кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2014 года земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006001:241 составила 56 073 760 рублей, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003021:19 составила 40 230 725 рублей, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003014:10 составила 73924407 рублей, земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024009:2027 составила 63 207 741,87 рублей копеек, земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021000:3 составила 69 927 651,30 рублей, земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003028:16 составила 60 354 750 рублей.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке от 17 декабря 2015 года N ----, подготовленный ООО "----", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006001:241 составила 34 827 954 рублей, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003021:19 составила 28 536 492 рублей, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003014:10 составила 24 469 332 рублей, земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024009:2027 составила 26 788 326 рублей, земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021000:3 составила 22 114 630 рублей, земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003028:16 составила 25 542 867 рублей.
На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением суда от 12 мая 2016 года по ходатайству административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "----".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 20.06.2016 г. N 2016-01/271 отчет об оценке от 17 декабря 2015 года N ----, подготовленный ООО "------", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года с кадастровым номером 77:09:0006001:241 составляет 43 688 000 рублей, с кадастровым номером 77:01:0003021:19 составляет 39 750 000 рублей, с кадастровым номером 77:01:0003014:10 составляет 71 550 000 рублей, с кадастровым номером 77:02:0024009:2027 составляет 36 386 805 рублей, с кадастровым номером 77:02:0021000:3 составляет 26 454 441 рублей, с кадастровым номером 77:09:0003028:16 составляет 34 333 000 рублей.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельных участков в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Судебная коллегия полагает, что доводы административных ответчиков об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка основаны на неправильном толковании норм материального права.
Указанное право предусмотрено в силу требований статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности право арендатора земельного участка на обращение в суд в целях оспаривания результатов кадастровой стоимости не ставится в зависимость от срока действия договора аренды такого объекта недвижимого имущества.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского городского суда от 07 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.