Президиума Московского городского суда
по делу N 44г-57
27 мая 2016 г. г. Москва
Президиум Московского городского суда в составе:
председателя Президиума Егоровой О.А.
и членов Президиума: Фомина Д.А., Базьковой Е.М., Панарина М.М., Васильевой Н.А., Ишмуратовой Л.Ю., Пильгуна А.С.,
при секретаре Грязновой А.Н.,
рассмотрел в заседании по докладу судьи Курциньш С.Э. по кассационной жалобе А.В., В.В., Е.А., В.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 08.06.2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.11.2015 г. гражданское дело по иску В.В., А.В., Е.А., В.А. к ДГИ г. Москвы о признании незаконным распоряжения об отказе в признании нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ,
установил:
В.В., А.В., Е.А. и В.А. обратились в суд с иском к ДГИ г. Москвы о признании незаконным распоряжения N У53-12447 исполняющего обязанности начальника Управления ДЖП и ЖФ г. Москвы в ВАО Т.В. от 09.09.2014 г. и принятии на учёт нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
В обоснование иска указано, что В.В., А.В., Е.А. и В.А. зарегистрированы совместно с родителями А.В. - В.А. и Л.П. по адресу: г. Москва, ул. _. Собственником данного жилого помещения является брат А.В. - А.В.. 01.08.2014 г. истцы обратились с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Оспариваемым распоряжением заявителям отказано в принятии их на данный учёт со ссылкой на положения ст. 54 ЖК Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 3 ст. 9, п. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", закрепляющие основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, в частности, когда размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учётной нормы; а также основания для отказа в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом распоряжение мотивировано тем, что В.А. и Л.П., зарегистрированные совместно с истцами по одному адресу, с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещениях в рамках городских жилищных программ не обращались, документы о личности и гражданстве не представили.
Истцы, мотивируя заявленные требования, указывали на то обстоятельство, что инициирование процедуры принятия на учёт нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещениях носит заявительный характер и основывается на добровольном участии в ней заявителя и членов его семьи. В связи с чем отсутствие соответствующего волеизъявления В.А. и Л.П. в силу закона не может послужить основанием для отказа в принятии заявителей на данный учёт.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы, являющегося правопреемником ДЖП и ЖФ г. Москвы, иск не признал.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 08.06.2015 г. постановлено:
В удовлетворении исковых требований В.В., А.В., Е.А., В.А. к ДГИ г. Москвы о признании незаконным распоряжения об отказе в признании нуждающимися в жилом помещении - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.11.2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
Указанное выше гражданское дело, затребованное для проверки в кассационном порядке 09.03.2016 г., поступило в экспедицию Московского городского суда 31.03.2016 г.
Определением судьи Московского городского суда от 29.04.2016 г. кассационная жалоба вместе с гражданским делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав адвоката И.А., действующую в интересах В.В., А.В., Е.А., а В.А., действующую по доверенности в интересах Департамента городского имущества г. Москвы Е.С., Президиум Московского городского суда находит доводы, изложенные в кассационной жалобе обоснованными, решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 08.06.2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.11.2015 г. подлежащим отмене, гражданское дело направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела судами допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального закона.
Судом установлено, что 01.08.2014 г. В.В., А.В., Е.А., В.А. обратились с заявлением о признании нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
В.В., её супруг - А.В., их сыновья Е.А. и В.А., на момент обращения с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ были зарегистрированы и проживали в квартире, принадлежащей А.В, по адресу: г. Москва, _, совместно с родителями А.В. - В.А. и Л.П.
Распоряжением начальника Управления ДЖП и ЖФ г. Москвы в ВАО Ткаченко Т.В. от 09.09.2014 г. N У53-12447 заявителям было отказано в признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ по основаниям, предусмотренным ст. 54 ЖК Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 3 ст. 9. п.1. и п. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения".
Данное решение мотивировано тем обстоятельством, что истцы В.В., А.В., Е.А. и В.А. проживают в вышеуказанном жилом помещении в составе семьи из шести человек, при этом, остальные члены семьи, а именно В.А. и Л.П. с заявлением о признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городским жилищных программ не обращались, документы о личности и гражданстве не представили.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что основанием для отказа в признании заявителей нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ обоснованно послужило то обстоятельство, что ими не были представлены необходимые сведения о лицах, совместно с ними проживающих.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявитель оспаривает выводы судебных инстанций, ссылаясь на то обстоятельство, что В.А. и Л.П. членами семьи заявителей не являются и не нуждаются в улучшении жилищных условий.
Приведённые доводы заслуживают внимания по следующим основаниям.
Порядок и условия предоставления жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы или помощи г. Москвы в приобретении жилых помещений в собственность жителям г. Москвы, состоящим на жилищном учёте и учёте нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, или иным указанным в Законе категориям жителей города Москвы, а также отношения по осуществлению полномочий Российской Федерации в области обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, переданных для осуществления органам государственной власти города Москвы, установлены и регулируются Законом г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 8 данного Закона жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях в случае, если они не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учётной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания)
В силу ст. 7 указанного Закона жители г. Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в ст. 8 указанного Закона, если они подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", закрепляющей порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях, для признания жителей г. Москвы нуждающимися в жилых помещениях заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают своё согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Согласно ст. 4.1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ устанавливается Правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 г. N 115-ПП утверждён Регламент рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных ЖК Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
В соответствии с п. 2.2 Регламента с заявлением представляются копии документов, подтверждающих сведения о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи; о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении (при наличии соответствующих отношений); о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы (в том числе за пределами Российской Федерации), в отношении которых заявители обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (в случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет); свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти г. Москвы в режиме "одного окна" или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации: единый жилищный документ (при его отсутствии - копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги); полномочия представителя заявителя (доверенность, оформленная в установленном порядке) в случае, если заявление подает доверенное лицо;
о личности (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) доверенного лица заявителя (в случае, если заявление подаёт доверенное лицо).
Таким образом, положения Регламента не содержат требований о предоставлении документов, содержащих сведения о личности, гражданстве и месте жительства лиц, не указанных в заявлении о принятии на учёт нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Более того, Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 г. N 815-ПП "О порядке учёта граждан в целях реализации городских жилищных программ" установлен порядок учёта таких граждан, согласно которому ведение учёта по всем категориям, указанным в п. 2 настоящего Порядка, осуществляется путём формирования списков граждан, состоящих на учёте, а также учётных дел граждан, включённых в указанные списки (п. 4.1).
Критерием, определяющим единицу учёта, является адрес жилого помещения. Все граждане, подавшие заявление о постановке на учёт и проживающие по месту жительства на законных основаниях в данном жилом помещении, включаются в одно учётное дело. В этом учётном деле также должна содержаться информация об иных гражданах, проживающих по месту жительства в данном жилом помещении на законных основаниях (п. 4.4).
При этом основанием для формирования учётного дела является заявление гражданина, поданное в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 г. N 115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ", по которому уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы принято положительное решение, предусматривающее постановку на учёт. Все последующие волеизъявления граждан, проживающих по тому же адресу, рассматриваются в совокупности со сведениями, уже содержащимися в учётном деле, сформированном по первому заявлению (п. 4.5).
То есть в развитие вышеприведённых нормативных положений законодателем предусмотрен и закреплён порядок учёта граждан, проживающих по одному адресу и в последствии также обратившихся с соответствующим заявлением о принятии на учёт в целях реализации городских жилищных программ.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 01.08.2014 г. В.В. обратилась в УДЖП и ЖФ г. Москвы по ВАО с заявлением о признании нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, подписанным всеми совершеннолетними членами своей семьи, в частности А.В., Е.А., В.А., желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (л.д. 43-47).
Также, заявителем В.В. дополнительно было подано заявление о том, что документы на имя В.А. и Л.П. не могут быть предоставлены в УДЖП и ЖФ г. Москвы в ВАО, в связи с отсутствием на то согласия указанных лиц (л.д. 56).
Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 18.12.2014 г. удовлетворены исковые требования А.В. о признании прекратившими право пользования и выселении А.В., В.В., В.А., Е.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул, д. , корп. , кв. (л.д. 27-29).
Однако, отказывая в принятии указанных лиц на учёт нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, должностное лицо Управления ДЖП и ЖФ г. Москвы в ВАО, исходило из того, что по месту их жительства также зарегистрированы В.А. и Л.П., которые с заявлением о признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ не обращались, документы о личности и гражданстве не представили.
Вместе с тем из вышеприведённых норм права следует, что с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ обращаются лица, желающие быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. Кроме того, не предоставление документов о личности и гражданстве лиц, не указанных в заявлении о принятии на учёт нуждающихся в содействии в приобретении жилых помещениях, по смыслу закона не является основанием для отказа в принятии заявителей на такой учёт.
Таким образом, содержание оспариваемого распоряжения, в частности, приведённые в нём мотивы и выводы, не соответствуют требованиям закона, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения. Однако, отказывая в удовлетворении исковых требований о признании оспариваемого распоряжения незаконным, судебными инстанциями также допущено неправильное истолкование норм материального права, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителей, в связи с чем, решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 08.06.2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.11.2015 г. подлежат отмене, дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Московского городского суда
постановил:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 08.06.2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.11.2015 г. отменить, гражданское дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда.
Председатель Президиума
Московского городского суда О.А. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.