Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
при секретаре Матвеенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-585/2016 по административному исковому заявлению Вагина Р* А*, Ромашихина В* В*, Абдуллаханова Т* Д*, Пожидаева А* В*, Казанского А* Г*, Зайцева Д* О*, Яковенко Ал* В*, Карутина А* Н* об установлении кадастровой стоимости квартир равной их рыночной стоимости,
установил:
Вагин Р.А., Ромашихин В.В., Абдуллаханов Т.Д., Пожидаев А.В., Казанский А.Г., Зайцев Д.О., Яковенко А.В., Карутин А.Н. 03 марта 2016 года (обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости имело место 14 декабря 2015 года) обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просили об установлении кадастровой стоимости квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:18922, площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19168, площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19179, площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, квартиры с кадастровым номером 77:07:0004005:9376, площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19191, площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19222, площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19474, площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19421, площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, * равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере * рубль, * рублей, * рубля, * рубля, * рублей, * рублей, * рублей, * рубля соответственно.
Свои требования Вагин Р.А., Ромашихин В.В., Абдуллаханов Т.Д., Пожидаев А.В., Казанский А.Г., Зайцев Д.О., Яковенко А.В., Карутин А.Н. мотивируют тем, что несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости квартир их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При этом права административных истцов, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости квартир их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Административные истцы Вагин Р.А., Ромашихин В.В., Абдуллаханов Т.Д., Пожидаев А.В., Казанский А.Г., Зайцев Д.О., Яковенко А.В., Карутин А.Н. в судебное заседание не явились; о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрение дела в их отсутствие, в котором заявленные требования, с учетом их уточнения, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) Родин В.С., представляющий также на основании доверенности интересы заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы, требования административных истцов не признал, пояснил, что административными истцами не представлено достоверных доказательств, которые бы подтверждали их требования, указав, что вывод оценщика, содержащийся в отчёте о величине рыночной стоимости объектов оценки, не может быть признан обоснованным. Кроме того, истцы, требуя установления рыночной стоимости квартир для целей налогообложения, имеют своей целью уменьшить императивно установленный, обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, что недопустимо без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платеж, доказательств использования Правительством Москвы при определении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости недостоверных сведений о них, нарушения процедуры и (или) методики проведения государственной кадастровой оценки, что могло бы свидетельствовать о необоснованном завышении кадастровой стоимости, не представлено.
Заинтересованное лицо Казанская П.В. в судебное заседание не явилась; о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрение дела в ее отсутствие.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещённые о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Вагину Р.А., Ромашихину В.В., Абдуллаханову Т.Д., Пожидаеву А.В., Казанскому А.Г. (1/2 доля в праве), Зайцеву Д.О., Яковенко А.В., Карутину А.Н. на праве собственности принадлежат квартиры:
с кадастровым номером 77:00:0000000:18922, назначение: жилое, площадью * кв.м, расположенная по адресу: г.Москва, *, что подтверждается свидетельством от 18 июня 2010 года N*,
с кадастровым номером 77:00:0000000:19168, назначение: жилое, площадью * кв.м, расположенная по адресу: г.Москва, *, что подтверждается свидетельством от 06 февраля 2014 года N*,
с кадастровым номером 77:00:0000000:19179, назначение: жилое, площадью * кв.м, расположенная по адресу: г.Москва, *, что подтверждается свидетельством от 16 ноября 2012 года N*.
с кадастровым номером 77:07:0004005:9676, назначение: жилое, площадью * кв.м, расположенная по адресу: г.Москва, *, что подтверждается свидетельством от 07 апреля 2014 года N*,
с кадастровым номером 77:00:0000000:19191, назначение: жилое, площадью * кв.м, расположенная по адресу: г.Москва, *, что подтверждается свидетельством от 17 августа 2012 года N*,
с кадастровым номером 77:00:0000000:19222, назначение: жилое, площадью * кв.м, расположенная по адресу: г.Москва, *, что подтверждается свидетельством от 22 июня 2012 года N*,
с кадастровым номером 77:00:0000000:19474, назначение: жилое, площадью * кв.м, расположенная по адресу: г.Москва, *, что подтверждается свидетельством от 30 апреля 2013 года N*,
с кадастровым номером 77:00:0000000:19421, назначение: жилое, площадью * кв.м, расположенная по адресу: г.Москва, *, что подтверждается свидетельством от 24 января 2014 года N*.
Собственником другой доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г.Москва, *, является Казанская П.В.
Административные истцы в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" являются плательщиками налога на имущество физических лиц и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости квартир затрагивают права и обязанности Вагина Р.А., Ромашихина В.В., Абдуллаханова Т.Д., Пожидаева А.В., Казанского А.Г., Зайцева Д.О., Яковенко А.В., Карутина А.Н. как плательщиков налога.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2014 года), в частности, по итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объектов капитального строительства - квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:18922 по состоянию на 01 января 2014 года составила * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19168 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19179 - * рубль, квартиры с кадастровым номером 77:07:0004005:9376 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19191 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19222 - * рубля, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19474 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19421 - * рублей, такие сведения о кадастровой стоимости в отношении спорных квартир внесены в государственный кадастр недвижимости.
Приведенные результаты определения кадастровой стоимости квартир просят пересмотреть административные истцы, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25 декабря 2015 года N 51-7490/2015 отклонено заявление Вагина Р.А., Ромашихина В.В., Абдуллаханова Т.Д., Пожидаева А.В., Казанского А.Г., Казанской П.В., Зайцева Д.О., Яковенко А.В., Карутина А.Н. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Тот факт, что итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки признается рекомендуемой для целей совершения сделки, никакая сделка, предметом которой бы являлись спорные квартиры, в настоящем случае не заключается, а целью установления кадастровой стоимости объектов недвижимости является регулирование вопросов налогообложения, не свидетельствует о невозможности установления судом кадастровой стоимости квартир равной их рыночной стоимости.
Кроме того, суд учитывает, что приведенное в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ понятие рыночной стоимости является условным определением, сформулированным для целей единообразного применения закона; кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует, от определения и установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в данном случае напрямую зависит объем налоговых обязательств его собственника; помимо прочего, положения статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года прямо допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (пересмотр результатов определения кадастровой стоимости).
В связи с изложенным, несмотря на то, что настоящее административное исковое заявление не направлено на заключение договора купли-продажи или реализацию иных правомочий собственника по распоряжению объектом недвижимости, суд полагает, что у административных истцов имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащих им квартир для целей пересмотра утвержденной в отношении них кадастровой стоимости, так и обращения в суд по вопросу установления в отношении таких объектов недвижимости кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, поскольку иное противоречило бы смыслу закона, нарушало права и законные интересы собственников как плательщиков соответствующего налога.
В обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости квартир в размере их рыночной стоимости Вагиным Р.А., Ромашихиным В.В., Абдуллахановым Т.Д., Пожидаевым А.В., Казанским А.Г., Зайцевым Д.О., Яковенко А.В., Карутиным А.Н. представлен отчёт об оценке от 03 декабря 2015 года N 554/2015 (далее отчёт N 544/2015), выполненный ООО "*" по заказу административных истцов, согласно которому рыночная стоимость квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:18922 по состоянию на 01 января 2014 года составила * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19168 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19179 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:07:0004005:9376 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19191 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19222 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19474 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19421 - * рублей. Указанный отчёт свидетельствует о том, что кадастровая стоимость на 57,63,72,64,61 процентов превышает рыночную стоимость объектов недвижимости.
Согласно экспертному заключению от 03 декабря 2015 года NЭП-090915-4/1, подготовленному Некоммерческим партнёрством "Саморегулируемая организация оценщиков "*", отчет об оценке N544/2015 соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с глубокими противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требует специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке N544/2015, от кадастровой стоимости объектов недвижимости, определением суда от 26 апреля 2016 года назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено ООО "*".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 25 июля 2016 года N3а-585/2016-Э, составленному ООО "*", отчет об оценке N544/2015, представленный административными истцами, требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки соответствует; рыночная стоимость квартир, определенная оценщиком в названном отчете, не подтверждается; рыночная стоимость квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:18922 по состоянию на 01 января 2014 года по результатам судебной экспертизы составляет * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19168 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19179 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:07:0004005:9376 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19191 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19222 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19474 - * рублей, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19421 - * рублей.
На основании заключения эксперта ООО "*" административные истцы уточнили требования в порядке статьи 46 КАС РФ и просили установить кадастровую стоимость квартир с кадастровыми номерами 77:00:0000000:18922, 77:00:0000000:19168, 77:00:0000000:19179, 77:07:0004005:9376, 77:00:0000000:19191, 77:00:0000000:19222, 77:00:0000000:19474, 77:00:0000000:19421 в размере их рыночной стоимости * рубль, * рублей, * рубля, * рубля, * рублей, * рублей, * рублей, * рубля соответственно.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нём выводов.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 82 КАС РФ.
Не доверять выводам эксперта ООО "*" Федоровой Ю.М. у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт Федорова Ю.М. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности (12 лет), составленное ею заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Из экспертного заключения следует, что при его подготовке эксперт использовал сравнительный подход к оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, что не противоречит федеральным стандартам оценки и положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, а также Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"; отказ от использования затратного и доходного подходов к оценке квартир экспертом обоснован и сомнений не вызывает; для оценки квартир за единицу сравнения выбран 1 кв. м как наиболее типичная единица сравнения для оценки квартир; по основным ценообразующим параметрам (условия финансирования, дата предложения, местоположение, состояние, общая площадь) для объектов-аналогов в необходимых случаях произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объектов оценки; все корректировки, применяемые в расчетах, обоснованы в применении; расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными; приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление о рынке жилья города Москвы на дату оценки и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость, о местоположении объектов оценки, их количественных и качественных характеристиках; экспертом произведен качественный анализ подобранных объектов-аналогов в целях их сопоставления; в экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения; в заключении эксперт ответил на поставленные перед ним вопросы; оснований сомневаться в установленной экспертом рыночной стоимости квартир суд не находит.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст. 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Однако эти требования не исключают возможность производства судебной экспертизы по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний, и которые поставлены перед экспертом судом, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в том числе с целью определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Деятельность по организации и производству судебной экспертизы регулируется специальным законодательством: Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", КАС РФ.
Заключение эксперта ООО "*", как уже отмечалось выше, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ, в том числе его статьям 8, 25, и нормам КАС РФ.
Правильность заключения эксперта ООО "*", отвечающего требованиям статей 77, 79 - 82 КАС РФ, административными ответчиками не опровергнута; эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем им дана соответствующая подписка.
Данными о том, что рыночная стоимость квартир с кадастровыми номерами 77:00:0000000:18922, 77:00:0000000:19168, 77:00:0000000:19179, 77:07:0004005:9376, 77:00:0000000:19191, 77:00:0000000:19222, 77:00:0000000:19474, 77:00:0000000:19421 по состоянию на 01 января 2014 года, определенная в размере * рубль, * рублей, * рубля, * рубля, * рублей, * рублей, * рублей, * рубля соответственно, является иной, суд не располагает.
Во всяком случае, ходатайств о повторной экспертизе, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения ООО "*" и установленной в нем рыночной стоимости спорных объектов, административными ответчиками не заявлено.
При таких данных, оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что экспертное заключение ООО "*" от 25 июля 2016 года N3а-585/2016-Э является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки в размере * рубль, * рублей, * рубля, * рубля, * рублей, * рублей, * рублей, * рубля и может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление Вагина Р.А., Ромашихина В.В., Абдуллаханова Т.Д., Пожидаева А.В., Казанского А.Г., Зайцева Д.О., Яковенко А.В., Карутина А.Н. об установлении кадастровой стоимости квартир равной их рыночной стоимости, установленной в заключении эксперта ООО "*" по результатам судебной оценочной экспертизы от 25 июля 2016 года N3а-585/2016-Э по состоянию на 01 января 2014 года в размере * рубль, * рублей, * рубля, * рубля, * рублей, * рублей, * рублей, * рубля соответственно, подлежит удовлетворению, такое требование административных истцов является обоснованным, рыночная стоимость квартир подтверждена надлежащим доказательством по результатам судебной экспертизы на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Поскольку требования Вагина Р.А., Ромашихина В.В., Абдуллаханова Т.Д., Пожидаева А.В., Казанского А.Г., Зайцева Д.О., Яковенко А.В., Карутина А.Н. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поданы в Комиссию 14 декабря 2015 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, в отношении квартир применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объектов недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этих объектов, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" учёт изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае её пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Вагина Р*А*, Ромашихина В* В*, Абдуллаханова Т* Д*, Пожидаева А* В*, Казанского А* Г*, Зайцева Д* О*, Яковенко А* В*, Карутина А* Н* об установлении кадастровой стоимости квартир равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:18922, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, равной её рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере * (*) рубль.
Установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19168, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, равной её рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19179, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, равной её рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере * (*) рубля.
Установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером 77:07:0004005:9376, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, равной её рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере * (*) рубля.
Установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19191, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, равной её рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19222, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, равной её рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19474, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, равной её рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19421, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, * равной её рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере * (*) рубля.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:18922, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19168, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19179, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, квартиры с кадастровым номером 77:07:0004005:9376, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19191, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19222, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19474, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, квартиры с кадастровым номером 77:00:0000000:19421, общей площадью * кв.м, расположенной по адресу: г.Москва, *, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названных квартир считать 14 декабря 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.