Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Яресько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-787/16 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Белкофорте" об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Белкофорте" (далее - ООО "Белкофорте", Общество) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости. Уточнив административные исковые требования, истец просит установить: кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0008008:1046, площадью 3024,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Декабристов, д.38, корп.1, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 167 940 677,97 рублей; кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0002013:1036, площадью 3286,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д.8, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 183 211 864,41 рублей; кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0002013:1011, площадью 3331,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д.8, корп.1, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 187 618 644,07 рублей; кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0002013:1008, площадью 11 790, 2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д.8, корп.2, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 612 788 135,59 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что является собственником указанных нежилых зданий и плательщиком налога на имущество организаций. Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" утверждена кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:02:0008008:1046, 77:02:0002013:1036, 77:02:0002013:1011, 77:02:0002013:1008 в размере 222 496 345,26 рублей, 303 483 592,15 рублей, 282 423 300 рублей, 920 179 010,32 рублей, соответственно. По мнению административного истца, кадастровая стоимость зданий существенно превышает размер их рыночной стоимости. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости зданий их рыночной стоимости нарушает права Общества как плательщика налога на недвижимое имущество, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Белкофорте" по доверенности Дайнеко М.А. административные исковые требования поддержала полностью по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, полагала выводы судебной оценочной экспертизы обоснованными.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Родин В.С. в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, поддержал ранее представленные письменные пояснения по делу, полагал, что доказательств, свидетельствующих о недостоверности кадастровой стоимости, административным истцом не представлено.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, извещены.
С учетом надлежащего извещения ответчиков о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ООО "Белкофорте" подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что ООО "Белкофорте" является собственником нежилых зданий с кадастровым номером 77:02:0008008:1046, площадью 3024,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Декабристов, д.38, корп.1; с кадастровым номером 77:02:0002013:1036, площадью 3286,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д.8; с кадастровым номером 77:02:0002013:1011, площадью 3331,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д.8, корп.1; с кадастровым номером 77:02:0002013:1008, площадью 11 790, 2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д.8, корп.2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N688-ПП, установлена кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:02:0008008:1046, 77:02:0002013:1036, 77:02:0002013:1011, 77:02:0002013:1008 в размере 222 496 345,26 рублей, 303 483 592,15 рублей, 282 423 300 рублей, 920 179 010,32 рублей, соответственно.
Сведения о таком размере кадастровой стоимости зданий были внесены в Государственный кадастр недвижимости.
Возражая против удовлетворения административного иска, представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в письменных пояснения на иск ссылается на то, что расхождение кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, административный истец имеет своей целью уменьшить обязательный платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платеж.
Однако, суд не может согласиться с настоящими доводами административных ответчиков, поскольку в силу пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом указанные нормы не содержат условий об обязательном согласовании уменьшения (изменения) кадастровой стоимости объекта недвижимости с органами государственной власти, устанавливающими и взимающими налоги и сборы на территории Российской Федерации.
ООО "Белкофорте" в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций.
Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости спорных зданий затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку принадлежащие ему здания являются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы как кадастровая стоимость спорных объектов.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Суд находит, что обращение ООО "Белкофорте" в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость нежилых зданий ООО "Белкофорте" представило отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества N01/249/1407 от 21 августа 2015 года, подготовленный ООО "АКЦ "Департамент профессиональной оценки", в соответствии с которым рыночная стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:02:0008008:1046, 77:02:0002013:1036, 77:02:0002013:1011, 77:02:0002013:1008 по состоянию на 1 января 2014 г. определена в размере 167 940 677, 97 рублей, 183 211 864, 41 рублей, 187 618 644,07 рублей, 612 788 135, 59 рублей, соответственно.
На указанный отчет административным истцом представлено положительное экспертное заключение от 16 сентября 2015 г. N1125/09-15, составленное экспертом Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков".
Административный истец, воспользовавшись предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий, обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 15 декабря 2015 года N51-7026/2015 ООО "Белкофорте" было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного выше объектов недвижимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
При установлении юридически значимого обстоятельства по делу (установлении величины рыночной стоимости объектов недвижимости) судом исследовался представленный административным истцом отчет об оценке на предмет его соответствия законодательству об оценочной деятельности, в том числе с учетом письменных замечаний Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, и в целях проверки подготовленного оценщиком отчета об оценке на предмет его соответствия законодательству об оценочной определением суда от 31 мая 2016 года по настоящему административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "БСГ-КОНСАЛТИНГ ГРУПП".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 05 августа 2016 года представленный административным истцом отчет об оценке N01/249/1407 от 21 августа 2015 года не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Эксперт указал, что оценщиком допущены нарушения, повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки; информация, использованная оценщиком, не является достоверной, достаточной и проверяемой. По результатам проведенных исследований эксперт пришел к выводу о том, что по состоянию на 01 января 2014 года рыночная стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:02:0008008:1046, 77:02:0002013:1036, 77:02:0002013:1011, 77:02:0002013:1008 составит 199 600 000 рублей, 200 500 000 рублей, 229 000 000 рублей, 676 000 000 рублей, соответственно.
Оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется, поскольку эксперт Сафонов Ю.В., проводивший судебную оценочную экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения; имеет специальное высшее образование, достаточный стаж экспертной работы.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость спорных объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение экспертизы основано на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, в нем приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объектов оценки. Экспертом произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2014 года.
Суд находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, которое может быть положено в основу решения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, сторонами по делу не представлено, на наличие таких недостатков экспертного заключения стороны не ссылались. Представитель административного истца полагала выводы судебной оценочной экспертизы объективными.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствуют, оснований не доверять экспертному заключению не имеется.
При этом выводы отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества N01/249/1407 от 21 августа 2015 года, выполненного ООО "АКЦ "Департамент профессиональной оценки", не нашли своего объективного подтверждения в заключении судебной оценочной экспертизы, которому суд доверяет и на результатах которого основывает свое решение об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества, равной их рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2014 года.
Доказательств, свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости указанных объектов недвижимого имущества, сторонами не представлено.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным частично удовлетворить административное исковое заявление ООО "Белкофорте", установив кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0008008:1046, площадью 3024,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Декабристов, д.38, корп.1, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 199 600 000 рублей; кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0002013:1036, площадью 3286,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д.8, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 200 500 000 рублей; кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0002013:1011, площадью 3331,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д.8, корп.1, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 229 000 000 рублей; кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0002013:1008, площадью 11 790, 2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д.8, корп.2, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 676 000 000 рублей.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Поскольку ООО "Белкофорте" с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных нежилых зданий обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москва, 03 декабря 2015 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 01 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Белкофорте" об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:02:0008008:1046, общей площадью 3024,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Декабристов, д.38, корп.1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 199 600 000 (сто девяносто девять миллионов шестьсот тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:02:0002013:1036, общей площадью 3286,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д.8, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 200 500 000 (двести миллионов пятьсот тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:02:0002013:1011, общей площадью 3331,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д.8, корп.1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 229 000 000 (двести двадцать девять миллионов) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:02:0002013:1008, общей площадью 11790, 2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пришвина, д.8, корп.2, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 676 000 000 (шестьсот семьдесят шесть миллионов) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости зданий с кадастровыми номерами 77:02:0008008:1046, 77:02:0002013:1036, 77:02:0002013:1011, 77:02:0002013:1008 в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:02:0008008:1046, 77:02:0002013:1036, 77:02:0002013:1011, 77:02:0002013:1008 считать дату обращения Общества с ограниченной ответственностью "Белкофорте" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 03 декабря 2015 года.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "Белкофорте" - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.