Судья Московского городского суда Козлов И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГУП ТМКБ "Союз" Дерикот П.К. и дополнение к жалобе защитника ФГУП ТМКБ "Союз" Матвеева И.В. на решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2015 года, которым постановление N <***> государственного инспектора по охране природы Департамента Росприроднадзора по ЦФО Матвеевой И.Л. от 27 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия Тушинского машиностроительного конструкторского бюро "Союз" оставлено без изменения, жалоба защитника - без удовлетворения,
установил:
27 мая 2014 года государственным инспектором по охране природы Департамента Росприроднадзора по ЦФО Каримовым А.Г. вынесено постановление N <***>, которым ФГУП ТМКБ "Союз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, защитник ФГУП ТМКБ "Союз" обратился в Тушинский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением, защитники ФГУП ТМКБ "Союз" Дерикот П.К. и Матвеев И.В. подали жалобы в Московский городской суд, в которой просили решение Тушинского районного суда г. Москвы отменить, указывая на невиновность ФГУП ТМКБ "Союз", которое в силу финансовых трудностей и наличием ареста на счетах предприятия не имело возможности своевременно исполнить требования закона, а также, что ФГУП ТМКБ "Союз" не было извещено своевременно о проводимой в отношении предприятия проверки.
Законный представитель ФГУП ТМКБ "Союз" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён.
Учитывая положения, установленные ст. 25.4 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя ФГУП ТМКБ "Союз" , извещённого о времени и месте судебного заседания.
Защитник ФГУП ТМКБ "Союз" Матвеев И.В. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, выслушав защитника, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления суда не нахожу.
Из материалов дела следует, что при проведении плановой выездной проверки 24 апреля 2014 года в 14 час. 30 мин. на территории ФГУП ТМКБ "СОЮЗ" по адресу: <***>, было выявлено несоблюдение ФГУП ТМКБ "СОЮЗ" экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе и накоплении отходов производства и потребления, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно: на предприятии отсутствовали паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующиеся в результате деятельности предприятия.
Факт совершения правонарушения и виновность ФГУП ТМКБ "СОЮЗ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств:
-протоколом об административном правонарушении от 20 мая 2014 года N 10-33/889 с описанием события административного правонарушения, составленным в отношении ФГУП ТМКБ "СОЮЗ" уполномоченным должностным лицом;
-приказом Департамента Росприроднадзора по ЦФО о проведении плановой выездной проверки с отношении ФГУП ТМКБ "СОЮЗ" от 28 марта 2014 года N <***>;
-актом проверки от 24 апреля 2014 года N 730;
-договором долгосрочной аренды земельного участка от 28 декабря 1998 года N <***>, заключённым между Московским земельным комитетом и ФГУП ТМКБ "СОЮЗ" ;
-свидетельствами о государственной регистрации права;
-уставом ФГУП ТМКБ "СОЮЗ";
- договорами на вывоз отходов, договором по утилизации люминесцентных ламп, актами сдачи-приемки услуг по утилизации люминесцентных ламп, другими доказательствами.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признаётся несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" об отходах производства и потребления отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "Обращением с отходами" понимается в том числе деятельность по сбору и накоплению отходов.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу ч. 1 ст. 19 Закона об отходах производства индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
При этом в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) и указания по ее заполнению.
Согласно п. 5 Приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
В силу п. п. 2 и 3 ст. 14 Закона об отходах производства все хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
В соответствии с указанной нормой обязанность подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности лежит на всех юридических лицах, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, а не только на занимающихся размещением отходов.
При таких обстоятельствах действия ФГУП ТМКБ "Союз" правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на нарушение Департаментом Росприроднадзора по ЦФО сроков уведомления о проведении плановой выездной проверки не может быть принята судом во внимание, поскольку опровергается имеющимся в деле уведомлением N <***>от 01 апреля 2014 года, согласно которого ФГУП ТМКБ "СОЮЗ" было извещено о проведении проверки 01 апреля 2016 года.
Ссылка заявителя на невозможность исполнения требования закона по причине принятия судебным приставом обеспечительных мер в отношении имущества не может служить основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанностей, предусмотренных законом "Об отходах производства и потребления" и, следовательно, не является основанием для освобождения ФГУП ТМКБ "Союз" от ответственности.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств и не свидетельствуют о невиновности ФГУП ТМКБ "СОЮЗ" в совершении инкриминируемого ему деяния.
Наказание ФГУП ТМКБ "СОЮЗ" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ. При назначении наказания, орган административной юрисдикции учёл характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2015 года и постановление N <***> государственного инспектора по охране природы Департамента Росприроднадзора по ЦФО Матвеевой И.Л. от 27 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФГУП ТМКБ "СОЮЗ" оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.